Применения технологии
СКАЗКОТЕРАПИИ
с использованием средств
мультимедиа и ТСО
Толстова Ирина Леонидовна
воспитатель первой кв. категории
МОУДО «Детский сад № 268 «Ёлочка» с приоритетным
осуществлением квалифицированной коррекции
отклонений в физическом и психическом развитии
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
ОМСК - 2010
Содержание
1. Содержание…………………………………………………….... 2
2. Введение………………………………………………………………….... 3
3. Проект……………………………………………………………………… 6
Этапы проекта……………………………………………………………... 7
I Этап. Целеполагание …………………………………………………....... -
II Этап. Разработка проекта……………………………………………….. 8
III Этап. Выполнение проекта …………………………………………….12
IV Этап. Презентация проекта …………………………………………… 17
V Этап. Мониторинг ……………………………………………………… -
4. Литература………………………………………………………………… 18
5. Приложения ………………………………………………………………...19
Приложение 1 –конспект занятия в средней группе (образец) ………… -
Приложение 2 –конспект занятия в старшей группе (образец) ….…… 23
Приложение 3 –конспект занятия в подготовительной группе (образец)25
Приложение 4 -памятка для родителей «Сказка – это серьёзно» (образец)……………………………………………………………………..33
Приложение 5 -памятка для родителей «Расскажи мне, мама, сказку» (образец) …………………………………………………………………….34
ВВЕДЕНИЕ
Сказка имеет древнейшие корни в истории и культуре. Это один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Ребёнок рано начинает знакомиться с произведениями сокровищницы русской и мировой литературы. И, как мудрый друг, в его жизнь входит сказка. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь от чёрствости, равнодушия, эгоизма, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силами добра. Чтобы закалить душевные силы ребёнка, вселить в него уверенность и неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба, но мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру. А сами слова «сказка», «чудо», «волшебство» обладают особым значением и раздвигают рамки обыденной реальной действительности. Мудрый опыт поколений, использовавший сказку с целью воспитательного воздействия, и положил начало сказкотерапии.
Впервые в нашем учреждении мы узнали об опыте применения технологии сказкотерапии из каталога материалов всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» сезона 2004-2005 учебного года, в котором принимали участие. Заинтересовавшись работой коллег по сказкотерапии, мы обратились к научно-методической литературе. Изучая первоисточники, узнали, что, соответствуя буквальной расшифровке значения слова «сказкотерапия» - лечение сказками, этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению же И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским – клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги. И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи. Один из самых авторитетных в этой области психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека. Врач сказкотерапевт А.В.Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы». И в таком контексте естественно, приемлемо и целесообразно использование сказкотерапии педагогами и специалистами ДОУ. В настоящее время разработаны педагогические и психолого-педагогические технологии по сказкотерапии, в том числе: «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников» (Л.Д. Короткова), «Куклотерапия в работе педагога, психолога, логопеда» (Ю. А. Татаринцева), «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей» (Ю.А. Капская, Т. Л. Мирончик) и др. Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.
Привлекательность сказкотерапии для педагогов можно объяснить универсальностью:
· Сказка информативна. Через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
· Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие.
· Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
· Сказка феерична. Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
· Сказка эмоциональна. В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
· Сказка мудра. Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Наш первый опыт применения сказкотерапии начался со знакомства с технологией «Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» (О.В. Шорохова). Мы использовали занятия данного цикла в организации работы по развитию словесного творчества дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации. Эта работа осуществлялась на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению с художественной литературой, а также в свободной игровой деятельности детей и в коррекционной работе. Работа по применению технологии проводилась комплексно, в тесном взаимодействии со специалистами МОУДО: педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором ЛФК, социальным партнёром - руководителем кружка по изодеятельности и с родителями наших воспитанников.
Для работы по применению технологии были определены задачи:
· Способствовать социальной адаптации.
· Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.
· Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.
· Формировать положительные черты характера.
· Развивать познавательный интерес.
· Способствовать формированию положительных межличностных отношений.
· Формировать эстетический вкус.
· Обогащать положительный эмоциональный опыт.
· Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.
В процессе использования технологии нами применялись методы и приёмы: куклотерапии, арттерапии, релаксирующие приемы песочной терапии, психогимнастика, мнемотехника, моделирующая техника, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды и др.
В рамках применения технологии были проведены занятия, развлечения,
праздники, викторины, конкурсы, олимпиады. В том числе, для участников областного методического объединения (2008) комплексное занятие по ознакомлению с устным народным творчеством и развитию речи по теме «Русская народная сказка «Лиса и козёл», конкурс детских рисунков «Мой любимый сказочный герой» (2009), физкультурное развлечение «Теремок в спортивном зале» (2009), викторина «Знатоки сказок» (2009). В поддержку европейской недели иммунизации был подготовлен и проведён музыкально-спортивный праздник «Если хочешь быть здоров: путешествие на сказочную поляну» (2010). Олимпиада «Сочиняем сказки сами» была проведена в три тура, и в заключительном туре использовались элементы метода веб-квест, и осуществлялась самостоятельная работа детей на интерактивной доске (2010).
С целью распространения, представления, трансляции опыта был проведён ряд мероприятий. В том числе, для воспитателей и специалистов МОУДО консультации на тему «Воспитание сказкой», «Сказка, как средство формирования положительных качеств личности дошкольника», «Методы приёмы и принципы работы по технологии сказкотерапии», для родителей составлены памятки «Сказка – это серьёзно», «Расскажи мне, мама, сказку» (см. Приложение 4, 5). Опыт по применению технологии сказкотерапии был представлен на всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» по теме «Формирование социального мира дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами сказкотерапии» (сезон 2008-2009 учебного года). Как о части инновационной деятельности МОУДО, об опыте применения технологии сказкотерапии нами отмечалось в выступлении на международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в образовательном процессе с использованием технологии лидерства» (6 апреля 2010).
Следуя основному концептуальному курсу развития МОУДО по программе «Социально-личностное развитие дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата», при определении задач использования сказкотерапии, приоритет получили именно задачи, направленные на социализацию детей. Так развитие у детей навыков социального взаимодействия, коммуникативных умений, формирование положительных качеств характера, патриотических чувств, познавательный интерес, творческие способности достигли высокого уровня по данным мониторинга. На практике это выражалось в том, как открыто и доброжелательно дети шли на контакт с участниками социального взаимодействия: в ходе интервью для съёмочной группы ГТРК-ОМСК на городском семинаре-презентации (11 марта 2010), на фестивале «Во имя добра» (9 апреля 2010), на конкурсе «Зажги свою звезду» (16 апреля 2010), на экскурсии в парк им. 30-летия Победы (6 мая 2010) и др. Дети проявили знания об окружающем мире, конструктивное мышление, свободную ориентировку в новом социопространстве, позитивное отношение к жизни.
В целом, работу по применению технологии сказкотерапии можно считать положительной и результативной. Но, анализирую свою деятельность, мы пришли к выводу, что приёмы, методы и формы организации технологии сказкотерапии могли бы применяться в большем объёме. Работу в данном направлении можно было бы дополнить и разнообразить использованием современных средств ИКТ. Поэтому нами был составлен долгосрочный «Проект применения технологии сказкотерапия с использованием средств мультимедиа и ТСО», рассчитанный на реализацию в течении трёх лет.
ПРОЕКТ
Этапы проекта
I этап. Целеполагание
II этап. Разработка проекта
III этап. Выполнение проекта
IV этап. Презентация проекта
V этап. Мониторинг
I этап. Целеполагание
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители, специалисты МОУДО: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, учитель-логопед, медицинский персонал, администрация МОУДО, социальные партнёры.
Цели:
Формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, повышение уверенности в себе и формирование адекватной личностной самооценки, формирование благоприятных межличностных отношений, развитие разнообразных форм коммуникации, развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Задачи:
· Способствовать социальной адаптации.
· Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.
· Развивать желание исправлять недостатки, преодолевать трудности.
· Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.
· Формировать положительные черты характера.
· Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательный интерес.
· Развивать речь, обогащать активный словарь.
· Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
· Способствовать формированию положительных межличностных отношений, коммуникативных умений и навыков.
· Формировать эстетический вкус.
· Обогащать положительный эмоциональный опыт.
· Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
· Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
· Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
· Положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
· Знание детьми информации о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях.
· Высокий уровень развития у детей познавательной активности, творческихспособностей.
· Коррекция отрицательных черт характера.
· Позитивное оптимистичное отношение к жизни.
II этап. Разработка проекта
1. Довести до сознания участников проекта важность и актуальность данной проблемы. С этой целью провести беседы, консультации, семинары, оформить наглядный информационный материал (конспекты докладов, консультаций, семинаров, памяток, мультимедийная презентация - см. приложения).
2. Разработать структуру «Практических центров активности» применения технологии и определить их участников. Обозначить круг задач для каждого центра.
3. Определить методику диагностики.
4. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный и мультимедийный материал по данной теме.
5. Подобрать материал, пособия, игрушки, атрибуты для дидактической, игровой, театрализованной деятельности, для коррекционной работы.
6. Подобрать материал для изобразительной, конструктивной и продуктивной деятельности детей.
7. Разработать конспекты занятий, развлечений, досуга.
8. Составить перспективный план мероприятий.
9. Составить подборку дополнительного материала для использования средств ТСО.