Цели и задачи И, их взаимосвязь




Цель исследования — определение конечного результата исследования.

Виды целей:

- теоретико-прикладная: направлена на получение нового знания об изучаемом объекте (определение его структуры, выявление его основных характеристик, закономерностей развития, формулировка прогноза);

- методическая: направлена на разработку методики, отработку отдельных процедур и инструментария;

- прикладная: направлена на разработку практических рекомендаций по решению социальной проблемы.

Цели могут описательными; аналитическими; прогностическими.

Задачи являются средством реализации цели, промежуточными ступенями познавательной деятельности, ведущими к достижению цели.

Задачи могут быть:

- основными, связанными непосредственно с достижением цели;

- частными, которые направлены на достижение основных задач;

- дополнительными (неосновными) — они не связаны с предметом исследования, применяются для проверки побочных гипотез, используются для подготовки будущих исследований.

1. Логический анализ объекта (предмета) исследования

2. Предварительный системный анализ объекта (предмета) исследования

3. Развертывание рабочих гипотез

6. Логический анализ объекта (предмета) исследования

Эта часть программы (и сама процедура анализа) является ключевой в И.

В ней определяют содержание, структуру и элементы предмета исследования. Глубина и щирота логического анализа зависят от вида И (разведывательное, описательное или аналитическое). Чем сложнее вид И, тем более ёмкой и разветвлённой оказывается структура логического анализа основных понятий.

Суть логического анализа — сведение самых общих и абстрактных понятий к более конкретным и точным, которые рассматриваются как индикаторы, дающими информацию о социальных фактах.

 

Такое разложение осуществляется поэтапно.

1 этап. Теоретическая (семантическая, смысловая) интерпретация понятий — процедура теоретического осмысления изучаемого явления, выделение и раскрытие содержания ключевых понятий, характеризующих предмет исследования.

Рекомендации по проведению теоретической интерпретации:

1. составить по возможности полный список существующих определений интересующего вас понятия;

2. выбрать трактовку понятия и обосновать свой выбор;

3. большинство полученных понятий являются многомерными, т.е. они будут включать в себя два и более аспекта. Определить существующие аспекты понятия и выбрать те из них, которые будут изучаться, т.е. выбрать переменные.

Переменная — признак (характеристика, величина, показатель, операциональное понятие), который может принимать различные значения (например, профессия, пол, возраст, доход, религиозная принадлежность).

Различают зависимую и независимую переменные.

Зависимая переменная — признак, который надо объяснить с помощью исследования.

Независимая переменная - признак, который объясняет или вызывает изменения в изучаемом явлении (пол и возраст всегда относятся к независимым переменным).

Признаки могут быть качественными и количественными.

2 этап. Эмпирическая интерпретация понятий (операционализация; индикация) - конкретизация теоретических понятий (переменных, признаков) через систему узких, однозначно понимаемых терминов, т.е. индикаторов, поддающихся регистрации.

Отдельный индикатор может отражать влияние одну и более переменную, а каждая переменная может иметь множество индикаторов. Многие переменные сами выполняют роль индикатора (возраст, пол, этническая принадлежность, образование.

Индикаторы могут быть объективные — факты, независимые от отношения исследуемого и субъективные — установки, оценки, суждения людей, выражающие их отношение к чему-либо. Целесообразно выбирать в первую очередь объективные индикаторы, т.к. это повышает достоверность полученной информации.

Цель эмпирической интерпретации — найти такие индикаторы, которые можно зафиксировать с помощью вопросов в опросе, наблюдать, найти в документе. Соответственно, эмпирическая интерпретация позволяет разработать инструментарий исследования.

Однако изучение социальных явлений предполагает выявление не только качественных, но и количественных характеристик. Процесс получения количественных характеристик основан на процедуре измерения.

Измерение (квантификации; от лат. «сколько») - преобразование наблюдений в цифровые данные для анализа и сравнения; логическая операция, дающая количественную характеристику изучаемому предмету.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: