Олимпийские игры в древности
Педагогические цели | Создать условия для понимания места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества, формирования представлений о правилах проведения игр, видах спортивных состязаний, выдающихся достижениях олимпиоников; о возобновлении традиций проведения Олимпийских игр в наши дни; содействовать развитию умения сопоставлять древние игры с современными |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие |
Планируемые результаты (предметные) | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира |
Личностные результаты | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Метапредметные результаты | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины | Спортивные состязания. Начало Олимпийских игр (776 г. до н. э.). Значение Олимпийских игр, их место в жизни эллинов. Подготовка к играм, торжественное открытие. Виды олимпийских состязаний, правила участия. Знаменитые олимпионики: Милон, Полидам, Феаген. Награждение победителей. Судьба олимпийских состязаний с древности до наших дней. Олимпийские игры, олимпионик, пятиборье, стадион, ипподром, атлет |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к уроку. Аппликация (слайды) «Гонки колесниц на Олимпийских играх». Рабочая тетрадь № 2. Учебные картины: «Олимпийские состязания», «В Олимпии перед играми», «Копьеносец» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа, сообщение учителя | – Какое событие связано с датой 2014 г. и городом Сочи? – Почему Олимпийские игры так называются? Как они появились? – Сегодня мы узнаем, когда и где зародились Олимпийские игры и как они проходили в то далекое время | Слушают учителя, связывают дату (2014 г.), место (г. Сочи) и событие (Олимпийские игры) | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Олимпийские игры в древности | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картой, картинами, беседа | Показывает на карте Олимпию, гору Олимп. Знакомит с датой 776 г. до н. э., предлагает подсчитать, сколько лет назад зародились Олимпийские игры. Рассказывает о зарождении Олимпийских игр, подготовке к играм, торжественном открытии, видах олимпийских состязаний, правилах участия, награждении победителей, используя картины, иллюстрации Праздник, объединявший эллинов - Накануне игр объявлялся священный мир. - На играх соревновались: - борцы, - бегуны, - копьеметатели, - дискометатели, - кулачные бои, - прыгуны. - Игры проводились 1 раз в 4 года, летом. - На время игр запрещались войны между полисами. - Проходили в г. Олимпии, в Южной Греции. - Сотни участников, тысячи зрителей. - Первые игры состоялись в 776 г. до н.э. Подготовка к играм. - В состязаниях участвовали все свободные греки. - Женщинам запрещалось присутствовать даже в качестве зрителей. - Олимпийские игры посвящались Зевсу. - За 9 месяцев до начала игр участники приступали к тренировкам. - За месяц приезжали в Южную Грецию и тренировались вблизи Олимпии. - Бедняки не могли, так долго тренироваться, поэтому участвовали только богачи. Пять незабываемых дней. - Олимпийские игры продолжались 5 дней. - Первый день: приносили жертвы богам, давали клятву. - Второй– четвертый дни: соревнования. - Состязания проходили на стадионе. - Главное состязание пятиборье: - бег, - прыжки в длину с гирями, - метание копья, - метание диска, - борьба (противник должен коснуться земли плечом, бедром или спиной). - Кулачный бой. - Бег с оружием. - Гонки колесниц: - проходили на ипподроме, - владелец лошадей нанимал возничего, но победителем считался владелец, - 12 раз огибали ипподром, - часто были столкновения колесниц. - Пятыйдень – награждение: - победителю – венок из оливы, - зрители кричали: «Слава победителю». | Находят на карте Олимпию и Олимп, называют, в каких частях Греции они находятся. Подсчитывают, сколько лет прошло с зарождения Олимпийских игр. Раскрывают смысл терминов, понятий. Извлекают информацию из картин, иллюстраций | Познавательные: структурируют знания; используют знаково-символические средства; владеют умением смыслового восприятия познавательного рассказа; ориентируются на карте. Коммуникативные: слушают и понимают речь других; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка | Беседа по вопросам, работа с картой |
Знаменитые атлеты | Фронтальная. Словесный. Работа с текстом, беседа | Организует чтение с остановками п. 4 § 33 Методика работы с текстом «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками, во время которых будут задаваться вопросы: одни на понимание текста, другие на прогнозирование последующего отрывка. Материал для чтения – текст учебника. Цель методики – улучшить качество чтения и понимание текста. * * * Легендарные рассказы о знаменитых атлетах(дети заранее готовят пересказы о них) - Борец Милон, Полидам, Феаген Милен: - борец, - поднимал теленка и носил на плечах, - 6 раз был победителем Олимпийских игр. - Однажды все отказались бороться с ним и победу присудили без борьбы. - Идя за венком, поскользнулся и упал. - Зрители засмеялись. - «Я упал 1 раз, кто бросит меня на землю еще 2 раза станет победителем». - Никто вызов не принял. Полидам: - Одной рукой удерживал колесницу, запряженную четверкой лошадей. - Подобно Гераклу, однажды задушил льва. Феаген: - Кулачный боец. - Еще в школе унес с площади бронзовую статую, а потов вернул назад. Возвращение в родной город - Победителя встречал весть родной город. - Атлет в пурпурной одежде на колеснице подъезжал к храму. - приносил свой венок в дар богам. - Город ставил победителю статую. - До конца жизни кормили бесплатным обедом. | Называют знаменитых олимпиоников | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения | Беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Коллективная, групповая. Словесный, исследовательский, проблемный, практический. Составление таблицы, беседа | – Греки рассматривали спортивные состязания как подготовку к войне, а войну – как подготовку к состязаниям. Обоснуйте правильность этого утверждения. Предлагает сравнить древние и современные Олимпийские игры, найти сходство и различие, составить и заполнить таблицу (см. Приложение) | Рассматривают сходство и различие древних и современных Олимпийских игр по следующим критериям: периодичность, время проведения, продолжительность, участники, виды и количество состязаний | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения, коррективы в план и способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами. Познавательные: осуществляют сравнение по самостоятельно определенным критериям; структурируют знания | Таблица, беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 33. Задания 29–32 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Вопросы; задания в рабочей тетради |