в группах начальной подготовки




СИСТЕМА СПОРТИВНОГО ОТБОРА

ЛЕГКОАТЛЕТОВ 10-11 ЛЕТ

А.С. Гугучкин

Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент. Е. А. Симонова

ИФК ТюмГУ, г. Тюмень

Ключевые слова: спортивный отбор, уровень подготовленности легкоатлетов 10-11 лет, антропометрические данные легкоатлетов 10-11 лет, дактилоскопия.

Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем современности, проблеме спортивного отбора. Подобраны тесты, позволяющие оценить уровень физической подготовленности спортсменов групп начальной специализации. По результатам изучения уровня физической подготовленности, антропометрических показателей и дактилоскопии распределить детей по группам специализации в легкой атлетике.

 

Важнейшим фактором в достижении высоких результатов в избранном виде спорта является максимальное соответствие индивидуальных особенностей личности спортсмена и требований избираемой специализации. Поэтому эффективность отбора перспективных спортсменов связано со знаниями специалистов этих требований данного вида спорта [6].

На сегодняшний день проблема спортивного отбора вызывает большой интерес, так как, уровень спортивных результатов быстро растет, а превысить его может далеко не каждый ребенок. Таким образом, возникает проблема поиска одаренных детей, которые смогут показывать высокие результаты в условиях жесткой конкурентной борьбы [7].

В Тюменской области, активно пытаются реализовать систему спортивного отбора в легкой атлетике, которая строиться на просмотре физического состояния детей в школах. В наше время разработаны критерии, характеризующие двигательные, психомоторные или морфологические показатели легкоатлетов. Но недостаточно разработано и обосновано комплексных критериев оценки одаренности юных легкоатлетов, учитывающие интегральные характеристики спортивного совершенствования. Разработка этих критериев для легкой атлетики – актуальная задача, стоящая перед учеными и практиками.

Цель нашей работы – подобрать методики для системы отбора в легкой атлетике для групп начальной подготовки, дать рекомендации тренерам по распределению спортсменов по специализациям.

Для решения поставленной цели нами было проведено педагогическое тестирование. В феврале-марте 2016 г. у легкоатлетов СДЮСШОР №2 г. Тюмени в возрасте 10-11 лет были проведены: для установления уровня физической подготовленности оценивались 8 показателей и сравнивались с помощью таблицы из примерной программы по лёгкой атлетике для СДЮСШОР (таблица 1); для определения антропометрических данных: длина тела (см); масса тела (кг), для определения предрасположенности у спортсменов к развитию физических качеств и их функциональных возможностей нами была проведена дактилоскопия.

Тестировались: скоростные способности – бег 30м с ходу и 60м с высокого старта; скоростная выносливость – бег 200м и подъем туловища, в упоре лежа; общая выносливость – бег 1000м; силовые способности – сгибание и разгибание рук, в упоре лежа; скоростно-силовые способности – прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места, бросок набивного мяча сидя из-за головы.

Таблица 1

Уровни физической подготовленности легкоатлетов

в группах начальной подготовки

Контрольное упражнение Уровни физической подготовленности для юных спринтеров в группе начальной подготовки [2]
низкий средний высокий
м д м д м д
Бег 30м/с (с) 4,7-5,0 4,8-5,1 4,4-4,6 4,5-4,7 4,0-4,3 4,2-4,5
Бег 60м с в/с (с) 11,0-11,5 11,6-11,9 10,4-10,9 10,9-11,5 9,7 – 10,3 10,5-10,8
Бег на 200м (с) 46-49 51-54 42-45 47-50 39-41 43-46
Прыжок в длину с места (см) 155-164 145-154 165-174 155-164 175-185 165-175
Уровни физической подготовленности для юных бегунов на средние дистанции в группе начальной подготовки [3]
Бег 30м/с (с) 4,9-5,2 5,1-5,3 4,6-4,8 4,8-5,0 4,3-4,5 4,5-4,7
Бег 60м с в/с (с) 11,1-11,6 11,7-12,0 10,5-11.0 11,0-11,6 9,8 – 10,4 10,6-10,9
Бег на 200м (с) 44-47 49-52 39-43 44-48 37-39 41-44
Прыжок в длину с места (см) 150-160 140-150 160-170 150-160 170-180 160-170
Бег 1000м (мин) 5,01-30 5,21-6,00 4,31-5,0 4,51-5,20 3,50-4,30 4,20-4,50
Уровни физической подготовленности для юных прыгунов в группе начальной подготовки [5]
Бег 30м/с (с) 4,7-5,0 4,9-5,1 4,4-4,6 4,6-4,8 4,1-4,3 4,3-4,5
Тройной прыжок с места (см) 510-549 450-499 550-599 500-529 620-600 550-530
Поднимание туловища из положения лежа (раз) 25-29 20-24 30-34 25-29 35-40 30-35
Прыжок в длину с места (см) 170-179 160-169 180-189 177-179 190-200 180-190
Уровни физической подготовленности для юных метателей в группе начальной подготовки [4]
Бег 30м/с (с). 4,8-5,1 5-5,2 4,5-4,7 4,7-4,9 4,2-4,4 4,4-4,6
Тройной прыжок с места (см) 520-559 470-509 560-609 510-519 590-610 520-540
Бросок набивного мяча (см) 260-280 240-260 280-300 260-280 300-320 280-300
Поднимание туловища из положения лежа (раз) 35-39 25-29 40-44 30-34 45-50 40-35
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) 5-3 3-1 9-6 5-3 14-10 10-6
                 

Анализируя полученные показатели антропометрических данных, нами выявлено, что:

Длина тела всех мальчиков находится на среднем уровне, юноши 10 лет 138-146см., и юноши 11 лет 140-150см. Масса тела мальчиков 10 лет 25-35кг., и мальчики 11 лет 30-45кг., что является средним статистическим показателем длины и массы тела в этом возрасте.

Длинна тела девочек 10 лет 137-145см., у девочек 11 лет 146-149см., что является средним показателем в этих возрастных группах. Масса тела девочек 10 лет 27-31кг. и у девочек 11 лет 31-43кг. Выделяется из общей группы девочка 11 лет, масса тела 54,1 и длина тела 162см., что превышает средние показатели антропометрических данных в этом возрасте.

Результаты проведение исследования дактилоскопия показала, что у 5 мальчиков (25%) преобладают дуги и петли, это свидетельствует о том, что у спортсмена хорошая сила и скорость. У остальных 15 мальчиков просматривалось сочетание петель и завитков, это говорит о том, что спортсмен способен выдерживать длительные нагрузки и его сильная сторона – выносливость. У девочек обладательницами «дуг» стали 4 испытуемые (40%).

Одной из них является спортсменка под номером 5, с высокими показателями массы и длины тела. Она показала отличные результаты в беге на 30 метров с ходу, броске набивного мяча из-за головы – что соответствует высокому уровню физической подготовленности для юных метателей, другие показатели (тройной прыжок, поднимание туловища из положения лежа в положение сидя, сгибание и разгибание рук в упоре лежа) на низком уровне, это обусловлено излишним весом ребенка, мы рекомендуем продолжить ей тренировки в группе метателей.

Полученные результаты физической подготовленности и сравнения их с уровнями, приведенными в таблице 1, указывают следующее: из мальчиков, в беге на дистанции 30 метров с ходу, 7 человек (35%) имеют высокий уровень, 1 человек (5%) средний и остальные низкий уровень.

В беге на 60 метров с высокого старта, 9 человек (45%) имеют высокий уровень подготовленности, 2 мальчика (10%) – средний уровень.

Тестирование прыжка в длину, показало у 6 мальчиков (30%) высокий уровень подготовленности, 7 юношей (35%) показали средний уровень. Показатели бега на дистанции 200 метров: 6 человек (30%) имеют высокий уровень подготовленности, 4 человека (20%) – со средним уровнем.

Среди девочек, в беге на дистанции 30 метров с ходу, 6 человек (60%) имеют высокий уровень подготовленности, такие же результаты мы можем наблюдать, и в беге на 60 метров и прыжке в длину. Остальные 3 девочки (30%) имеют низкий уровень в показателях подготовленности юного спринтера. И так, 7 юношей и 6 девушек, мы ориентируем на занятиях в группе спринтерского бега, так как они имеют высокий уровень, практически всех показателей подготовленности для юных спринтеров.

Из оставшихся 17 юношей, только двое показали высокий уровень подготовленности для юных бегунов на средние дистанции, в беге на 1000 метров (10%), такой же показатель и в беге на 200 метров, только у этих легкоатлетов. Среди оставшейся части девушек, не было показано даже среднего уровня подготовленности на дистанциях 200 и 1000 метров. Поскольку эти показатели, являются определяющими, для отбора бегунов на средние дистанции, следовательно, 2 мальчикам (10%), мы рекомендуем продолжить тренировки в группе бегунов на средние дистанции.

Высокий показатель уровня физической подготовленности для юных прыгунов, из оставшегося контингента, показал только 1 молодой человек, в тестах: бег на 30 метров с ходу, прыжок в длину с места, и тройной прыжок с места. Он единственный из испытуемых предрасположен к прыжковым дисциплинам. Оставшиеся девушки имеют низкий уровень абсолютно всех показателей, как для физической подготовленности юных прыгунов, так и для метателей. Из юношей, ни один не показал даже среднего уровня физической подготовленности юных метателей, в метании набивного мяча, так же и в других показателях. Поэтому, мы рекомендуем трем девочкам и десяти мальчикам, продолжить тренировки в группе ОФП, для индивидуального повышения уровня физических качеств.

Из вышесказанного следует следующий вывод: 7 мальчиков (35%) и 6 девочек (60%), предрасположены к спринтерским дистанциям, 2 мальчика (10%) могут реализовать себя в беге на средние дистанции, 1 мальчик (5%) может иметь хорошие результаты тренируясь в группе прыгунов. У одной девочки (10%) имеются задатки метателя. 10 мальчиков (50%) и 3 девочки должны продолжить тренировки в группе ОФП для коррекции физической подготовленности.

Список литературы:

1. Губа, В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта / В. П. Губа. – Москва: Советский спорт, 2008. – 304 с.

2. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: примерная программа подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. – Москва: Советский спорт, 2005. – 113 с.

3. Легкая атлетика. Бег на средние и длинные дистанции: примерная программа подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. – Москва: Советский спорт, 2005. – 120 с.

4. Легкая атлетика. Метания: примерная программа подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. –Москва: Советский спорт, 2005. – 101 с.

5. Легкая атлетика. Прыжки: примерная программа подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. –Москва: Советский спорт, 2005. – 104 с.

6. Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика / Л.П. Сергиенко. – Москва: Советский спорт, 2013. – 1048 с.

7. Серова, Л.К. Профессиональный отбор в спорте: учебное пособие для вузов физической культуры / Л.К. Серова. – Москва: Человек, 2011. – 160 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: