Упражнения для формирования грамматических навыков




Упражнения - важный этап в работе над грамматикой. Он свя­зан с накоплением языковых средств и практикой их использова­ния в разных формах общения.

Разрабатывая упражнения для формирования грамматических навыков, следует соблюдать ряд условий, влияющих на успешность изучения грамматических явлений:

- упражнения должны быть однопелевыми, т.е. содержать одно новое грамматическое явление и проводиться на знакомом лекси­ческом материале;

- содержать наглядные, максимально простые образцы, показы­вающие учащимся, что и как нужно делать при выполнении зада­ния;

- исключать механические приемы усвоения, предпочитая им творческие упражнения с коммуникативными и проблемными за­дачами. Постановка проблемы может осуществляться учителем, а ее решение - учащимися (например, учащимся поручается разра­ботка разных вариантов коммуникативной игры после формули­ровки проблемы, коммуникативного намерения и общего описа­ния ситуации). Последнее из трех условий относится в ОСНОВНОМ к упражнениям речевого характера.

Подготовительные упражнения

1. Упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления:

- определите на слух в диалогическом единстве предложение с новым грамматическим явлением, воспроизведите его (зафиксируй­ те его письменно);

- заполните таблицу/схему, опираясь на формальные признаки грамматической структуры и обобщающее правило;

- подберите грамматический материал из текста для иллюстра­ции правила-инструкции;

- назовите эквивалентные грамматические замены указанных структур (например, lch bin hungrig - Ich ha be Hunger);

- проведите «лингвистическое» чтение текста, проанализируйте использованные в нем грамматические явления;

- подберите к началу предложения, данного слепа, окончание, расположенное среди образцов справа;

2. Упражнения в субституции (грамматические явления не под­лежат замене, видоизменяется лексическое наполнение):

- образуйте предложения, обратите внимание на форму причас­тия (Parlizip II), составьте аналогичную таблицу с другими приме­рами:

DcrSehriftsteller N Der Zeitungsreportei" Der Dramatiker К     hal die Natur Land und Lcnle diese Ereignisse eine I'okircxpcdiLion realislisch lebenswahr ypannend (alentvoll beschrieben geschilderl dargestelll

3. Упражнения в трансформации (преобразования касаются грам­матики):

- преобразуйте действительный залог в страдательный, допол­ните ваш пример пояснениями.

Образец: Manerfand diese Masehine voreinigen Jahrcn (Diese Ma-schine wurde voreinigen Jahren crfunden. Man verwendet sic beim StraBenbau);

- преобразуйте два простых предложения в сложное, используй­те указанные союзы;

- преобразуйте повествовательные предложения из мини-текста в вопросительные, следите за порядком слов;

- преобразуйте диалог в монолог, сохраните все количественные данные (реалии и др.).

4. Вопросоответные упражнения;

- работая в группах, узнайте, как ваш друг провел выходные дни:

(закрепление le passe compose):

Activitcs moi classe

a fait du sport

a In un bon livrc

avu un Him

a ecrit ties lettres

est alle(e) an cinema

etc

- ответьте па вопросы, придерживаясь одного из двух вариантов (закрепление Present Perfect в парной работе).

Образец: а) - Have you ever been far away from home?

Yes. I have. I've been to Germany,

b) - Have you ever been to Paris?

No, but I've been in London;

- поставьте друг другу вопросы, опираясь на образцы и схему (по­вторение приставок):

Wohingehtihr?

hin Dort ist die Halteslelle. Wirgehen hin.

«Herein!» sagte dcr Lehrer.

her «Woher kommt ihr denn so spat?»;

- выполните вопросо-ответнос упражнение, замените ответ но­вым вариантом, подходящим по смыслу:

Was hat der Malcrauf diesem Bild dargcsiellt? — Eine Landschaft;

- языковая игра «Кто составит больше вопросов по содержанию картины (текста, серии рисунков)?»

При подведении итогов учи­тывается количество вопросов, дексико-грамматическая правиль­ность и тематическая обусловленность в решении задания.

5. Репродуктивные упражнения:

- дополпите/сократите/видоизмспите диалог; содержащий за­крепляемые грамматические явления;

- заполните пропуски глаголами в Passiv, перескажите текст;

- поставьте к тексту «Моя семья» («Моя школа», «Мое хобби» и др.) вопросы, перескажите текст с помощью данных вопросов.

6. Переводные упражнения:

- переведите с иностранного языка на русский предложения/мини-тексты, содержащие закрепляемые языковые явления;

- переведите с русского языка на иностранный предложения/мини-тексты, содержащие изученные грамматические явления;

- выполните обратный перевод (палевой стороне страницы дан образец на иностранном языке, на правой - адекватный перевод на родном языке. Работая в парах, учащиеся сравнивают два тек­ста, затем закрывают иноязычный текст листом бумаги и выполня­ют обратный перевод.

Речевые упражнения для обучения использованию грамматиче­ских явлений в разных формах общения см. в гл. V—VIII.

Напоминаем, что основным отличием речевых упражнений от подготовительных является их ситуативная обусловленность. Си­туации способствуют не только совершенствованию грамматиче­ской стороны речи, но и лексической, так как материал, на кото­ром они строятся, может выходить за рамки изучаемой темы, осо­бенно в неподготовленных высказываниях.

 

Тренировка грамматического материала происходит при выполнении следующих типов упражнений:

a. Имитационные упражнения: грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения. Могут выполнятся в виде подчеркивания грамматических явлений.

b. Подстановочные упражнения, существенным является обеспечение подсказки, элементов для подстановки.

c. Трансформационные упражнения. С их помощью можно научить варьировать сообщение в зависимости от меняющейся ситуации.
- скажите по-другому;
- перескажите текст, представляя что действие совершилось только что;

d. Упражнения игрового характера приближают процесс активизации грамматического материала к условиям реального общения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: