Классификация условных рефлексов




Аналитико-синтетическая деятельность коры

 

Время 90 минут

 

Учебные и воспитательные цели:

 

1. Сформировать представление о функциях коры больших полушарий.

2. Изучить механизмы образования условных рефлексов как формы приспособления к изменяющейся среде.

3. Составить представление о механизмах торможения условных рефлексов.

4. Научиться использовать полученные теоретические знания для оценки состояния функций коры головного мозга.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

1.Физиология человека: Учебник/ В 2-х томах. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. — М.: Медицина, 1997. —Т.2. — С. 260 – 264.

2.Физиология человека. Шмидт Р., Тевс Г. М.: Мир», 1986.Т. 2 С. 454—565.

3. Нормальная физиология. Учебник. Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачева Под ред. Э.Г. Улумбекова. Москва, 2005. С. 245.

4. Киеня А.И., Заика Э.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии/ Под ред. проф. А.И. Киени. — Гомель, 1999. — С. 24 – 38.

Дополнительная

1. Руководство по возрастной физиологии. Ред. В.Н. Черниговский —Л.: Наука, 1975.

2. Киеня А.И., Бандажевский Ю.И. Здоровый человек. Основные показатели: Справочник. — М.: ИП «Экоперспектива», 1997. — 108 с.

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Мультимедийная презентация 23 слайдов.

 

РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

№ п/п Перечень учебных вопросов Количество выделяемого времени в минутах
1. Биологические основы поведения  
  Высшая нервная деятельность. Условный рефлекс, классификация рефлексов. Механизмы образования условных рефлексов  
  Торможение в коре больших полушарий  
  Анализ и синтез раздражений. Динамический стереотип  
  Заключение  

Всего 90 мин

 

Классификация рефлексов

По биологическому значению все безусловные и условные рефлексы подразделяются на:

  1. Пищевые
  2. Локомоторные
  3. Статокинетические
  4. Оборонительные
  5. Ориентировочные
  6. Висцеральные
  7. Половые (и родительские)
  8. Рефлекс свободы
  9. Рефлекс цели
  10. Игровые и т.д.

 

Мотивации

 

Процессы, направляющие деятельность организма на поиск удовлетворения потребности или избегания отрицательных ситуаций, называют мотивациями.

n Низшие (первичные, простые)

Голод, страх, агрессия, половое влечение, забота о потомстве.

 

n Высшие (вторичные, сложные)

Желание учиться, делать карьеру, самосовершенствоваться и т.д.

n Активируются мотивации потребностями. Появляются в тесном единстве с эмоциями. Следовательно, на основании потребностей формируются мотивации, их реализация сопровождается эмоциями положительного или отрицательного знака.

 

Высшая нервная деятельность

 

ВНД – это психологические функции коры и подкорковых образований, которые обеспечивают взаимоотношения организма и среды.

Первые теоретические представления о рефлекторном характере деятельности коры и других высших отделов мозга были даны Сеченовым И.М. Развитие его идей получило подтверждение в экспериментах Павлова И.П.

 

Правила образования условных рефлексов

 

n Наличие не менее 2-х раздражителей

 

n Последовательность действия

раздражителей

 

n Многократное повторение

 

n Нормальное состояние полушарий мозга

 

n Отсутствие посторонних раздражителей

 

Безусловные рефлексы – это врожденная видовая реакция ЦНС, осуществляемая относительно постоянным проводящим путем в ответ на адекватные раздражители.

Условные рефлексы – это приобретенная в течении индивидуальной жизни реакция ЦНС, осуществляемая по временному, переменному рефлекторному пути в ответ на любой сигнальный раздражитель.

Условные рефлексы значительно расширяют число сигнальных, значимых для организма раздражителей, чем обеспечивается высокий уровень приспособительного поведения. При этом индифферентный раздражитель превращается в значимый сигнальный. Морфологической базой образования условного рефлекса является кора и подкорковые структуры.

 

Классификация условных рефлексов

По биологическому значению:

пищевые, оборонительные, ориентировочные, половые, двигательные и т.д.

 

По виду задействованных рецепторов:

Экстеро-, интеро-, проприорецептивные.

 

По отделу ЦНС и характеру ответа:

Спинальные, бульбарные, кортикальные, двигательные, секреторные и др.

По отношению сигнального раздражителя к подкрепляющему:

натуральные,

искусственные,

комплексные,

инструментальные,

наличные,

следовые,

рефлексы высшего порядка.

Рефлексы первого порядка вырабатываются на базе безусловных рефлексах. Рефлексы второго порядка вырабатываются на базе условных рефлексов первого порядка. Новый условный раздражитель подкрепляется условным сигналом первого порядка. Безусловный стимул отсутствует.

Условные рефлексы – это форма приспособления к изменяющимся условиям среды. Безусловные рефлексы консервативны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: