Этногенез и этническая история




Шеломова Татьяна. Карелы. Основные сведения.

 

Автоэтноним (самоназвание)

Карьялайне/карьялайни: - общий автоэтноним для всех карелов.

Кариелане – у тверских карелов.

лаппи: "лаппи" используется восточной частью сегозерских карел.

ливгиляйне, ливвикёй: "ливгиляйне", "ливвикёй" используется ливвиками.

людилайне, лююдикёй: "людилайне, лююдикёй" используется людиками.

Основная территория расселения

Основная:
1. Республика Карелия - западные, южные, северные районы.
2. Тверская область - восточные и северо-восточные районы.
3. Ленинградская область: Бокситогорский, Лодейнопольский районы.
Проживают также: город Санкт-Петербург, Мурманская, Архангельская области.
8.06.1920 создана Карельская трудовая коммуна, которая 25.7.1923 г. преобразована в Карельскую Советскую Социалистическую республику, с 31.3.1940 Карело-Финская Советская Социалистическая республика), с 16.7.1956 г. Карельская Автономная Советская Социалистическая республика, с ноября 1991 г. Республика Карелия.

Численность

1835 г. – около 171,7 тыс. чел., в том числе
Архангельская и Олонецкая губернии (в границах территории современной Республики Карелия) - около 55, 1 тыс. чел.,
Тверская губерния - около 84,6 тыс. чел.

1897 г. - 208, 1 тыс. чел., в том числе
Архангельская и Олонецкая губернии (в границах территории современной Республики Карелия) - 76,8 тыс. чел.,
Тверская губерния - 117,7 тыс. чел.

1926 г. - 248,1 тыс. чел., в том числе
Карельская АССР - 99,7 тыс. чел.,
Тверская губерния - 140,6 тыс. чел.

1939 г. - 249,9 тыс. чел., в том числе
Карельская АССР - 108,6 тыс. чел.,
Тверская область - 120,0 тыс. чел.

1959 г. - 167,3 тыс. чел., в том числе
Карельская АССР - 85,5 тыс. чел.,
Тверская область - 59,1 тыс. чел.

1970 г. - 146,1 тыс. чел., в том числе
Карельская АССР - 84,2 тыс. чел.,
Тверская область - 38,1 тыс. чел.

1979 г. - 138,4 тыс. чел., в том числе
Карельская АССР - 81,3 тыс. чел.,
Тверская область - 30,4 тыс. чел.

1989 г. - 124,7 тыс. чел., в том числе
Карельская АССР - 78,9 тыс. чел.,
Тверская область - 23,2 тыс. чел.

Г. – Россия – 93344 чел.

Республика Карелия – 65651 чел.

Тверская область – 13633 чел.

Г. – в России 65815 человек

Республика Карелия – 45570 чел.

Тверская область – 7394 чел.

Этнические и этнографические группы

Собственно карелы - средняя и северная часть Карелии.
Сегозерские карелы - центральная часть Карелии.
Ливвики – юго-западная часть Карелии.
Людики - южная часть Карелии.
Тверские (верхневолжские) карелы - восточные и северо-восточные районы Тверской области.
Тихвинские карелы - Бокситогорский район Ленинградской области

Язык

карельский: Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской семьи уральских языков (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990). Отечественные языковеды выделяют 3 диалекта (наречия): собственно карельский, ливвиковский, людиковский, имеющие заметные отличия и ряд говоров. Финские исследователи считают эти диалекты самостоятельными языками, при этом в карельском языке выделяют северный и южный диалекты.
В 1820 г. выполнен перевод Евангелия от Матфея на карельский язык. В 1887 г. опубликован букварь на кȯзловском говоре тверских карел. Для этих изданий использовался русский алфавит. До 1930-х гг. карельский язык использовался преимущественно в быту. В 1930 г. был утверждён карельский алфавит на латинской основе, использовавшийся тверскими карелами до 1937 г.: велось обучение в начальной школе, издавались газеты, выпускались книги.
С конца 1980-х гг. вводится изучение карельского языка в младших классах школ на территории проживания тверских карел и карел на территории Карелии. Изданы учебники, словари. С начала 1990-х гг. в Карелии издаются еженедельные газеты на собственно карельском “Vienan viesti” (“Вестник Беломорья”) и ливвиковском диалектах “Oma mua” (“Родная земля”), публикуются материалы в журнале “Carelia”, ведутся радиовещание и телепередачи. Издаются книги карельских писателей, христианская литература. Богослужение осуществляется на русском языке (см. также раздел Письменность).

Письменность

Первым памятником карельской письменности является берестяная грамота начала XIII в., обнаруженная при археологических исследованиях Новгорода (№ 292). Имеются записи карельских слов, а также заговоров на людиковском диалекте XVII - начала XVIII вв. В XIX в. издано несколько книг религиозного содержания на собственно карельском и ливвиковском диалектах на киррилической основе. В 1930-1937 гг. тверские карелы имели письменность на латинской основе. В конце 1930-х гг. была создана письменность единая для всех карел Карельской АССР с использованием русской графики. Игнорирование диалектных различий привело к трудностям в использовании созданной письменности, а политические причины (создание Карело-Финской ССР) повлекли отказ от неё. В конце 1980-х гг. стала создаваться письменность на всех диалектах карельского языка с использованием латинской графической основы (см. также раздел Язык).

Религия

Православие: Верующие карелы - православные христиане. После церковного раскола середины XVII в. значительные группы карелы стали приверженцами старообрядчества.

Этногенез и этническая история

Предки карел в I тыс. н.э. занимали территорию к северу и северо-западу от Ладожского озера, включая район Сайменских озёр. К началу II тыс. н.э. здесь сформировалось племенное объединение корела с центром в г. Корела (ныне г. Приозерск Ленинградской обл.).
С XI в. начинается продвижение части корелы на Олонецкий перешеек, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами веси. Складываются южно-карельские этнографические группы ливвиков и людиков. С этого же времени начинается освоение территорий современной средней и северной Карелии, где предки карел встретились с саамами. Часть саамов была ассимилирована, оставшиеся оттеснены к XVIII в. на Кольский полуостров.
В XII в. карелы вовлекаются в орбиту влияния Новгородского государства. В XIII в. они принимают православие. В 1478 г., после присоединения к Москве Новгородской земли, карельская территория входит в состав Русского государства.
По Столбовскому миру 1617 г. Россия уступила Швеции территории западного и северо-западного Приладожья, населённые карелами. С этого времени до начала XVIII в. из-за политики религиозного, национального и социального угнетения, проводимой Шведским государством на приобретённых землях по отношению к местному православному населению, значительная часть карел переселилось во внутренние области России. Часть оставшихся на территории Приладожья карел перешла в лютеранство и приняла участие в формировании финского этноса. Карелы-переселенцы обосновались на русских землях, опустевших в начале XVII в. В местах компактного поселения образовались локальные группы тверских (верхневолжских), валдайских, тихвинских и медынских карел.
Медынские карелы (Калужская губерния) были ассимилированы окружающим русским населением к концу XIX в., валдайские карелы, проживавшие в окрестностях Иверского монастыря - во второй четверти XX в.
В начале XX вв. карелы проживали на территории ряда уездов Архангельской, Олонецкой, Новгородской и Тверской губерний. В Архангельской и Олонецкой губерниях они являлись в основном государственными крестьянами, в Новгородской и Тверской губерниях – государственными и помещичьими. В 1920 г. на территории Карелии создаётся Карельская Трудовая Коммуна, которая в 1923 г. преобразуется в автономную республику в составе РСФСР. В 1940 г. на её основе была образована Карело-Финская ССР. В 1956 она ликвидируется, вместо неё вновь создаётся Карельская АССР, которая в 1991 г. преобразуется в Республику Карелия.
В конце 1928 г. в Ленинградской области были созданы карельские национальные сельсоветы, имевшие такой статус до 1937 г. На территории проживания тверских карел в 1937 - 1939 гг. существовал национальный округ.

Хозяйство

Основа традиционного хозяйства в XIX - начале ХХ вв. земледелие, основанное на сочетании трёхполья и подсеки. Подсобное значение имело животноводство, в том числе транспортное оленеводство (на севере Карелии). Важную роль в ряде районов играли охота и рыболовство, лесные промыслы: рубка, сплав и переработка древесины смолокурение, производство дёгтя.
Из ремёсел были развиты выплавка и обработка железа, изготовление ювелирных изделий, бондарное, ткацкое производства, вышивка, золотошвейное и жемчужное шитьё, вязание, плетение из соломы, бересты, резьба и роспись по дереву.
С XVIII в. значительные масштабы приобретает отходничество. В северной Карелии с 1830-х гг. налаживается торговля вразнос (коробейничество) с пограничными районами Финляндии.
В настоящее время значительная часть карел занята в различных отраслях промышленности (деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, машиностроении) и лесном хозяйстве. На селе основой жизнеобеспечения остаётся сельскохозяйственное производство, в основном животноводство молочного направления. Создана новая отрасль - пушное звероводство.

Традиционная одежда

Традиционный карельский костюм рубежа XIX-XX вв. близок к севернорусскому. Существовало 2 женских комплекса: с сарафаном и с юбкой. Первый состоял из холщовой рубахи (ratcina) и сарафана (kosto, sferezi, saraffana). Старинный косоклинный сарафан с широкими проймами был вытеснен “прямым” или “круглым” сарафаном на лямках (kosto) из шерстяных и хлопчатобумажных покупных тканей.
В Южной Карелии, преимущественно у ливвиков, вместо сарафана носили пару (puaru): юбку (dupku), сшитую из пяти-шести полотнищ, и кофту в талию (kazacku). Здесь же бытовала несшитая юбка (hurstut).
Наиболее архаичной одеждой была туникообразная рубаха. Её сменила одежда из двух частей: нижней — станушки (emust) из домотканого холста, верхней - рукавов (hiemat) — из более тонкой покупной ткани, чаще всего ситца. Особенностью севернокарельских женских рубах (pialishiemat) являлся разрез на спине.
Поверх сарафана или юбки повязывали передник (perednikka). На севере Карелии в состав женского костюма входил большой наплечный платок.
Головной убор девушек - повязка и платок (paikka), замужних женщин - повойники (sorokka, povoinikka), сверху - платки. Женские головные уборы богато украшались. Старинные кокошники ливвиков делались с поднизями из жемчуга (zemcugat).
Традиционный женский костюм бытовал до 1930-х гг., а у пожилых его элементы сохранялись до 1970-х гг.
Мужская традиционная одежда состояла из рубахи-косоворотки (paida) туникообразного покроя, подвязанной поясом (vyö). Рубаха носилась навыпуск поверх узких холщовых и суконных штанов (kuadiet, pukšut, stanit). Характерной особенностью являлось ношение шейных платков.
Головными уборами мужчин зимой были меховые или овчинные шапки; в тёплый сезон - самодельные валяные шляпы, покупные фуражки.
Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна. Ее шили из холста или сукна домашней выделки, из фабричных покупных тканей и меха. Чаще всего носили распашные кафтаны (kauhtanat), с застежкой на левую сторону и длинными рукавами. Повсеместно носили балахоны (balafonat) туникообразного покроя из грубого холста. Носили также шубы и тулупы из овчины. В конце XIX в. распространились пальто (palto),
Общими элементами одежды были вязаные и плетёные пояса, рукавицы, наголенники (чулки без следка).
Обувь — сапоги (kengät) делали из сыромятной кожи с мягкой цельной подошвой без каблука. Отличительной обувью северных карел были меховые сапоги с загнутыми носами. Использовалась валяная обувь. Носили также берестяные лапти (viržut). В настоящее время повсеместно распространена фабричная обувь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: