Римская империя при Константине
Педагогические цели | Способствовать формированию представлений об изменении природы императорской власти при Константине Великом; содействовать ознакомлению с процессом превращения христианства в государственную религию, утверждением основ вероучения, организацией христианской церкви |
Тип и вид урока | Комбинированный / урок-проблема |
Планируемые результаты (предметные) | Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом |
Личностные результаты | Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Метапредметные результаты | Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
Основное содержание темы, понятия и термины, хронология | Вторжение варваров. Правление императора Константина Великого. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Указ Константина, разрешающий христианам открыто молиться (313 г. н. э.). Переселение столицы империи в Константинополь (330 г. н. э.). Епископ, Рождество Христово, Пасха, Новый Завет, папа римский |
Образовательные ресурсы | Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Карты: «Разделение Римской империи и вторжение варваров», «Город Рим в период империи». План Константинополя |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Повторение изученного материала | Фронтальная. Словесный, творческий. Беседа, задания, рассказ | Организует проверку выполнения домашнего задания | Рассказывают от имени приезжего о Риме. Демонстрируют выполнение заданий в рабочей тетради | Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы | Рассказ, задания в рабочей тетради |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу | Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия | Беседа |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Вторжение варваров | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Рассказ, работа с картой | Рассказывает о вторжении варваров в пределы Римской империи, организует работу с картой | Читают историческую карту с опорой на легенду | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Работа с картой |
Император Константин | Фронтальная. Словесный, проблемный. Рассказ, беседа | Рассказывает об императоре Константине | Характеризуют личность исторического деятеля | Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам |
Прикрепление колонов к земле | Парная. Практический, проблемный. Работа с текстом, беседа | Предлагает прочитать п. 3 § 59. – При Константине в положении колонов и «рабов с хижинами» появилось сходство. Какое? | Проводят поиск необходимой ин- формации в учебном тексте | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; осуществляют анализ. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Беседа по вопросам |
Перемены в положении христиан | Групповая, фронтальная. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, беседа | Предлагает прочитать п. 4 § 59. – За что христиане во всем мире почитают Константина и его мать Елену? Докажите, что христиане не представляли опасности для императора. Объясните слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога…» Из каких двух частей состоит Библия? В какую из них входят Евангелия? | Проводят поиск необходимой ин- формации в учебном тексте. Раскрывают смысл, значение важнейших исторических понятий. Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации | Работа с текстом, беседа по вопросам |
Переселение столицы | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картой, планом Константинополя | Рассказывает о переселении столицы в Константинополь, организует работу с картой, планом | Читают историческую карту с опорой на легенду, описывают местоположение города по плану | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Работа с картой, планом Константинополя, рассказ |
V. Закрепление знаний и способов действий | Индивидуальная, фронтальная. Тест, беседа | Предлагает выполнить задание 81 в рабочей тетради | Выполняют тестовые задания | Познавательные: воспроизводят информацию по памяти | Тест |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 59. Задание 82 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задание в рабочей тетради |