Причина - явление или действие, вызывающее, обуславливающее возникновение или изменение другого явления или действия; порождающее следствие.




Бумеранг

Буш-младший в своем стремлении любой ценой покарать Саддама разрушил всю систему договоренностей, весь механизм комплексного разрешения ближневосточных проблем, которые выстраивала администрация Билла Клинтона. Смысл клинтоновских построений был примерно такой. Приоритет - мирное решение палестино-израильского конфликта. Только отталкиваясь от такого решения - развязав себе руки и на деле показав арабскому миру, что у США нет предвзятости в отношении мусульман, - можно приступать к решению проблемы Саддама.

В данном случае сталкиваются цели Буша младшего и Билла Клинтона ''стремление любой ценой покарать Саддама'' и ''мирное решение палестино-израильского конфликта''. И как результат – ''Буш-младший разрушил всю систему договоренностей, весь механизм комплексного разрешения ближневосточных проблем''

Легко сказать "мирное решение палестино-израильского конфликта". На деле даже огромная политическая воля и дипломатическое искусство не дают никакой гарантии того, что такое решение будет найдено. Для уверенности в успехе Клинтону требовался надежный американо-европейский консенсус на ближневосточном направлении. Стержнем этого консенсуса стала концепция гуманитарных интервенций, которая была успешно опробована в ходе агрессии НАТО против Югославии в 1999 году.

В качестве средства Билла Клинтона выступает ''надежный американо-европейский консенсус на ближневосточном направлении''. Но при этом есть препятствия: ''даже огромная политическая воля и дипломатическое искусство не дают никакой гарантии того, что такое решение будет найдено''.

Югославская война, с одной стороны, позволила консолидировать на базе европейско-американского единства происламские силы на Западе (прежде всего в Европе), обкатать НАТО в качестве инструмента этого консенсуса (да так, что в Израиле многие всерьез забеспокоились, как бы их страна не стала следующей целью НАТО), а с другой - тогдашнее левое израильское правительство Эхуда Барака активно пыталось использовать Косово в качестве площадки для демонстративного замирения с мусульманами: например, Израиль развернул для албанских беженцев несколько лагерей, над которыми развевались израильские флаги.

Действием Билла Клинтона является Югославская война.

Однако в конечном итоге все усилия Клинтона добиться на излете своего правления мирного соглашения между палестинцами и евреями оказались напрасны.

Результат, который получил Билл Клинтон: ''добиться на излете своего правления мирного соглашения между палестинцами и евреями оказались напрасны ''.

Результат не равен цели. Средства не оправдались.

А новый постоялец Белого дома имел совсем иные взгляды на ближневосточную политику. Отодвинув в сторону Израиль, Косово, НАТО и европейских союзников, он занялся Ираком, и - кто не с нами, тот против нас. А поскольку вектор действий администрации Буша прямо противоположен вектору действий предшественника, камни из рассыпающихся клинтоновских построений начали сыпаться на тех, кто участвовал в их возведении.

Действия Буша младшего: он решает заняться Ираком.

Таким образом, в данной статье пересекаются две цепочки ''потребность-цель''.

Красный цвет – Билла Клинтона и общий, синий – Буша Младшего.


       
   
Надежный американо-европейский консенсус
 
Благосостояние народа
 


П

Заняться Ираком
Югославская война    
С

Нет гарантий правильного решения    
Д Д

Любой ценой покарать Саддама
Мирное разрешение палестино-израильского конфликта
У

Ц Ц

       
 
Все усилия добиться мирного соглашения между евреями и палестинцами не оправдались
 
Разрушение механизма комплексного разрешения ближневосточных проблем


Р Р

 

Таким образом форм

 

улы скрещиваются и создается конфликт. В конце статьи сделан вывод, что векторы действия двух правителей противоположны, что естественно, поскольку противоположны их цели. Билл Клинтон и Буш ведут абсолютно различную политку.

Рассмотрим подробнее элементы данной формулы:

Потребность - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Биологические П. (в т. ч. и у человека) обусловлены обменом веществ - необходимой предпосылкой существования любого организма. П. социальных субъектов (личности, социальных групп) и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности. Источник развития этих П. - взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ, причём удовлетворение относительно элементарных (витальных) П. ведёт к зарождению новых, "... и это порождение новых потребностей является первым историческим актом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27), т. е. отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к среде. "... Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны..." (Маркс К., там же, т. 23, с. 182).

П. общества, и прежде всего экономические П. как основа всего общественного производства, объективны, их развитие обусловлено необходимостью приведения в соответствие характера производственных отношений с уровнем развития производительных сил, а также отношений в сфере политической и духовной надстроек общества с его экономическим базисом. В сфере экономики социалистического общества объективные П. развития той или иной отрасли народного хозяйства обусловлены законом планомерного пропорционального развития. В условиях капиталистического производства соответствующие П. стихийно определяются законом стоимости и рыночными отношениями.

Осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами, П. выступают в качестве их интересов. В классовом обществе в силу социальной неоднородности и различий в экономическом, социально-политическом и культурном положении разных классов, социальных групп и слоев их П. и интересы различны. Ликвидация социальных антагонизмов в социалистическом обществе есть в то же время и преодоление антагонизмов П. и интересов различных классов и групп, т. н. искусственных, нездоровых П., предпосылка создания условий для гармоническом сочетания общественных и индивидуальных интересов.

В психологии П. рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", - отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому П. и является побудителем активности, имеющей целью устранение такого несоответствия. Это возможно путём использования реальных возможностей насыщения П., а при отсутствии таких возможностей - путём подавления или замещения данной П. другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации витальных П., невозможность удовлетворения которых ведёт к физической смерти организма.

Будучи выражением взаимосвязи субъекта и условий его деятельности, П. обнаруживает себя в неосознаваемых влечениях и осознанных мотивах поведения. Человеческие П., как правило, имеют предметную направленность, которой предшествует т. н. "поисковое поведение"; общая, неконкретизированная П. стимулирует поиск определённых способов и предметов её удовлетворения. Согласно теории советского психолога Д. Н. Узнадзе, привычное удовлетворение П. в определённых условиях фиксируется в психике индивида как установка к действию, которая как бы замещает саму П.

Важнейшая особенность П. - их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворённых П. новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой - витальные П., а последующие её уровни - социальные П., высшее проявление которых - П. в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности.

Социальные П. принципиально неограничены. Их развитие связано с общесоциальными условиями, экономическим и культурным уровнем общества, причём наибольшими потенциальными возможностями "бесконечного" развития обладают духовные П.: интеллектуальные, эстетические, творческие.

В зависимости от системы отношений, в которую включено изучение человеческих П., в современной науке применяются различные классификации П.: по сферам деятельности (П. труда, познания, общения, рекреации); по объекту П. - материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.; по их функциональной роли - доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту П. - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.

В отличие от биологизаторских концепций личности (см. Фрейдизм), считающих ведущими в социальной активности индивида врождённые витальные П., которые, оставаясь неизменными, опредмечиваются в социально-конкретной форме, психологи-марксисты исходят из признания доминирующей роли высших социальных П., освоенных индивидом в филогенезе. Одна из центральных задач коммунистического строительства - обеспечение полного удовлетворения постоянно растущих общественных и индивидуальных П. в соответствии с объективным законом возвышения П. (см. Возвышения потребностей закон) и согласно коммунистическому принципу: "От каждого по способности, каждому - по потребности ".

       
 
Социальная субстанция
   
 


потребность

           
   
 
   
 
 

 

 


Средство – Прием, способ действия для достижения чего-нибудь; орудие (предмет, совокупность приспособлений); лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики; деньги, кредиты; капитал, состояние.

 

 


Действие – Проявление какой-н энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь; результат проявления деятельности, влияние, воздействие; события, о которых идет речь; целенаправленное, социально значимое поведение.

по М.Веберу - человеческое поведение, с которым действующий индивид связывает некоторый субъективный смысл (мотивацию).

лат. Action - действие

психолог., внешнее проявление волевого усилия, противополагается страдательному и безразличному состоянию, как движение - покой.

деяние, подвиг, поступок, выходка, шаг, маневр, манипуляция, махинация, операция, процедура, процесс, акт, делание, дело, выделка, изготовление, исполнение, осуществление, реализация, производство, фабрикация. Впечатление, эффект. Рискованный шаг.

Условие – Обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; требование, предъявляемое одной из сторон; устное или письменное соглашение о чем-либо; правила, установленные в какой-н. Области жизни, деятельности; обстановка. В которой происходит, осуществляется что-нибудь; данные, требования, из которых следует исходить.

 
 

 

 


Препятствие (один из видов условий) – Помеха, задерживающая какие-нибудь действия или развитие чего-нибудь, стоящая на пути осуществления чего-нибудь; преграда на пути, задерживающая передвижение; преграда, препона, помеха, загвоздка, задержка, закавыка, заковырка, заколупка, закорючка, запятая, зацепа (зацепка), крючок, узда; тормоз, мытарства, балласт; камень преткновения, рогатка, барьер; баррикада; обструкционизм. Тут есть закорючка. Тут-то для меня и запятая. В том-то и беда. Он рад бы в первые шмыгнуть тут ворота, да то лишь горе, что все ворота на запоре. Крыл. Да вот что грех: она была спесива. Крыл. За тем дело стало, что денег мало (погов.). За малым дело стало, excusez du peu! (ирон. о большом препятствии). Без удержу несется.

Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Ц.; осуществление Ц. является процессом преодоления этого несоответствия.

Наиболее значительное в античной философии учение о Ц. развил Аристотель, толковавший Ц. как "то, ради чего" нечто существует. Распространяя представление о Ц., характерной для человеческой деятельности, на природу, Аристотель трактовал Ц. как конечную причину бытия (causa finalis). В средневековой философии подлинная Ц. бытия усматривалась в Ц. вечного божественного разума; преобладала телеологическая трактовка истории и природы как осуществляющих божеств. Ц. (см. Телеология).

В новое время сложилась рационалистическая трактовка деятельности человека как целенаправленного процесса. И. Кант связывал Ц. со сферой практического разума, свободной нравственной деятельности человека; он различал технические Ц. (относящиеся к умению), прагматические Ц. (относящиеся к благу, содержанию поступков) и категорический императив (относящийся к общеобязательному принципу поступков человека). В философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля учение о Ц. носило характер объективной телеологии. Рассматривая Ц. как одну из форм объективации духа, Гегель превращал природу и историю в средства реализации в мире "абсолютного духа", т. е. телеология у Гегеля была связана с теологией. Вместе с тем в рамках объективного идеализма Гегель пытался раскрыть диалектику Ц., средств и результатов деятельности, выдвинул идею о несовпадении Ц. и результатов деятельности (о т. н. хитрости разума).

Кризис буржуазной идеологии нашёл своё отражение в критике понятия Ц. как рационалистической трактовки человеческого бытия, в попытках переосмысления его содержания. Для буржуазной философии 20 в. характерны: отказ от интегративной функции понятия Ц. как следствие абсолютизации расхождения между Ц. и результатами (В. Вундт); признание исходной схемой изучения человеческого поведения не целенаправленного изменения, а приспособления к среде (прагматизм, бихевиоризм); выдвижение иных способов интеграции человеческой деятельности (понятие ценности в неокантианстве). Противопоставление причинности и Ц. привело буржуазную философию к индетерминизму, к отрицанию объективной обусловленности Ц. человеческой деятельности (что особенно характерно для экзистенциализма).

Усматривая в Ц. один из элементов деятельности человека, преобразования окружающего мира, марксизм подчёркивает объективную обусловленность Ц.: "... цели человека порождены объективным миром и предполагают его... " (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171). Понимая Ц. как отражение объективных потребностей, марксизм трактует её как "... идеальный, внутренне побуждающий мотив производства..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 717). Ц. как закон определяет способ и характер действий человека (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 188). Она выступает как определённый механизм интеграции различных действий в систему Ц., средство и результат. Ц. - это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Исследование диалектики Ц., средств и результатов как частного случая диалектики материального и идеального позволило рассмотреть Ц. как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность - как сложный процесс осуществления Ц., выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности. В марксизме предложена определённая типология Ц. - индивидуальных и социальных, стратегических и тактических, конкретных Ц. и идеала.

Марксизм решительно отвергает порочный тезис " цель оправдывает средства". Исторический опыт показывает, что применение антигуманных средств для достижения человечной Ц. приводит к обесчеловечиванию самой Ц., к подмене её ложной целью. Маркс писал: "... цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель " (там же, т. 1 с. 65).

В современной науке интерес к понятию Ц. характерен для кибернетики (использующей принцип обратной связи), физиологии активности, теории систем (в частности, теории т. н. целеустремлённых систем). См. также ст. Целесообразность.

 

Существует два психологических потока деятельности

       
 
Добро +    
 
Зло -    


Потребность –

Средства + -

Действия + -

Условия +

Препятствия –

Цель +

Результат + -

Теперь рассмотрим статью, основанную на причинно-следственном способе отображения действительности.

Причина - явление или действие, вызывающее, обуславливающее возникновение или изменение другого явления или действия; порождающее следствие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: