Природа и люди Древней Индии. Организационная структура урока
Природа и люди Древней Индии
Педагогические цели
| Способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда и Ганга, жизнью и занятиями населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии
| Тип и вид урока
| Усвоение знаний, навыков и умений / урок-беседа
| Планируемые результаты (предметные)
| Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества
| Личностные результаты
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
| Метапредметные результаты
| Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.
| Основное содержание темы, понятия и термины
| Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей Древней Индии, сельскохозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города-государства. Бог Ганеша. Вера в переселение душ. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар
| Образовательные ресурсы
| Учебник. Карты: «Древние государства мира», «Индия и Китай в древности». Электронное приложение к учебнику. Рисунок-схема «Главные реки и горы Древней Индии». Рабочая тетрадь № 1
|
Организационная структура урока
Этапы урока
| Формы, методы, методические приемы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Форма контроля
| характеристика основных видов деятельности
| формируемые УУД
| I. Организационный момент
| Фронтальная. Словесный. Слово учителя
| Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
| Быстрое включение в деловой ритм
|
| II. Актуализация знаний и способов действий.
Древние государства мира
| Фронтальная. Словесный, наглядный, практическийБеседа, работа с картой, «линией времени», хронологией
| – Покажите на карте «Древние государства мира» страны, где раньше возникли государства, письменность, развивались научные знания, велось строительство больших сооружений.
– Скажите и покажите на карте, до какой реки доходили владения царя Дария на востоке; до каких морей на севере и на западе.
– Какую страну – Египет или Вавилон – персы завоевали раньше и на сколько?
– Сколько прошло лет от времени фараона Тутмоса до завоевания Египта персами?
| Показывают на карте изученные страны: Древний Египет, Древнее Двуречье, огромные размеры Персидского царства. Работают с «линией времени», отмечают на ней даты, выполняют
вычисления. Знают даты важнейших исторических событий
| Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; используют доказательство.
Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
| Беседа по вопросам, работа с картой, «линией времени», хронология
| III. Постановка учебной задачи
| Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа
| – Вы приступаете к знакомству с Древней Индией. Предположите, с чего начнем мы это знакомство. Обоснуйте свою мысль. Приведите примеры того, как природа знакомой вам древней страны влияла на жизнь населения, его занятия и религиозные верования
| Слушают учителя, формулируют учебную задачу.
Приводят примеры того, как природа древней страны влияла на жизнь населения, его занятия и религиозные верования
| Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
| Беседа по вопросам
| IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей
| Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, рисунком-схемой, иллюстрациями, беседа
| Самостоятельная работа с текстом учебника:
Задание:
· прочитать пункты 1, 2, 3, 4 в параграфе 20;
· вспомнить каких зверей упоминает в своей сказке «Маугли» Р.Киплинг;
· заполнить таблицу в тетради (Приложение №1)
Природа Древней Индии*.
*В ходе заполнения таблицы – беседа, комментарии.
Беседа после заполнения таблицы:
– Покажите на карте Индию и скажите, где она расположена.
– Покажите на карте горы и главные реки Индии.
– Какому занятию благоприятствовали условия долин Инда и Ганга в древности? Чему благоприятствовали?
– Подумайте, какая из речных долин Индии была раньше заселена земледельцами. Почему?
| Показывают на карте местоположение Древней Индии, горы и главные реки Индии – Инд и Ганг. Зная природные условия, определяют основные занятия жителей. Поясняют, почему долина Инда была раньше заселена земледельцами
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность
производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
| Работа с картой, беседа по вопросам
| Животные и боги. Вера в переселение душ
| Парная. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, документом, беседа
| Животные и боги
- Животные джунглей: обезьяны, львы, леопарды, тигры, питоны, кобры, гадюки.
- Люди задабривали ядовитых змей пищей.
- Некоторые боги в виде животных: лес, слон, обезьяна.
- Мудрый бог Ганеша в виде слона. (стр. 98)
- Корова – священное животное- она давала людям молоко, её называли матерью, божественной кормилицей. Тот кто убивал корову, считался страшным преступником.
- Индийцы, самые благочестивые не ели мяса.
Вера в переселение душ.
- После смерти человек может родиться животным, а животное – человеком (когда кто-нибудь умирает, он не перестает жить, а просто меняет свой облик)
- Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения (стр. 100 абзац 1. примеры)
- Люди должны проявлять милосердие ко всем живым существам.
- Причиняешь боль червяку – а в нем душа твоего отца.
Организует работу с документом (стр.99) «Сказание о Раме», беседу
1) «Сказание о Раме». Кто в этом сказании олицетворяет добро и кто – зло? Какие человеческие качества героев сказания привлекли вас?
| Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника и документа. Сравнивают религиозные взгляды индийцев и египтян, определяют сходство (жизнь после смерти, суд), особенность религии индейцев –
переселение душ. Осуществляют анализ документа. Характеризуют человеческие качества
| Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.
Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости; принимают другое мнение и позицию
| Работа с текстом, документом, беседа по вопросам
| V. Закрепление знаний и способов действий
| Групповая. Словесный, творческий. Работа с картой, рассказ
| Вопросы для повторения:
· На каком полуострове находится Индия?
· Назови две реки протекающие по её территории.
· Гималаи. Что ты знаешь о них?
· Кто из обитателей джунглей тебе знаком?
· Земледелие являлось основным занятием индийцев, а что они выращивали?
· Индуизм. Какие из его богов тебе знакомы?
| Находят на карте и определяют местоположение Индии, ее главных рек, высочайших в мире гор; места раскопок древнейших городов Индии; территорию державы царя Ашоки, ее столицу. Готовят коллективные исторические рассказы по составленным планам
| Регулятивные: составляют план и последовательность действий.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: принимают участие в работе группами; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости
| Работа с картой, рассказ, план рассказа
| VI. Информация о домашнем задании
| Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя
| Комментирует задание.
Задания 80, 81 в рабочей тетради
(1–5).
Индивидуальные задания: подготовить сообщение стр.100 (1-2, по желанию)
| Воспринимают задание, уточняют
| Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение
| Контурная карта, сообщения, задание в рабочей тетради
| Приложение №1
Реки
| Леса
| Горы
| Почва
| Растительность
| Животные
| Полезные
ископаемые
|
|
|
|
| культурные
| дикие
| домашние
| дикие
|
|
|
|
|
|
Реки
| Леса
| Горы
| Почва
| Растительность
| Животные
| Полезные
ископаемые
| Ганг
Инд
| Джунгли
| Гималаи.
| Мягкая плодородная в долинах рек.
Пустыни.
| культурные
| дикие
| домашние
| дикие
| Серебро
Золото
Медь
Железо
Олово
| Просо
Бобы
Рис
Пшеница
Хлопок
Сах.тростник
| Манго.
Бананы.
Орехи.
Апельсины.
Мандарины
| Слоны,
верблюды,
лошади,
ослы,
куры и др.
| Тигры,
львы,
леопарды,
обезьяны,
змеи и др.
|
|
Поиск по сайту:
|