Объект и предмет И, их взаимосвязь




Понятие, структура и общие требования к программе И

Гарантией успешности И, обоснованности его результатов является тщательно разработанная программа И.

Программа (исследовательский проект) И — это изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез.

Программа И включает в себя теоретическое обоснование замысла и целей исследования, методологические предпосылки их реализации, а также методико-инструментальное обеспечение исследовательского поиска.

Программа является стратегическим документом исследования. Это самостоятельный научный труд.

 

В оформлении программы не существует каких-либо неизменных стандартов, но в практике выработаны определённые требования к структуре программы.

В идеальном случае структура программы включает следующие разделы.

1. Методологический раздел

1.1 Обзор литературы по теме (проблеме) исследования

1.1 Формулировка проблемы

1.2 Определение объекта и предмета исследования

1.3 Определение цели и постановка задач исследования

1.4 Логический анализ объекта (предмета) исследования

1.5 Предварительный системный анализ объекта (предмета) исследования

1.6. Развертывание рабочих гипотез

2. Методический (процедурный) раздел

2.1 Принципиальный (стратегический) план исследования

2.2 Обоснование системы выборки единиц наблюдения

2.3 Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных

2.4 Способы обработки информации

3. Итоговый раздел

3.1 Содержательное описание предполагаемых результатов

3.2 Формы предоставления результатов

Программа И дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки проведения мероприятий исследования, оцениваются необходимые ресурсы.

 

Функции программы:

- теоретико-методологическая

- методическая

- организационная

Общие требования к программе:

- необходимость программы. Программа должна быть разработана перед проведением сбора данных. Если невозможно разработать полноценную программу, разрабатывают её макет, упрощённый вариант, в котором содержатся все названные компоненты, но без подробной детализации;

- чёткость и продуманность, ясная формулировка элементов программы;

- логическая последовательность элементов программы;

- гибкость программы.

 

Обзор научных источников (реферат)

В начале методологического раздела программы рекомендуется представить т.н. «литературный обзор» или реферат — критический обзор научных источников, где рассматриваются те или иные аспекты изучаемой проблемы.

В результате обзора можно:

- более точно сформулировать проблему собственного ис-ния;

- выявить общепринятые объяснения изучаемого феномена;

- установить смысл понятий, взаимосвязи между ними;

- выявить и сопоставить исследовательские подходы и на этой основе определить собственный подход;

- изучить имеющиеся методики исследования и полученные выводы.

 

Проблема И: сущность, виды и требования к формулировке

Формулировка и обоснование проблемы исследования является ключевым моментом разработки программы.

 

Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

 

Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации.

Социальная проблема — осознаваемое противоречие между сущим и д о лжным, между ожиданиями и результатами практической деятельности людей.

Социальная проблема в исследовании — осознаваемое противоречие между тем, что знает исследователь об изучаемом объекте и как обстоят дела в реальности.

Неразрешенное противоречие, отсутствие знаний — начальная точка исследования.

 

Источники формулировки проблемы:

- проблемная ситуация — противоречие в практической деятельности;

- социальный заказ, носителями которого являются органы управления, СМИ;

- сам исследователь, его интерес.

 

Виды проблем:

Цель исследования

1.1 гносеологические (логико-познавательные) проблемы — противоречия, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения социального явления («дефицит знания»)

1.2 социологические (предметные) проблемы — противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной социальной группы, социальных институтов, побуждающие их к действиям («дефицит действия»)

2. «Носитель» социальной проблемы: различные социальные группы (социально- демографические, профессиональные, этнические и т.д.), организации (предприятия, учреждения), социальные институты и др.

3. Масштаб распространённости социальной проблемы: глобальные, общенациональные, региональные, локальные (город, посёлок, район).

4. Время действия социальной проблемы: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

5. Глубина противоречия: одноплановые проблемы (затрагивают какую-либо из сторон социального явления; функциональные проблемы — вызваны нарушением сложившихся ранее связей; системные проблемы— отражают нарушение (дисбаланс) всей системы элементов социального явления.

Ядром социальной проблемы выступают социальные факты.

Требования к формулировке проблемы:

- не путать понятия «проблема» и «тема» исследования. Тема — более или менее чётко определённая область знания, комплекс проблем, решаемых исследователем;

- определить спектр проблем, связанных с данной темой и проанализировать, оценить их: отбросить проблемы, которые способен изучить академический социолог;

- разделить «проблематичное» (неизвестное) и «непроблематичное» (известное);

- различить нерешаемые проблемы и нерешённые проблемы;

- отделить существенное от несущественного в отношении общей проблемы;

- разделить общую проблему (проблемную ситуацию) на ее элементы и упорядочить по частным проблемам;

- сформулировать проблему в контексте проверки некоторой теории;

- сформулировать проблему как генерализацию (обобщённое суждение, умозаключение), а не в форме суждения о единичных событиях;

- возвращаться к формулировке проблемы несколько раз;

- сформулировать проблему в одном предложении.

Объект и предмет И, их взаимосвязь

Социальная проблема всегда имеет своего «носителя» - социальные группы и их деятельность, который выступает в качестве объекта.

Объектомисследования может быть всё то, что явно или неявно содержит социальное противоречие.

В программе исследования объект (социальная группа) характеризуется как носитель определённой деятельности. Указываются социально-демографические, профессиональные, территориальные характеристики группы, временн ы е границы, функциональная направленность деятельности (производственная, семейно-бытовая и др.).

В исследовании может быть выделено более одного объекта. Поэтому различают основной и дополнительный объекты.

Предмет исследования — те стороны и свойства объекта, которые наиболее полно содержат изучаемое противоречие; совокупность существенных признаков (или переменных), в которых описывается изучаемое явление.

В одной и той же проблемной ситуации, на одном и том же объекте можно изучать разные предметы. Когда выбирают предмет исследования, в то же время формулируют (не всегда осознанно) и гипотезу о возможном решении проблемы.

В некоторых исследованиях (разведывательных, описательных) объект и предмет исследования могут совпадать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: