Педагогические цели
| Способствовать формированию представлений об изменении природы императорской власти при Константине Великом; содействовать ознакомлению с процессом превращения христианства в государственную религию, утверждением основ вероучения, организацией христианской церкви
|
Тип и вид урока
| Комбинированный / урок-проблема
|
Планируемые результаты (предметные)
| Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом
|
Личностные результаты
| Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
|
Метапредметные результаты
| Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
|
Основное содержание темы, понятия и термины, хронология
| Вторжение варваров. Правление императора Константина Великого. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Указ Константина, разрешающий христианам открыто молиться (313 г. н. э.). Переселение столицы империи в Константинополь (330 г. н. э.). Епископ, Рождество Христово, Пасха, Новый Завет, папа римский
|
Образовательные ресурсы
| Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Карты: «Разделение Римской империи и вторжение варваров», «Город Рим в период империи». План Константинополя
|
Этапы урока
| Формы, методы, методические приемы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Форма контроля
|
характеристика основных видов деятельности
| формируемые УУД
|
I. Организационный момент
| Фронтальная. Словесный. Слово учителя
| Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
| Быстрое включение в деловой ритм
|
|
II. Повторение изученного материала
| Фронтальная. Словесный, творческий. Беседа, задания, рассказ
| Организует проверку выполнения домашнего задания
| Рассказывают от
имени приезжего о Риме. Демонстрируют выполнение заданий в рабочей тетради
| Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы
| Рассказ,
задания в рабочей тетради
|
III. Постановка учебной задачи
| Фронтальная. Словесный. Беседа
| Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу
| Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока
| Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия
| Беседа
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Вторжение варваров
| Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Рассказ, работа
с картой
| Рассказывает о вторжении варваров в пределы Римской империи, организует работу с картой
| Читают историческую карту с опорой на легенду
| Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи
| Работа с картой
|
Император Константин
| Фронтальная. Словесный, проблемный. Рассказ, беседа
| Рассказывает об императоре Константине
| Характеризуют личность исторического деятеля
| Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
| Беседа по вопросам
|
Прикрепление колонов к земле
| Парная. Практический, проблемный.
Работа с текстом, беседа
| Предлагает прочитать п. 3 § 59.
– При Константине в положении колонов и «рабов с хижинами» появилось сходство. Какое?
| Проводят поиск необходимой ин-
формации в учебном тексте
| Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; осуществляют анализ.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других
| Беседа по вопросам
|
Перемены в положении христиан
| Групповая, фронтальная. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, беседа
| Предлагает прочитать п. 4 § 59.
– За что христиане во всем мире почитают Константина и его мать Елену? Докажите, что христиане не представляли опасности для императора. Объясните слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога…» Из каких двух частей состоит Библия? В какую из них входят Евангелия?
| Проводят поиск необходимой ин-
формации в учебном тексте. Раскрывают смысл, значение важнейших исторических понятий. Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий
| Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации
| Работа
с текстом, беседа по вопросам
|
Переселение столицы
| Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картой, планом Константинополя
| Рассказывает о переселении столицы в Константинополь, организует работу с картой, планом
| Читают историческую карту с опорой на легенду, описывают местоположение города по плану
| Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи
| Работа с картой, планом
Константинополя, рассказ
|
V. Закрепление знаний
и способов действий
| Индивидуальная, фронтальная. Тест, беседа
| Предлагает выполнить задание 81
в рабочей тетради
| Выполняют тестовые задания
| Познавательные: воспроизводят информацию по памяти
| Тест
|