Инклюзия в высшем образовании




Семинарские занятия № 4-5

Тема: Модели и формы инклюзивного образования

Задание 1.

Инклюзия в высшем образовании

В основе методологии, которая активно сегодня внедряется в России, лежит изменение привычных представлений всех участников системы. Инклюзивное высшее образование, как возможность обучения для каждого человека с ОВЗ, предусматривает создание специальных условий с учетом индивидуальных потребностей студентов с различными особенностями развития.

«Инклюзивный» в переводе означает «включенный». В отличие от ранее популярного интегрированного обучения в специальных учебных заведениях, концепция направлена на привлечение молодых людей с психофизическими отклонениями к обучению вместе с нормально развивающимися детьми.

Принцип равенства и толерантность составляют важную часть инклюзии. Вовлеченность в единый, целостный процесс обучения и воспитания снижает риск изоляции, обеспечивая взрослеющую личность возможностью полноценного участия в общественной жизни, а также содействует поиску работы и карьерному росту особенных студентов.

Такая форма образования имеет несколько моделей, которые разграничивают учебный процесс исходя потребностей студентов с ограниченными возможностями:

· Постоянная полная – направлена на людей, которые психологически готовы к групповым занятиям и могут обучаться наравне с другими участниками без особых потребностей.

· Дозированная – предполагает частичное участие в учебном процессе в виду недостаточного уровня физического или психического здоровья студента.

· Эпизодическая – исключает длительное пребывание лиц с ограниченными возможностями на территории учреждений, в которых организуются непродолжительные учебные мероприятия.

Организация инклюзивного образования происходит путем создания:

· адаптивных программ обучения;

· безбарьерной среды;

· системы тьюторского, психолого-педагогического и медицинского сопровождения;

· технологий электронного и дистанционного обучения;

· комплекса инновационных образовательных подходов.

Так, для студентов с проблемами опорно-двигательного аппарата, слабым зрением или слухом предлагаются специальные технические решения по всей территории учебного заведения. Помимо программной адаптации и обеспечения архитектурной доступности ко всей инфраструктуре, повсеместно проводится подготовка и переподготовка кадров, а также обновление программ обучения для педагогов.

Хотя возможности для обучения людей с ОВЗ в России существуют еще с прошлого века, системное внедрение практики инклюзивного высшего образования началось недавно. Законодательно их права на образование регулируются Конституцией РФ, федеральными законами «О социальной защите инвалидов РФ» и «Об образовании». Также в 2012 году Государственная дума ратифицировала конвенцию ООН «О правах инвалидов», включающую положения об инклюзивном образовании.

Сегодня отмечается медленное и неравномерное создание оптимальных условий для охвата большего числа молодежи с особыми потребностями. Для обеспечения безбарьерного доступа и создания благоприятной образовательной среды в 2011 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Ее положения предусматривали установку указателей, дублирующихся на языке Брайля, лифтов, пандусов, а также создания необходимых гигиенических условий во всех образовательных учреждениях. Однако программа не была реализована в полной мере.

Только 40% учреждений высшего образования ориентированы на нужды студентов с ОВЗ. То есть, большая часть ВУЗов по-прежнему не обеспечивает необходимыми условиями разные категории особенных студентов. Это приводит к необходимости длительного поиска учебного заведения, соответствующего нуждам конкретного абитуриента, и нередко переезду в другие регионы. Во многом это обусловлено относительно недавней актуализацией проблемы предоставления профессионального образования людям с ОВЗ и недостаточным финансированием.

Большое значение имеет организация дистанционной формы обучения для студентов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Она получила широкое распространение в системе среднего общего образования, но современная вузовская программа не может обеспечить полноценное обучение по ней. Это связано с недостатком научно-методического обеспечения, учитывающего необходимые методы, приемы и способы взаимодействия с такими студентами. Кроме того, для проведения дистанционного обучения потребуется соответствующее техническое оснащение, как для студентов, так и для преподавателей, что предполагает дополнительные финансовые затраты.

Инклюзивное образование предъявляет высокие требования ко всем участникам образовательного процесса, и отдельная роль отводится компетентности преподавателей. Работа с инвалидами предусматривает включение тьюторов, преподавателей, психологов и консультантов, которые на данный момент не всегда имеют необходимые знания и навыки. Для решения проблемы необходимо пересмотреть программы подготовки вузовских педагогов и наладить сотрудничество с экспертами в данной области. Это позволит не только подготовить кадры, но и обеспечит продуктивную работу над созданием стратегий развития инклюзивного образования, специально адаптированных программ и индивидуальных планов.

Несмотря на ряд проблем, некоторым университетам удалось многого добиться. Масштабные работы по организации архитектурной среды были проведены в Челябинском государственном университете. В частности:

· вся территория ВУЗа обеспечена пандусами в переходах и корпусах, подъемниками и лифтами,

· имеются необходимые условия в местах общего пользования,

· оборудованы места в первых рядах лекционных помещений,

· а также представлены аудитории для слабослышащих и слабовидящих студентов.

Среди других университетов, активно участвующих во внедрении инклюзивного образования, можно выделить:

· Московский городской психолого-педагогический университет (разработка аудио учебников для слепых);

· Самарский государственный аэрокосмический университет (индивидуальные и дистанционные графики обучения, социально-психологическая защита, кураторство и наблюдение за ходом обучения);

· Российский государственный гуманитарный университет (инклюзивное образование в общих группах с использованием дистанционных технологий и индивидуальных учебных планов).

