Принципы организации и деятельности прокуратуры -это исходные, основополагающие правовые положения, определяющие наиболее существенные признаки и свойства организации и деятельности органов прокуратуры РФ, ее сущность и предназначение.
Эти принципы носят всеобщий характер, распространяются на все органы прокуратуры, подлежат реализации при осуществлении всей многогранной деятельности прокуратуры, в том числе и при осуществлении прокурорского надзора.
Они закреплены в Конституции (ст. 129), а также в Законе о прокуратуре (ст. 4). К ним относятся: 1) законность; 2) гласность 3) единство и централизация; 4) независимость.
Принцип законности является общеправовым принципом, на основе которого действуют все правоохранительные органы. Для прокуратуры этот принцип имеет особое значение.
Законность выступает, во-первых, как цель прокурорского надзора, а это означает, что: а) прокуратуры обязаны не только выявлять нарушения закона, но и своевременно их устранять; б) осуществляя надзор за соблюдением законности, органы прокуратуры принимают меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан; в) они принимают меры к привлечению лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, к ответственности.
Принципы организации и деятельности прокуратуры
Принципы организации и деятельности прокуратуры -
это исходные, основополагающие правовые положения, определяющие наиболее существенные признаки и свойства организации и деятельности органов прокуратуры РФ, ее сущность и предназначение.
Эти принципы носят всеобщий характер, распространяются на все органы прокуратуры, подлежат реализации при осуществлении всей многогранной деятельности прокуратуры, в том числе и при осуществлении прокурорского надзора.
Они закреплены в Конституции (ст. 129), а также в Законе о прокуратуре (ст. 4). К ним относятся: 1) законность; 2) гласность 3) единство и централизация; 4) независимость.
Принцип законности является общеправовым принципом, на основе которого действуют все правоохранительные органы. Для прокуратуры этот принцип имеет особое значение.
Законность выступает, во-первых, как цель прокурорского надзора, а это означает, что: а) прокуратуры обязаны не только выявлять нарушения закона, но и своевременно их устранять; б) осуществляя надзор за соблюдением законности, органы прокуратуры принимают меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан; в) они принимают меры к привлечению лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, к ответственности.
Во-вторых, законность является принципом организации и деятельности самой прокуратуры. Принцип законности в деятельности прокуратуры следует рассматривать как основополагающее правовое положение, обязывающее прокуратуру при осуществлении надзорных и иных функций действовать строго в рамках закона, только в пределах своих полномочий, соблюдая права и интересы физических и юридических лиц.
Принцип гласности в деятельности прокуратуры - еще один общеправовой принцип, представляющий собой основополагающее правовое положение, обязывающее прокуратуру осуществлять свою деятельность открыто и доступно для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре). Важное значение принципа гласности состоит в том, что общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а в порядке обратной связи прокурор получает поддержку населения. В рамках реализации данного принципа органы прокуратуры обязаны информировать население о состоянии законности. В этих же целях в составе Генеральной прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение - Центр информации и общественных связей.
Еще одно проявление гласности - ежегодное представление Генеральным прокурором палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклада о состоянии законности в стране и о проделанной работе по ее улучшению. Такую же информацию нижестоящие прокуроры представляют органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.
Принцип единства и централизации органов прокуратуры является специальным принципом. Он закреплен в Конституции (ст. 129) и в Законе о прокуратуре (п. 1 ст. 4). Суть его состоит в том, что он определяет устройство прокуратуры РФ как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Из этого конституционного положения вытекает следующее:
|
|
|
|
Организация работы в органах прокуратуры осуществляется в двух основных направлениях: организации внешнефункциональной деятельности и организации внутрифункциональной деятельности.
1. Организация внешнефунациональной деятельности направлена главным образом на организацию осуществления основных направлений деятельности (функций) прокуратуры: организацию прокурорского надзора, организацию работы прокуроров по рассмотрению дел судами, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности, участие в международном сотрудничестве и т.д.
Организация внешнефункциональной деятельности возлагается на Генерального прокурора, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур. В рамках этой деятельности соответствующие прокуроры принимают управленческие решения в виде приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, принимают необходимые меры по реализации этих решений. Важной составляющей внешнефункциональной деятельности является контроль за работой подчиненных прокуратур, оценка деятельности прокурорских работников, связанный с выполнением возложенных на прокуратуры основных функций.
2. Организация внутрифункциональной деятельности осуществляется внутри каждого отдельного органа и учреждения прокуратуры. В данном случае речь идет о планировании работы, о контроле и проверке исполнения решений и поручений, о работе с кадрами, о взаимодействии и координации деятельности внутри структурных подразделений и т.д.
Задача.
В отдел кадров областной прокуратуры обратился гражданин Покрышкин с заявлением о приёме на работу в органы прокуратуры на должность помощника районного прокурора.
К заявлению он приложил: автобиографию, диплом о высшем юридическом образовании, справку о гражданстве РФ и гражданстве Германии, медицинскую справку о возможности по состоянию здоровья выполнять работу в органах прокуратуры.
В ходе проверки, проведенной отделом кадров, стало известно, что гр-н Покрышкин судим 13 лет назад за квартирную кражу. Покрышкину было отказано в приёме на работу в органы прокуратуры.
Покрышкин не согласился с отказом в приеме на работу, так как судимость его давно погашена и по действующему российскому законодательству он считается не судимым, потребовал письменный ответ об отказе в приёме на работу, предупредив, что он обжалует отказ в приёме на работу.
Вопросы к задаче:
Правильно ли поступил начальник отдела кадров, отказав гр-ну Покрышкину в приёме на работу в органы прокуратуры?
По каким основаниям лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры?
В каком порядке гражданин может обжаловать решение начальника отдела кадров (куда, в какие сроки)?
Подготовьте проект мотивированного письменного ответа от имени начальника отдела кадров гр-ну Покрышкину.
Ответ:
1. начальник отдела кадров правильно поступил, отказав гр-ну Покрышкину в приеме на работу, так как лицо, которое имеет или имело судимость не вправе занимать должность в прокуратуре. А также вторым фактором на отказ является гражданство Германии.
2. Не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе лицо, если оно:
- имеет гражданство иностранного государства;
- признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
- имело или имеет судимость;
- имеет заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению им служебных обязанностей;
- состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.