Устройство Римской республики
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с системой функционирования римской республиканской власти, деятельностью ее основных органов и государственных должностей; содействовать формированию представлений о римском войске; создать условия для развития умений находить различия в государственном строе Афин и Рима, структурировать учебный материал в виде схемы |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование |
Планируемые результаты (предметные) | Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные результаты | Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Метапредметные результаты | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии | Запрещение долгового рабства (326 г. до н. э.). Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его роль в Риме. Римское войско. Марсово поле, Форум, легион, туника, тога, кандида. Тит Ливий |
Образовательные ресурсы | Карта «Древний Рим». Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Схема «Устройство Римской республики». Учебная картина «Построение легиона». Диск «История. Древний мир. Средние века. 5– 6 классы» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Слушают учителя, формулируют учебные задачи урока | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия | Беседа |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Отмена долгового рабства (326 г. до н. э.) | Фронтальная. Словесный. Рассказ, беседа, работа с «линией времени» | Рассказывает об отмене долгового рабства. – Кем и когда было отменено долговое рабство в Афинах? Где раньше было отменено долговое рабство: в Афинах или в Риме? Могли ли римляне в год установления республики что-нибудь слышать о Солоне? Мог ли о нем что-нибудь знать легендарный Ромул? - Плебеи стали гражданами Рима. - Должностных лиц выбирали как из патрициев, так и из плебеев. - В 326 г. до н.э. было отменено долговое рабство. | Называют даты исторических событий; выполняют счет лет в истории, используя «линию времени» | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Беседа по вопросам, хронология |
Управление Римской республикой | Коллективная. Словесный, наглядный, практический, проблемный. Рассказ, работа со схемой, беседа | – Сравним Римскую и Афинскую республики. Рассказывает о выборах консулов и принятии законов, деятельности сената и его роли в Риме. Составляет схему «Устройство Римской республики» (см. Приложения 1, 2), выносит на доску памятку (см. Приложение 3) Выборы консулов и принятие законов. - Ежегодны на Марсовом поле были выборы консулов. - Гражданин писал на табличку имена тех, за кого он подавал голос. - Консулом мог стать и богатый, и бедный человек. - За выполнение должностей денег не платили. - Консулы обладали равной властью: - проводили набор в войско, - созывали Народное собрание, - предлагали новые законы, - каждый из них мог отменить распоряжение другого, - во время войны один консул оставался в Риме, другой возглавлял войско. - Народное собрание собиралось на Форуме – главной площади города. - Законы предлагали консулы и народные трибуны. - Граждане без обсуждения голосовали за закон или против. - Народный трибун мог запретить закон, если он считал его вредным. Сенат и его роль в Риме - В сенат без выборов попадали бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица. - В сенате было 300 чел., они находились там пожизненно. - Сенат: - сенат ни перед кем не отчитывался и не нес ответственности. | Осуществляют сравнение Римской и Афинской республик по памятке. Под руководством учителя составляют схему, строят рассказ на основе схемы | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение | Беседа по вопросам, рассказ по схеме |
Римское войско | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картиной, беседа | На основе учебной картины «Построение легиона», рассказывает о римском войске; предлагает определить сильные и слабые стороны легиона. – В чем преимущество построения легиона в бою сравнительно с македонской фалангой? Римское войско - Делилось на легионы. - В войске служили только землевладельцы. - Легионы строились в три линии (рис. На стр. 225). - Линия состояла из 10 рядов. - Первая линия – юноши, - Вторя – воины постарше и покрепче, - Третья – надежные, мужественные. - первыми вступали в бой юноши. - Если не могли одолеть врага, то отступали в промежутки между отрядами. - В бой вступала вторая линия. - Воины третьей линии смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стеной. - Конница защищала пехоту с флангов, а при победе преследовала противника. - В походе строили укрепленные лагеря: - Лагерь разбивался в форме четырехугольника. - Окружался рвом. - Возводился земляной вал. - На валу строился частокол. - Внутри лагеря устанавливались палатки. - Дисциплина в армии: - Если отряд проявлял трусость, то каждого десятого казнили. - Если часовой засыпал, его насмерть забивали палками. - Храбрецов награждали оружием и долю добычи увеличивали. - Кто первый взобрался на стену крепости, давали венок с изображением зубчатой стены. | Осуществляют анализ картины. Составляют рассказ, используя наглядные средства. Сравнивают римский легион и македонскую фалангу | Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации | Беседа по вопросам, рассказ |
Одежда римлян. Гадания в Риме | Индивидуальная, фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Сообщения | Организует выступления учащихся с сообщениями и презентациями на основе интернет-ресурсов Чтение текста стр.225, 226 (в синем блоке) - учебник | Выступают с сообщениями, показывают презентации | Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других | Сообщения, презентации |
IV. Закрепление знаний. Рим: от его возникновения до уста-новления господства над Италией | Индивидуальная. Практический. Работа с карточками | Организует работу с карточками компакт-диска по теме «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией» | Самостоятельно работают с карточками; выполняют дифференцированные задания | Познавательные: воспроизводят по памяти изученную информацию | Карточки |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Задания 59–62 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задания в рабочей тетради |