По данным опросов, большинство студентов с ограниченными возможностями отмечают доброжелательное отношение со стороны преподавателей и довольны индивидуальными программами обучения, хотя иногда сталкиваются с архитектурными барьерами.

Для содействия в поиске учебных заведений и помощи при трудоустройстве разработаны специальные Интернет-ресурсы, в которых собраны необходимые материалы и предоставляются консультации по все интересующим вопросам.

Стоит отметить заинтересованность Министерства науки и высшего образования, общественных организаций и учебных заведений в работе по совершенствованию системы. Проведение различных мероприятий, форумов, конференций с участием экспертов и иностранных консультантов свидетельствует о больших перспективах развития инклюзивного образования в России и успешной адаптации инвалидов в будущем.

Задание 2.

Насколько мне известно, показания и противопоказания для инклюзивного образования официально не прописаны. Но в любом случае существуют такие дети, которым инклюзивное образование не подходит. Это зависит от диагноза и особенностей развития. Например, есть дети, которым нужно объяснять одну и ту же тему несколько раз, долго и в индивидуальном порядке. Конечно, обычный учитель, у которого помимо этого ребенка в классе есть еще несколько учеников, которые уже усвоили этот материал, не сможет целый урок посвятить ребенку с ОВЗ. Я считаю, данный вопрос должны решать родители. Как их ребенок воспринимает материал? Сможет ли он взаимодействовать с другими детьми? Не повлияет ли инклюзивное образование на развитие ребенка в худшую сторону?

Задание 3.

1. Вольская О.В., Флотская Н.Ю., Буланова С.Ю., Усова З.М. МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17065 (дата обращения: 10.10.2020).

 

Рассмотрены основные модели реализации инклюзивного образования в конкретных европейских странах: Швеции, Дании, Франции, Финляндии и Норвегии. Модели проанализированы с точки зрения составляющих их элементов. Представлены разные уровни реализации инклюзивного образования: законодательный, национальный и муниципальный. Проведён анализ законодательных актов, принятых в конкретной стране, регламентирующих инклюзивное образование. Описана система подготовки педагогических кадров европейских стран для системы инклюзивного образования. Описаны основные проблемы и трудности реализации инклюзивного образования.

 

2. Пугачев, А. С. Инклюзивное образование / А. С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 374-377. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5498/ (дата обращения: 10.10.2020).

 

Рассмотрены 8 принципов инклюзивного образования. Автор описывает необходимое техническое оборудование и архитектуру школы для разных видов заболеваний у детей.

 

3. Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу/ Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Описаны полное и частичное включение детей с ОВЗ в коллектив здоровых сверстников.

4. Семаго Н. Я. Условия реализации инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

5. Розенблюм С.А., Хотылева Т.Ю., Борисова Н.В. Описание модели инклюзии, реализуемой в современной образовательной ситуации // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. Альманах №34 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/description-of-the-model-of-inclusion-being-implemented-in-modern-educational-situation (Дата обращения: 21.10.2020)

 

В статье описана модель инклюзивного образования, организованной в Государственном бюджетном образовательном учреждении «Школа №1540».

 

6. Паринова Г.К., Якса Н.В. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ, МОДЕЛИ, ПРИНЦИПЫ// Проблемы современного педагогического образования. 2014. № 45-1. С. 212-221.

 

Рассматриваются проблемы инклюзивного образования - новой образовательной парадигмы, включающей систему ценностных, компетентностных, коммуникативных составляющих, которая способствует обеспечению равного отношения ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

 

Задание 4.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Интегрированные группы – группы, взаимодействие участников в которых строится на основе идеи интеграции, в данном отчете речь идет о группах, включающих как участников с ОВЗ, так и не имеющих подобных ограничений, причем отношения в них ориентируется на обеспечение взаимодействия на паритетных основаниях.

Модифицирование программы – учебные и связанные с оценкой решения, принятые для восполнения образовательных нужд учащегося. Эти решения состоят из индивидуальных целей и результатов обучения, которые отличаются от результатов обучения по курсу или предмету. Модифицирование программы рассматривается для тех учащихся, чьи особые потребности не позволяют им выполнить учебную программу (т.е. учащиеся с ограниченным осознание окружающей среды, учащиеся со слабым психическим /физическим здоровьем, учащиеся с проблемами здоровья, познавательными/ множественными проблемами).

Ограничение возможностей здоровья (ОВЗ) – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Особые образовательные потребности – такие характеристики, которые делают необходимым обеспечить учащегося ресурсами отличными от тех, которые необходимы большинству учащихся. Особые образовательные потребности выявляются в ходе оценки учащегося; они являются основой для определения соответствующей образовательной программы (в том числе необходимых ресурсов) для данного учащегося.

Оценка потребностей – систематический процесс сбора информации с целью принятия соответствующих образовательных решений для учащегося. Это совместный и последовательный процесс, направленный на выявление сильных сторон и потребностей учащегося, на определение целей - результатом чего является идентификация и реализация выбранных образовательных стратегий.

Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Служба ранней помощи – служба помощи детям раннего возраста с особыми потребностями и их семьям. Термин, использующийся в практике наряду с такими терминами как «службы реабилитации» и «службы раннего вмешательства».

Частичная инклюзия - дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам.

Эпизодическая или внеурочная инклюзия – это целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Задание 7.

 


 
 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: