Специфические особенности управленческого труда




Как известно, управленческий труд отделен от непосредственного исполнения производственных процессов. Его специфика заключается в следующем [2]:

1. Это системный умственный труд, его составляющие: организационно-административная и воспитательная деятельность, аналитическая и конструктивная, информационно-техническая работа.

2. Менеджер участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников.

3. Средства труда - организационная и вычислительная техника.

4. Предмет труда - информация.

5. Результат труда - управленческое решение.

Современный менеджер не просто реагирует на разные события через информацию, а активно влияет на эти события. Он актуализирует себя, т.е. свои способности управлять собой и другими людьми в любой ситуации. Самоактуализация - ядро любого действия менеджера-профессионала.

«Сильный» менеджер или руководитель:

- обладает высокой сопротивляемостью к препятствиям;

- умеет общаться с людьми;

- способен пересмотреть свою точку зрения;

- принимая критику, уверен в себе;

- выдержанно принимает победы и поражения;

- энергичен, с высоким уровнем усилий;

- компетентен в проблемах управления;

- любит управлять, организовывать дело;

- располагает к себе;

- способен видеть изменения внутри и вне организации;

- готов к изменениям и готов их начать;

- способен нести ответственность за свои решения;

- умеет продуктивно использовать свое время.

Это характерные черты руководителя. Требования к его профессиональной пригодности можно разделить на 2 группы:

- знание и умение в управлении;

- способность работать с людьми и владеть собой.

К первой группе следует отнести:

§ умение обосновывать и принимать решения в условиях неопределенности и срочности;

§ информированность по важнейшим вопросам;

§ способность к управлению ресурсами предприятия;

§ способность перенимать опыт;

§ умение использовать современную информационную технологию, коммуникации и связи.

Вторая группа включает честность с подчиненными и доверие партнеров, высокое чувство долга и преданность делу, умение убеждать, уважительное отношение к окружающим вне зависимости от положения, способность быстро восстанавливать физические и душевные силы.

Если менеджеры всех уровней отвечают этим основным требованиям, то составляющими успеха организации станут:

- выживание;

- результативность и эффективность;

- производительность;

- практическая реализация целей организации.

Выживание связано со стадией рождения организации. Без него невозможно развитие. Результативность следует понимать как производство нужной и затребованной (через спрос) продукции. Эффективность характеризует насколько «правильно» реализуется результативность. При этом результативность - это трудноопределяемое понятие, оно не поддается количественному измерению. Эффективность же можно определить сопоставлением входа и выхода финансовых ресурсов, т.е. денежной оценкой. При этом относительная эффективность организации определяется через показатель производительности, то есть: отношением количества единиц на входе к количеству единиц на выходе. Производительность - критически важный фактор успеха организации в условиях конкуренции.

Управленческое решение - это идеи, мысли. Наилучшим управленческим решением является идеальное решение. Менеджер должен выбрать не наилучшее решение, а реально воплотимое. Успешным будет решение, которое реализуется практически и при этом результативно и эффективно [2].

Власть менеджера

Понятие «власти» в теории управления означает способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их своей воле. Власть пронизывает всю структуру организации. Без нее нет порядка и нет самой организации. Определение власти как организационного процесса подразумевает следующее [2]:

1. Власть существует у того, кто может ее использовать потенциально. Таким образом, она существует не только тогда, когда используется (например, если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть).

2. Власть является функцией взаимозависимости. То есть, между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимосвязь. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти у одного и меньше у другого.

3. Власть не является абсолютной, т.е. тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть по своей сути является социальным процессом. Она может происходить из должности или из личности.

Власть должности возникает не из самой должности. А делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Основными формами проявления власти в этом случае будут выступать:

- принуждение;

- вознаграждение;

- власть над ресурсами;

- власть связей.

Личная власть - это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости его и их целей. Основными формами личной власти могут быть:

· экспертная власть (степень подготовки, личные качества);

· власть примера (харизма);

· право на власть (монархическая).

Власть бывает формальной и реальной. Формальная - власть должности, обусловленная официальным местом лица, ее занимающего в структуре управления организацией. Она измеряется либо числом подчиненных, либо объемом материальных ресурсов, которым лицо может распоряжаться без согласования с другими.

Реальная власть - это власть как должности, так и влияния и авторитета.

Понимание власти тесно связано с лидерством, т.е. способностью использовать все источники власти на достижение целей организации.

Стиль управления

Управленческий стиль - это способ согласования действий руководителей с действиями подчиненных. В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля. Успех работы менеджера зависит от очень многих обстоятельств: содержания задачи и сроков ее решения, личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и др. Вопрос «когда какой управленческий стиль применять?» является, пожалуй, наиболее сложным в менеджменте [20].

Под стилем управления понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

Существует целый ряд теорий об основах формирования управленческих стилей. Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. Можно выделить «одномерные» стили, т.е. обусловленные одним каким-то фактором, и «многомерные» стили, т.е. учитывающие два и более обстоятельства при построении взаимоотношений «руководитель - подчиненный».

«Одномерные» стили управления - к ним относятся: авторитарный (или директивный), демократический и либерально-попустительский (либеральный). Их сравнительные характеристики приведены в таблице 8.1.

«Многомерные» стили управления. Они представляют собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ними. Различные факторы создают ту или иную ситуацию. Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, какие методы и способы воздействия на подчиненных необходимо применять для достижения эффективности в каждой конкретной ситуации.


Таблица 8.1. Характеристики основных одномерных стилей управления [20]

 

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Приемы принятия решений единолично решает все вопросы принимая решение, советуется с коллективом ждет указаний руководства или отдает инициативу в руки подчиненных
Способ доведения решений до исполнителей приказывает, распоряжается, командует предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных просит, упрашивает
Принятие ответственности берет на себя или передает конкретным исполнителям распределяет ответственность между подчиненными снимает с себя всякую ответственность
Отношение к инициативе подавляет полностью поощряет, использует в интересах дела отдает инициативу в руки подчиненных
Отношение к подбору кадров боится квалифицированных работников, старается от них избавиться подбирает деловых, грамотных работников подбором кадров не занимается

Окончание таблицы 8.1

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Отношение к недостатку собственных знаний все знает и умеет, гипертрофированное самомнение постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
Стиль общения жестко формальный, не общительный дружески настроен, любит общаться боится общения
Характер отношений с подчиненными диктуется настроением ровная манера поведения, постоянный самоконтроль мягок, покладист, иногда легковерен
Отношение к дисциплине приверженец формальной жесткой дисциплины сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям требует формальной дисциплины, не умея ее соблюдать
Отношение к стимулированию подчиненных считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам постоянно использует разные стимулы использует поощрение чаще, чем наказание

 


Существенное влияние на проявление стиля руководства оказывает специфика ситуации, своеобразие решаемых задач, квалификация и сплоченность членов коллектива и др. Например, в критической для фирмы ситуации даже демократичный руководитель будет вынужден использовать более жесткие методы управления коллективом.

Решить, какой из стилей руководства хуже или лучше можно опираясь на определенный критерий. Таким критерием могут быть показатели эффективности деятельности коллектива, продуктивность работы коллектива и удовлетворенность его членов трудом. Общий итог различных исследований:

1.Демократическое и авторитарное руководство имеют примерно равные показатели продуктивности.

2.Удовлетворенность трудом гораздо выше у демократического стиля руководства.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Привести примеры ролей менеджеров всех уровней.

2. В чем смысл самоактуализации?

3. Разделить и объяснить понятия результативности, эффективности и производительности.

4. Привести примеры основных форм проявления власти.

5. Обобщить разные стили управления, сделать выводы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: