Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации




Принципы организации и деятельности прокуратуры -это исходные, основополагающие правовые положения, определяющие наиболее существенные признаки и свойства организации и деятельности органов прокуратуры РФ, ее сущность и предназначение.

Эти принципы носят всеобщий характер, распространяются на все органы прокуратуры, подлежат реализации при осуществлении всей многогранной деятельности прокуратуры, в том числе и при осуществлении прокурорского надзора.

Они закреплены в Конституции (ст. 129), а также в Законе о прокуратуре (ст. 4). К ним относятся: 1) законность; 2) гласность 3) единство и централизация; 4) независимость.

Принцип законности является общеправовым принципом, на основе которого действуют все правоохранительные органы. Для прокуратуры этот принцип имеет особое значение.

Законность выступает, во-первых, как цель прокурорского надзора, а это означает, что: а) прокуратуры обязаны не только выявлять нарушения закона, но и своевременно их устранять; б) осуществляя надзор за соблюдением законности, органы прокуратуры принимают меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан; в) они принимают меры к привлечению лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, к ответственности.

 
Принципы организации и деятельности прокуратуры Принципы организации и деятельности прокуратуры - это исходные, основополагающие правовые положения, определяющие наиболее существенные признаки и свойства организации и деятельности органов прокуратуры РФ, ее сущность и предназначение. Эти принципы носят всеобщий характер, распространяются на все органы прокуратуры, подлежат реализации при осуществлении всей многогранной деятельности прокуратуры, в том числе и при осуществлении прокурорского надзора. Они закреплены в Конституции (ст. 129), а также в Законе о прокуратуре (ст. 4). К ним относятся: 1) законность; 2) гласность 3) единство и централизация; 4) независимость. Принцип законности является общеправовым принципом, на основе которого действуют все правоохранительные органы. Для прокуратуры этот принцип имеет особое значение. Законность выступает, во-первых, как цель прокурорского надзора, а это означает, что: а) прокуратуры обязаны не только выявлять нарушения закона, но и своевременно их устранять; б) осуществляя надзор за соблюдением законности, органы прокуратуры принимают меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан; в) они принимают меры к привлечению лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, к ответственности. Во-вторых, законность является принципом организации и деятельности самой прокуратуры. Принцип законности в деятельности прокуратуры следует рассматривать как основополагающее правовое положение, обязывающее прокуратуру при осуществлении надзорных и иных функций действовать строго в рамках закона, только в пределах своих полномочий, соблюдая права и интересы физических и юридических лиц. Принцип гласности в деятельности прокуратуры - еще один общеправовой принцип, представляющий собой основополагающее правовое положение, обязывающее прокуратуру осуществлять свою деятельность открыто и доступно для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре). Важное значение принципа гласности состоит в том, что общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а в порядке обратной связи прокурор получает поддержку населения. В рамках реализации данного принципа органы прокуратуры обязаны информировать население о состоянии законности. В этих же целях в составе Генеральной прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение - Центр информации и общественных связей. Еще одно проявление гласности - ежегодное представление Генеральным прокурором палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклада о состоянии законности в стране и о проделанной работе по ее улучшению. Такую же информацию нижестоящие прокуроры представляют органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. Принцип единства и централизации органов прокуратуры является специальным принципом. Он закреплен в Конституции (ст. 129) и в Законе о прокуратуре (п. 1 ст. 4). Суть его состоит в том, что он определяет устройство прокуратуры РФ как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Из этого конституционного положения вытекает следующее:
  • все органы прокуратуры составляют единую централизованную систему с безусловным подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Обеспечение единой законности на территории РФ может быть достигнуто в том случае, если прокуратура построена как единый орган, если вся система органов прокуратуры действует как единый механизм, одними и теми же методами и в одних и тех же формах;
  • деятельность всех органов прокуратуры направляется из единого центра - они все подчиняются Генеральному прокурору РФ. Все прокуроры: прокуроры субъектов РФ, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры - назначаются Генеральным прокурором РФ. Это делает прокурорскую систему цельной и монолитной и дает возможность подчинить ее выполнению задач по единообразному пониманию и применению законодательства на всей территории РФ. В связи с этим:
  • любой прокурор в пределах своей компетенции действует от имени прокуратуры, а не своего личного, и имеет право на осуществление всех предусмотренных законом полномочий;
  • при выполнении своих обязанностей прокурор может быть заменен другим прокурором;
  • вышестоящий прокурор несет ответственность за законность деятельности подчиненных прокуроров.
Принцип независимости прокуратуры сформулирован в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре. Суть его состоит в том, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Воздействие в какой-либо форме органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, каких-либо должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемые им решения или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Независимость прокуратуры исключает вмешательство в ее деятельность отдельных должностных лиц, представителей средств массовой информации с требованиями о предоставлении информации, затрагивающей такие вопросы, которые еще не нашли окончательного разрешения или составляют государственную или служебную тайну. Законом установлено, что прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Принцип независимости включает и обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Важным фактором обеспечения независимости является требование недопущения заниматься прокурорам некоторыми видами деятельности. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

 

Организация работы в органах прокуратуры осуществляется в двух основных направлениях: организации внешнефункциональной деятельности и организации внутрифункциональной деятельности.

1. Организация внешнефунациональной деятельности направлена главным образом на организацию осуществления основных направлений деятельности (функций) прокуратуры: организацию прокурорского надзора, организацию работы прокуроров по рассмотрению дел судами, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности, участие в международном сотрудничестве и т.д.

Организация внешнефункциональной деятельности возлагается на Генерального прокурора, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур. В рамках этой деятельности соответствующие прокуроры принимают управленческие решения в виде приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, принимают необходимые меры по реализации этих решений. Важной составляющей внешнефункциональной деятельности является контроль за работой подчиненных прокуратур, оценка деятельности прокурорских работников, связанный с выполнением возложенных на прокуратуры основных функций.

2. Организация внутрифункциональной деятельности осуществляется внутри каждого отдельного органа и учреждения прокуратуры. В данном случае речь идет о планировании работы, о контроле и проверке исполнения решений и поручений, о работе с кадрами, о взаимодействии и координации деятельности внутри структурных подразделений и т.д.

 

Задача.

В отдел кадров областной прокуратуры обратился гражданин Покрышкин с заявлением о приёме на работу в органы прокуратуры на должность помощника районного прокурора.

К заявлению он приложил: автобиографию, диплом о высшем юридическом образовании, справку о гражданстве РФ и гражданстве Германии, медицинскую справку о возможности по состоянию здоровья выполнять работу в органах прокуратуры.

В ходе проверки, проведенной отделом кадров, стало известно, что гр-н Покрышкин судим 13 лет назад за квартирную кражу. Покрышкину было отказано в приёме на работу в органы прокуратуры.

Покрышкин не согласился с отказом в приеме на работу, так как судимость его давно погашена и по действующему российскому законодательству он считается не судимым, потребовал письменный ответ об отказе в приёме на работу, предупредив, что он обжалует отказ в приёме на работу.

Вопросы к задаче:

Правильно ли поступил начальник отдела кадров, отказав гр-ну Покрышкину в приёме на работу в органы прокуратуры?

По каким основаниям лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры?

В каком порядке гражданин может обжаловать решение начальника отдела кадров (куда, в какие сроки)?

Подготовьте проект мотивированного письменного ответа от имени начальника отдела кадров гр-ну Покрышкину.

 

 

Ответ:

1. начальник отдела кадров правильно поступил, отказав гр-ну Покрышкину в приеме на работу, так как лицо, которое имеет или имело судимость не вправе занимать должность в прокуратуре. А также вторым фактором на отказ является гражданство Германии.

 

2. Не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе лицо, если оно:

  • имеет гражданство иностранного государства;
  • признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
  • имело или имеет судимость;
  • имеет заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  • состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: