ГЛАВА 2. Исследование художественных элементов со значением




«запаха» в произведениях Д.С. Арбениной


2.1. Тематические группы элементов с семантикой «запаха» в текстах песен рок-автора

 

Как было сказано выше, запах в литературном тексте несёт особую функцию – передаёт эмоции, связанные с определёнными ассоциациями человека, тем самым воздействуя на читателя.

Арбенина Д.С. довольно часто упоминает запах в своём творчестве. При изучении текстов песен, мы насчитали более двадцати пяти упоминаний запахов. Обращаясь к анализу, нам удалось разделить все запахи на четыре тематические группы (разумеется, такое разделение можно посчитать условным):

1. Запах природы (тема природы и человека – единение природы и человека, передача эмоций и чувств через описание пейзажа).

В одной из ранних песен «Солнце» ароматы природы тесно связаны с любовными переживаниями («Запах ночных костров заведомо приятен»; «А лето пахнет солнцем»)[1 c.173]. Лирический герой здесь «соединяется» с природой – «Солнце, я становлюсь твоим лучом». Запах ночных костров связан с приятными воспоминаниями, которые теперь терзают душу лирического героя. Этот запах связан с прошлым, с возможным расставанием, одиночеством и тоской. В этой песне солнце будто становится отдельным одушевлённым персонажем. Разумеется, солнце само по себе не имеет запаха, «запах солнца» - это аромат лета. Лето часто фигурирует в текстах Арбениной. Это время года символизирует завершение особого жизненного этапа.

Другой пример мы видим в песне «Чёрное платье» (первая песня для аккордеона) – «Запахнет верхушками сосен, / И станет небо высоким»[2 c. 157]. Как известно, сосны – очень высокие деревья, имеющие приятный тонкий аромат хвои. Запах сосен в данном тексте символизирует высоту. Лирический герой здесь испытывает чувства, которые окрыляют и поднимает высоко на небеса. Эмоции в этой песне связаны чувством нежности и страсти.

Похожая тематика прослеживается в ещё одной ранней песне певицы «Когда горит свет» («Пахнет гарью лесов/ И тёплой травой»)[1 c.164]. В данном тексте также идёт речь о нежности и любви, возможно, именно поэтому трава здесь тёплая, такая же тёплая, как чувства лирического героя.

Песня «АУ» буквально переполнена запахами – «Мой дом пахнет летом я переживаю/ За тех, кто на Марсе не загорает/ Такая большая, большая планета/ Пахнет летом»; «Мой друг пахнет летом, он добрый и сильный»; «Мой пёс пахнет летом»; «…августом пахнет/ Печаль океана, мы покидаем чудесные страны/ Такая большая, большая планета/ Прощается с летом» [1 c.332]. В данной песне фигурирует тема жизни и смерти, тема прощания. Как было сказано выше, лето в текстах Арбениной часто символизирует особый жизненный этап, а точнее, его завершение. В песне «АУ» это ярко отображается.

Чувства тоски по прошлому прослеживаются в песне «Брату». Там мы видим ароматы, которые такие же горькие, как и чувства лирического героя «Запах смолы и мяты» [1 c.334].

2. Запах как способ описания абстрактных понятий (то, что не имеет запаха).

Яркий пример прослеживается в песне «Русский пассажир» («Пахнет русским фольклором, хотя мой отец никогда/ Не любил хлеба с солью/ Свыше данную роль мы делили/ всегда пополам, были сыты/ Для нас приготовленной болью»)[1 c.175]. Под запахом русского фольклора здесь подразумевается русская культура в целом.

Иной пример мы видим в песне «Уставшие глаза от войны». Данная песня построена на олицетворениях и вымышленных понятиях («Застрелился февраль»; «Март печально стоял у кирпичной стены»; «Май немного простужен»)[1 c.160]. Арбенина использует абстрактное понятие «поля любви», которое, в свою очередь, имеет особый аромат («Я тебе не спою, я тебе не скажу,/ Как пахнет порох на полях любви»). В этой песни идёт речь о расставании, поэтому поля имеют запах пороха.

Похожий пример встречается в песне «Что мы делали прошлым летом». Здесь запах имеет прошлое («Не говори о нас, не вспоминай о нас/ Мускусом пахнет прошлое, ромом – ботинки»)[2 c197]. В этой песне также центральной темой является расставание («Что мы делали прошлым летом, я забыла./ И звонки ни к чему, скажу больше, лучше – не надо /Головокружительно быстро, как мячик в пинг-понге, я разлюбила»)[2 c.197]. Мускус, как и ром, имеет резкий запах, этот запах символизирует сложившуюся жизненную ситуацию.

В песне «Чего хотят эти люди?» также изображаются «несуществующие» запахи («От денег пахнет отравой./ От власти кровью и смертью. Несёт сиреневым газом./ Вполне ясна неизбежность: мы пахнем гибелью счастья»)[1 c.341]. Здесь изображаются губительные запахи, так Арбенина подчёркивает, как власть и деньги иногда делают людей бесчеловечными и приносят много бед. Необходимо отметить, что счастье не имеет запаха, как и гибель, поэтому фраза «пахнем гибелью счастья» производит яркое впечатление, благодаря своей парадоксальности.

В одной из самых известных песен «История» лирический герой изображается как смелый воин, как человек сильный и независимый, который способен один пойти против всех, несмотря на различные жизненные трудности («И постоянно пахнет порохом молва./ На небе все давно устроено, один и в поле будет воином!»)[1 c.347]. Слухи, разумеется, явление весьма неприятное, поэтому молва имеет запах пороха. Отметим, что запах пороха довольно часто встречается в творчестве певицы, он олицетворяет расставание, борьбу, а иногда даже смерть.

3. Запах, связанный с тематикой города.

Описание города является сквозным мотивом в творчестве Арбениной, что напрямую связано с биографией певицы – постоянные переезды в детстве и юности, гастроли по разным городам и странам в дальнейшем. Песни, в которых прослеживается «запахи городов» следующие:

В песне «Ты – город» мы вновь видим тему любви. Пожалуй, самую главную тему творчества певицы. Эта песня о том, как сложно расстаться с любимым и близким человеком, как хочется всё время быть вместе, именно поэтому используется фраза «Хочу с тобой запахом улиц не разминуться»[1 c.250], которая подчёркивает важность быть в одном городе, на одной улице, просто быть вместе.

Самый яркий пример данной тематической группы запахов – песня «Питер-никотин» («Питер пахнет никотином, томным летом./ Исчезает мой любимый город детства за лесами»)[1 c.280]. Как известно, город Санкт-Петербург сыграл особую роль в жизни Арбениной – в Санкт-Петербурге певица познакомилась со Светланой Сургановой, после чего и появилась группа «Ночные снайперы». И по сей день Диана Сергеевна питает особые нежные чувства к северной столице. Певица говорила: «Я действительно чувствую Питер родным». В песне «Питер-никотин» город изображается как реальный одушевлённый персонаж, которому Арбенина словно признаётся в любви.

В одной из самых трепетных и чувственных песен, по моему мнению, «Давно не виделись: Здравствуй!» мы также встречаем запах города («Наш город пахнет любовью»)[1 c.243]. В данной песне мы вновь обнаруживаем двойной парадокс: город не имеет запаха, как и любовь, однако в нашем сознании, благодаря особым ассоциативным связям, возникают представления о том, как может пахнуть любовь. Эта песня полна любви. Я думаю, город пахнет любовью, потому что чувства лирического героя настолько велики, что выходят за пределы его самого, выходят за пределы его квартиры, его улицы, и занимают целый город, поэтому весь город начинает пахнуть любовью.

3. Запах как средство описания романтического чувства.

В одной и ранних песен Арбениной «На границе» запах изображается как подарок – «Я тебе подарю/ Ломкий стебель травы,/ Тонкий запах смолы/ И немного хлеба».[1 c.205] Здесь «тонкий запах смолы» подчёркивает тонкость чувств, желание подарить что-то особенное и невероятное.

В песне «Ты дарила мне розы» цветы, априори имеющие сладкий запах «пахли полынью»[1 c. 222]. Это звучит весьма парадоксально и, возможно, связано с тем, какой была любовь.

Совсем иной пример мы наблюдаем в песне «Бу-бу», где идёт речь об уже затихшей любви, именно поэтому окно немытое, и цветы на нём вовсе не имеют запаха («Он был печальный и серьёзный,/ Он вернулся к жене./ Цветы по-прежнему не пахли/ На немытом окне./"Как на войне", – подумал он»)[1 c. 203].

Также мы обнаружили несколько примеров, где запах приобретает вкус. Например, в песне «Грусть» – «Обними меня последний раз./ Запах твой вкуснее молока на небе»[2 c.163]. Через запах молока здесь передаётся чувство невероятной нежности, ведь у многих аромат молока ассоциируется с чем-то тёплым и приятным. Также стоит отметить, что белый цвет символизирует чистоту.

Запах отождествляется со вкусом в песне «Ууу» – «Ты мне сегодня будешь сниться,/ Я помню запах твой на вкус»[2 c.146].

Интересный пример мы видим в песне «Травы» – «Тебя увидеть хотела,/ От всех защитить хотела./ И следом запах отравы,/ И минус очарованье»[2 c.120]. Здесь любовь изображается губительной. Запах отравы здесь символизирует боль разочарования.

И наконец, самым ярким примером данной группы, по моему мнению, является песня «Бонни и Клайд». В данной песне повествуется история двух влюблённых, находящихся на грани жизни и смерти. «Бонни и Клайд» – своеобразный девиз, смысл которого в том, что любовь – самое важное в жизни, самое драгоценное богатство, которое необходимо оберегать. (Я никогда не говорил/ "Люблю тебя" – смущался./ Мы жизни плавили края./ Нас смерть учила танцам./ Ты пахнешь запахом моим»)[1 c. 273].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: