Государственный контроль за рисками




 

Выдача НПФ лицензий, контроль за размещением страховых резервов, за операциями страховщиков, их платежеспособностью осуществляются инспекцией НПФ при Минтруда России. Инспекция контролирует чуть более двухсот фондов.

Вновь создаваемые фонды могут предварительно (перед прохождением государственной регистрации) согласовывать свои учредительные документы в Инспекции НПФ, а фонды, имеющие лицензии на право осуществления деятельности, обязаны согласовывать изменения и дополнения, которые они предполагают внести в свои учредительные документы.

Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. N 1385 утверждены Требования к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения. В соответствии с ними пенсионная схема фонда определяет условия негосударственного пенсионного обеспечения и служит основой для заключения фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда договора о негосударственном пенсионном обеспечении. Согласно п. 4 указанных Требований применяемые фондами пенсионные схемы должны определять:

- порядок внесения пенсионных взносов вкладчиками фонда, их размеры, периодичность и продолжительность внесения;

- порядок получения участниками фонда негосударственных пенсий, их размеры, периодичность и продолжительность выплат;

- методику актуарных расчетов обязательств фонда перед его вкладчиками (участниками);

- методику расчета размеров выкупных сумм;

- порядок ведения именных и солидарных пенсионных счетов;

- возможность или невозможность наследования пенсионных накоплений участников фонда.

Наименования пенсионных схем фондов должны отражать основные отличительные особенности этих схем.

Обязательным условием применения пенсионной схемы фонда является получение его участником пенсии в размере не менее 0,5 минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установленной законодательством РФ на момент заключения пенсионного договора.

В соответствии с законодательством НПФ может потратить на обеспечение любых собственных расходов не более 3% поступивших взносов, если это прямо предусмотрено в его пенсионных правилах и, кроме того, конкретным пенсионным договором. Пенсионные взносы за вычетом указанных процентов полностью направляются на пенсионный счета.

Помимо этого, фонд вправе потратить на обеспечение своей уставной деятельности не более 15% инвестиционного дохода от размещения пенсионных резервов (реальный доход за вычетом указанных процентов направляется в пенсионные резервы и распределяется по пенсионным счетам).

Не допускается предусматривать в пенсионных схемах единовременного получения участником фонда пенсионных накоплений, учтенных на его пенсионном счете.

Особо следует отметить, что в целях охраны интересов участников фонд не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами, отдавать под залог пенсионные резервы, выступать в качестве учредителя в организациях, чья организационно - правовая форма предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя), а также выпускать ценные бумаги. Сделки, совершенные с нарушением указанных требований, признаются ничтожными.

НПФ в силу закона обязаны предоставлять вкладчикам и участникам информацию об управляющих компаниях и специализированных депозитариях, услугами которых пользуются, о накопленных на пенсионном счете средствах (с учетом реального инвестиционного дохода).

НПФ могут давать информацию о том, где и на каких условиях размещаются пенсионные резервы. В пенсионных правилах многих фондов это закреплено как их обязанность.

В целях обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками и обеспечения устойчивости их выполнения фонды формируют пенсионные резервы, которые состоят из резервов покрытия пенсионных обязательств и страхового резерва. Приказом Инспекции НПФ от 7 февраля 2000 г. N 7 установлены нормативный размер резервов покрытия пенсионных обязательств и норматив максимального размера страхового резерва.

Ежегодно аудитором подтверждается достоверность отчетности фонда, а заключением независимого актуария – финансовая устойчивость и платежеспособность фонда. Наличие процедуры независимой актуарной экспертизы резко снижает возможность применения ошибочных или недостаточно проверенных методик, а следовательно, и потери фондами финансовой устойчивости и платежеспособности.

Законодательством о НПФ предусмотрены строгие критерии отбора руководителей фондов и процедура согласования их кандидатур в инспекции НПФ.

В случае ликвидации НПФ средства пенсионных резервов направляются исключительно на удовлетворение требований вкладчиков и участников в соответствии с пенсионными договорами, при этом на средства пенсионных резервов не может быть обращено взыскание по прочим долгам фонда.

Правительство Российской Федерации воспользовалось данным законом правом установить дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов. Постановлением от 30 июня 2003 г. № 379 предусмотрено, что все сделки по инвестированию пенсионных накоплений совершаются через организаторов торговли на условиях поставки против платежа, исключаются адресные (договорные) сделки, что безусловно является мощным заслоном на пути манипулирования ценами, так, к сожалению, часто встречающемся на российском рынке акций.

Для бумаг субъектов Федерации и муниципальных бумаг (в мире рассматривается как лучший актив для пенсионных накоплений) установлены также правила обязательного обращения через организатора торговли со среднемесячным объемом сделок не менее 400 тыс. руб. и обязательным раскрытием информации о соответствующем бюджете

Далеко не все акции и облигации российских эмитентов разрешены для инвестирования пенсионных накоплений – эмитент облигации должен иметь целый ряд показателей финансовой устойчивости: отсутствие убытков за последние два года из трех, стоимость чистых активов свыше 500 млн. руб., рыночная стоимость всех ценных бумаг не менее 30 млн. руб. Естественно бумаги должны обращаться на рынке, где критерий – те же 400 тыс. руб. ежемесячного оборота. Требования к акциям еще более серьезные, здесь и количество акционеров свыше 1000, отсутствие убытков и стоимость чистых активов совпадают с требованиями по облигациям, а рыночная стоимость всех ценных бумаг составляет не менее 300 млн. руб.

Кроме того, Правительство установило максимальную долю активов в каждом инвестиционном портфеле: по госценным бумагам субъектов Российской Федерации она составляет 40%, муниципальным – 40%, облигациям российских корпораций – от 50% в 2004 г. до 80% в 2007 г.; акциям, – соответственно от 40 до 65%, ипотечным ценным бумагам — 40%.

Каким же образом будет работать та инфраструктура, которая позволит решить проблему барьера для недобросовестных действий, направленных на обман населения, кто будет тем профучастником, который окажет честные и высококвалифицированные услуги, как его выбрать из сотен финансовых посредников?

Законом поручено Правительству выбрать на конкурсе финансовые компании, которые составят инфраструктуру системы инвестирования пенсионных накоплений, однако, определив основные критерии их финансовой и профессиональной устойчивости. Правительство постановлением от 9 мая 2003 г. № 266 утвердило правила организации и проведения конкурса по отбору спецдепозитария и управляющих компаний, а постановлением от 26 июня 2003 г. № 390 утвердило и методику определения совокупного рейтинга спецдепозитария и требования к участникам конкурса и должностным лицам управляющих компаний. Следует, наверное, напомнить, что закон предполагает наличие одного спецдепозитария, обслуживающего пенсионные накопления. Спецдепозитарий – важнейший контролер на рынке пенсионных накоплений, осуществляющий контроль за каждым движением средств всех управляющих компаний, за состоянием и ценой активов, их соответствием инвестиционной декларации, он первый зажигает «красную лампу», информирует Минфин и Пенсионный фонд РФ о проблемах, держит руку на пульсе каждой компании.

Требования к спецдепозитарию, утвержденные Правительством, чрезвычайно жесткие и даже беспрецедентные для РФ. Основные требования для спецдепозитариев, участвующих в конкурсе – наличие собственных средств не менее 600 млн. руб. и размер обслуживаемых активов не менее 100 млн. руб., опыт работы не менее 2 лет, наличие опытных сотрудников и отсутствие санкций, а также наличие безотзывной банковской гарантии на сумму не менее 3 млрд. руб. Такие финансовые вложения, естественно, под силу только крупному участнику рынка, тем более, что совокупный рейтинг резко возрастает при росте показателей финансовой устойчивости.

В августе 2003 г. Министерство финансов объявило итоги конкурса по выбору специализированного депозитария, который будет обслуживать инвестирование накопительной части пенсий.

По результатам конкурса это право получила «Объединенная депозитарная компания», которую некоторое время назад приобрел Внешторгбанк, хотя формально она принадлежит компании «Международные торговые системы». В 2004 г. в этот банк поступят активы на сумму около 40 млрд. руб. — накопительная часть пенсионных отчислении в 2002 г. Из них расходы на обслуживание счетов составят 0,1%. Следовательно, государство отслеживает средства – пенсионными средствами управлять будет Внешэкономбанк, а хранить – спецдепозитарий Внешторгбанка. Внешторгбанк обещал не использовать монопольное положение на рынке и планирует инвестировать дополнительные средства в развитие спецдепозитария (на построение инфраструктуры для работы с пенсионными средствами, на закупку оборудования, развитие региональной сети). В дальнейшем количество спецдепозитариев может быть увеличено, поскольку объемы пенсионных денег будут увеличиваться.

«Объединенная депозитарная компания» выбрана сроком на два года, а конкурс среди управляющих компаний будет проводиться раз в год. Поскольку в соответствии с законом все накопительные активы будут храниться в единственном специализированном депозитарии, риск бегства частного управляющего с пенсионными деньгами практически сведен к нулю. Эта компания контролируется Внешторгбанком, а управляющие только принимают решения о конкретных инвестиционных инструментах. Также «Объединенная депозитарная компания» будет следить за размещением средств только в разрешенные законом активы. Частная управляющая компания получает от Пенсионного фонда только денежный перевод, остальные вопросы по-прежнему решает Пенсионный фонд.

В отличие от спецдепозитария управляющим компаниям не придется бороться на конкурсе с конкурентами за доступ к обслуживанию пенсионных накоплений. Управляющих компаний будет ровно столько, сколько выйдет на конкурс и будет соответствовать специальным требованиям — иметь в доверительном управлении на 1 августа 2003 г. активов в размере не менее 100 млн. руб., иметь не менее 2 клиентов (НПР, ПИФ), собственные средства должны превышать 50 млн. руб., компания должна иметь аттестованных сотрудников (не менее 3-х) со стажем работы, а ее сотрудники должны быть профессиональны, образованы и не иметь судимости. Для всех участников процесса инвестирования Правительством утверждены типовые договоры и правила (30.06.03 № 395), которые позволяют стандартизировать процесс инвестирования и делают его более контролируемым.

Конкурс по управляющим компаниям проводился – с 1 по 4 сентября 2003 г., после чего до 7 сентября 2003 г. Минфин подвел итоги и объявил населению все необходимые данные о победивших управляющих компаниях.

В Республике Башкортостан на сегодняшний день действуют четыре негосударственных пенсионных фонда:

– НПФ «Урало-Сибирский пенсионный фонд», г. Уфа, филиал г. Москвы;

– НПФ «Промрегион», г. Стерлитамак;

– НПФ «Народный», г. Уфа;

– НПФ «Уфа-Гарант», г. Уфа.

НПФ «Урало-Сибирский пенсионный фонд» имеет лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации № 361 от 16 апреля 2001 г. Количество участников Фонда около 10 тысяч человек.

НПФ «Народный» имеет лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации №133 от 26 апреля 1996. Количество участников Фонда около 5 тысяч человек.

НПФ «Уфа-Гарант» имеет лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации №409 от 4 января 2003. Количество участников Фонда 112 человек.

НПФ «Промрегион» имеет лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации №401 от 6 декабря 2002.

 

Таблица 1

Данные о деятельности НПФ региона, получивших лицензии на право осуществления негосударственного пенсионного обеспечения

Наименование НПФ Количество вкладчиков Количество участников Размер совокупных активов, тыс.руб. Сумма выплаченных пенсий, тыс.руб. Инвестиционный доход за год, тыс. руб. № лицензии
«Народный» Юр.Лиц-47Физ. Лиц-5700   30489,415     133 от 26.04.96г.
«Уфа-Гарант»     4949,3 0,6 145,2 409 от 04.01.03г.
«Промрегион»     103282,1 208,3 Н/д 401 от 06.12.02г.

 

Таблица 2

Структура инвестирования активов НПФ, %

Направление инвестированиями НПФ «Народный» НПФ «Уфа-Гарант» НПФ «Промрегион»
(проценты) (проценты) (проценты)
В ценные бумаги Правительства РФ - - -
В ценные бумаги субъектов РФ и органов местного самоуправления - - 8,44
В банковские вклады 28,81 - 19,45
В ценныебумаги других эмитентов (расшифровать) 52,97% -акции34,45% -облигации, векселя 18,52% 76,3% -ОАО «Уфимское государственное агентсво ипотечного кредитования» 54,1% -облигации24,2% 71,4%
В недвижимость 8,7 - -
В валютные ценности - - -
Другие направления инвестирования 18,22 - 0,71

Заключение

 

Таким образом негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в пенсионных фондах.

Система негосударственного пенсионного обеспечения достаточно серьезно и скрупулезно урегулирована нормами законов и подзаконных актов, имеет довольно эффективную систему контроля за реальным финансовым состоянием фондов и их текущей финансовой деятельностью вообще, более отлаженную экономическую систему инвестиционной деятельности. Представляется, что эти факторы со временем все больше будут играть в пользу негосударственных пенсионных фондов.

Негативным обстоятельством является то, что основной закономерностью развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации является концентрация основной массы активов в небольшом числе корпоративных фондов, что представляется следствием монополизированности отечественной экономики. Отсюда вытекает и противоречие развития – активы в основном направляются на финансирование корпоративных проектов.

Очевидно, что в 2003-2004 гг. большая часть пенсионных накоплений поступит в государственную управляющую компанию и, соответственно на рынок государственного долга. Это связано с тем, что населению потребуется время, чтобы осознать те пенсионные новации, которые заложены в реформе. Вместе с тем, чиновники не разделяют предположения большинства авторов статей на тему будущих пенсионных инвестиций, которые уверены, что практически все средства пенсионеров пойдут в государственную управляющую компанию. Свою позицию они аргументируют следующими доводами: во-первых, в пенсионной реформе участвует наиболее активная часть населения, Во-вторых, частные управляющие компании безусловно выйдут на предприятия, к работодателям (а, как известно, зарплата в стране структурирована по отраслям и корпорациям) и будут вести работу сразу с большим объемом потенциальных пенсионных средств.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: