Законодательство, базируясь на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного использования убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности.
Кодекс об административных правонарушениях (ст. 2.9) устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, при малозначительности проступка. Освобождение от административной ответственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной). По существу, в названных случаях в том или ином виде судьей, уполномоченными органами и должностными лицами осуществляется освобождение от административной ответственности тех, кто нарушил правовые предписания.
Статьей 4.5 КоАП установлен давностный срок назначения административного наказания — постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (нарушение правил воинского учета, проживание без регистрации, уклонение от перерегистрации охотничьего ружья и т. д.), то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения. [7]
При малозначительности совершения административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Это положение закона означает, что судья, орган (должностное лицо), полномочный решать дело по существу, имеет право применить к нарушителю такое средство воздействия, которое не является административным наказанием и не относится к мерам общественного воздействия. При этом вполне очевидно, что устные замечания, сделанные правонарушителю, не влекут юридических последствий.[8]
|
Главное состоит в том, чтобы при решении вопроса об освобождении нарушителя от административной ответственности были тщательно учтены все объективные и субъективные стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП).
Специфическим временным освобождением от административной ответственности является предусмотренная ст. 31.5 КоАП отсрочка исполнения постановления о назначении административного наказания.
В законодательном порядке предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих и некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации.
Заключение.
Итак, административная ответственность как вид юридической ответственности представляет собой реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний.
|
Основные положения, регламентирующие административную ответственность, закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Административная ответственность является необходимым элементом любой административной системы, поскольку позволяет обеспечить исполнение принятых управленческих решений и обеспечить правомерное поведение граждан, должностных лиц и организаций в сфере государственного и муниципального управления.
Основанием административной ответственности служит административное правонарушение, которым признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Признаками административного правонарушения (исходя из определения) будут являться: противоправность, виновность и наказуемость.
Административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, регулирующих поведение всех граждан вне зависимости от их принадлежности к тому или иному коллективу.
Основным критерием, позволяющим отграничить административное правонарушение от преступления, является общественная опасность, признак, которым административное правонарушение не обладает.
|
Таким образом, существование административной ответственности как таковой призвано осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону. Ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение.
Список литературы.
1.Конституция РФ
2. КоАП РФ
3. Бахрах Д.Н. Административное право России, 2006.
4. В. М. Манохин, Ю. С. Адушкин, З. А. Багишаев «Российское административное право», 2013.
5. Бельский К. С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 1999.
6. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие,2004.
7. Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 1998
8. Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право, 2006.
9. Библиотека юриста - https://www.lawbook.by.ru/
[1][ Бельский К. С. Государство и право, 1999.]
[2] [ Гоббс Т. Сочинения, 1991.]
[3] [Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 3.04.2014 г. № 195-ФЗ СЗ РФ. 2014. № 1 (ч. 1).]
[4] [Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие, 2004.]
[5] [Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 1998]
[6] [Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право, 2006.]
[7] [Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 3.04.2014 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 1 (ч. 1).]
[8] [В. М. Манохин, Ю. С. Адушкин, З. А. Багишаев «Российское административное право». М., 2013 г.]