ПЛАН:
Принципы менеджмента
Методы менеджмента
Функции менеджмента
Принципы менеджмента
Существует множество принципов, в соответствии с которыми осуществляется процесс управления предприятием. Наиболее важные из них [2]:
1. Принцип научности. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации и к людям. Это помимо знаний предполагает владение искусством межличностного общения, умением найти выход из разных ситуаций.
2. Целенаправленность управления. Управленческий процесс всегда ориентирован на решение конкретных проблем.
3. Функциональная специализация в сочетании с универсальностью. Суть состоит в том, что к каждому объекту управления (группе ученых, цеху рабочих, команде спортсменов и т.д.) имеется свой подход, учитывающий его специфику; однако, наряду со спецификой, применяется универсальный подход к людям, как таковым.
4. Последовательность управленческих процессов. Элементы или стадии управленческого процесса должны следовать друг за другом в определенном порядке. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер (все они повторяются через определенный промежуток времени, пример - планирование, составление отчетов, контроль).
5. Оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием. Жизнь общества непрерывна. Непрерывны и обеспечивающие ее процессы - производство, обмен, научные исследования и т.д. Следовательно, и управление ими непрерывно. Оно должно постоянно учитывать появление новых проблем и открытие новых, не существовавших прежде перспектив. Непрерывно приходится контролировать и поведение объекта управления, который все время стремится вырваться из под опеки. Учитывая это стремление, важным принципом менеджмента необходимо считать оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием в определенных рамках.
|
6. Учет личных особенностей работников и общественной психологии. Он тесно связан с другими принципами, без которых саморегулирование невозможно, так как они лежат в основе принятии самостоятельных решений.
7. Обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности. Это один из важнейших принципов управления. Избыток прав по сравнению с обязанностями приводит к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую инициативу, поскольку проявление излишней активности может грозить разными негативными последствиями.
8. Обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой. Достигается путей материального и морального поощрения отличившихся работников. А также максимального вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений на самых ранних стадиях работы над ними.
9. Всемерное обеспечение состязательности участников управления. Речь идет не только о стремлении выполнить лучше других порученное дело, что должно вс044Fески стимулироваться руководителем, но и о необходимости поощрения конкуренции при замещении должностей в сфере управления.
|
Методы менеджмента
Все методы, связанные с управление организацией, можно разделить по следующим признакам [5]:
- общенаучные - системный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование;
- специфические методы управления - организационные, административные, экономические и социально-психологичес-
кие;
- по мотивационному критерию - методы материальной мотивации, методы моральной мотивации, методы властно-предупредительной мотивации;
- по организационным формам воздействия - единоличные, коллегиальные, коллективные;
- классификаций от функций управления - пользователей, целевой установки, ресурсов, на которые направлено управление.
В соответствии с данной дисциплиной рассмотрим специфические методы более подробно [2,5].
Организационные методы. Их сущность состоит в том, что перед началом любой деятельности необходимо произвести ряд действий по ее организации: выработать цели, нормативы и регламенты; создать проекты, определить методики и правила конкретных действий. Применение организационных методов начально, оно создает основу деятельности. Они считаются пассивными и составляют базу для применения активных групп методов (остальные три).
Административные методы (методы властной мотивации). Это открытое и регулируемое определенными нормами принуждение людей к какой-либо деятельности. При применении этих методов руководитель (менеджер) берет на себя полную ответственность за результат деятельности, исполнитель же отвечает только за прямое неисполнение инструкций.
Экономические методы. Их сущность в установлении только общих целей и направлений деятельности без формулировки последовательных шагов к их достижению. Заинтересованность в наилучшем результате - экономическая, выражается в основном в денежных выплатах сотрудникам по результатам труда. Спектр экономических методов включает коммерческий расчет, ценовую политику предприятия, финансовую политику. Сущность коммерческого расчета заключается в соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности организации и обеспечении прибыльности производства. В ценах отражаются все стороны экономической деятельности организаций. В ценообразовании соединяются с одной стороны регулирующие факторы, а с другой - рыночная конкуренция. Ведущим принципом финансовой политики любого предприятия в условиях рынке является обеспечение самофинансирования. Следует отметить, что ценовая политика и финансовая политика являются составными частями коммерческого расчета, в данном случае выделяются самостоятельно только как его крупные составляющие.
|
Социально-психологические методы. Это методы, направленные на формирование психологического климата в коллективе. Он должен быть направлен на достижение высших трудовых результатов как в отдельно взятом подразделении, отделе, цехе, так и на предприятии в целом. Наряду с общим моральным климатом применяется высокая оценка индивидуальных достижений каждого сотрудника.
Практически все методы используются с учетом хозяйственного права.
Функции менеджмента
Еще в начале ХХ века Анри Файоль сформулировал 5 основных задач менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Эти функции исполняются в организации любого уровня, они взаимосвязаны, проникают друг в друга. Реализация каждой функции исполняется с применением остальных [20].
Реализация функции планирования напрямую влияет на функцию организации и координации, опосредованно - на мотивацию и контроль. При этом сам процесс планирования подлежит обязательному контролю. Функция планирования осуществляется в различных временных периодах, это м.б. кратко-, средне- и долгосрочные планы. Особое место занимает при этом стратегическое планирование в организации.
Функция организации включает построение структуры организации, делегирование полномочий, разработку процедур доведения заданий до исполнителей, регламентов работы, составления отчетности и т.д.
Функция координации находится в прямой связи со всеми остальными; только с ее помощью возможна реализация каждой (кто кому подчинен, кто за что отвечает и т.д.). В то же время процесс координации требует организации, планирования, мотивации персонала и своевременного контроля.
Функция мотивации влияет на коллектив в целом и отдельных сотрудников в частности, в форме общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.
Контроль реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления нарушений и отклонений.
Вопросы к обсуждению:
1. Привести пример целенаправленности управления.
2. Дать характеристику общенаучным методам менеджмента.
3. Привести пример взаимосвязей функций в менеджменте.
ТЕМА 2.5. ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
ПЛАН
1. Типология планирования
2. Методы планирования