Цель урока:
-образовательная -познакомитьобучающихся с понятием «Теория элит»;
-развивающая -знать особенности механизма формирования политической элиты;
-воспитательная -уметь анализировать виды лидеров и элит в политике;
-методическая- подбор способов изложения нового материала дисциплины.
Задачи: 1. Выяснить в чём «теория элит»;
2. Развивать умение различать виды элит и лидеров;
3. Способствовать воспитанию у обучающихся реально и разносторонне осуществлять подходы к анализу
различных политических событий и явлений.
Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала.
Форма урока: лекция-беседа.
Оборудование: видеопроектор, схема механизма формирования политической элиты.
Интернет- ресурсы: https://studopedia.ru/7_61745_politicheskie-eliti-i-politicheskoe-liderstvo.html
Межпредметные связи: философия (исторический материализм, логика), социология, политология, правоведение,
обществознание.
Методы и приёмы работы: индивидуальный способ (выборочно), демонстрация таблиц и схем по теме.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент (сообщение целей и задач урока).
II. Актуализация опорных знаний.
ВОПРОСЫ:
1). Партийные системы. Многопартийность.
2). Политические партии и общественно- политические движения Республики.
III. Основная часть урока. Изложение нового материала.
ВОПРОСЫ:
1). Политическая элита и лидер.
2). Механизмы формирования политической элиты.
ХОД УРОКА:
Политическая элита и лидер.
«Теория элит». Система взглядов и представлений в виде теорий элит сформировалась в социологии и политологии на рубеже XIX – XX вв. Все теории элит сходятся в том, что в любом обществе, в любой сфере жизнедеятельности существует сравнительно немногочисленный высший слой людей, который доминирует над остальными. Из всех видов элит политическая занимает особое место, так как она участвует в использовании государственной власти, обладает определенными властными полномочиями.
Политическая элита – немногочисленная, относительно привилегированная, достаточна самостоятельная,
высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая
определенными психологическими, социальными и политическими качествами,
необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая
в осуществлении государственной власти.
Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе. Элитизм, как целостная система был сформирован в первой половине XX века благодаря работам таких ученых как В. Парето, Г. Моски, Р. Михельса.
Парето Вильфредо (1848-1923) - итальянский экономист и социолог. Он утверждал, что все общества делятся на управляющих и управляемых. Управляющие должны обладать особыми качествами (гибкость, хитрость, умение убеждать других), чтобы уметь подчинять себе других. Они также должны обладать готовностью использовать насилие. Парето делил управляющих на два основных психологических типа: (лис) и (львов).
Лисы – это элиты, которые предпочитают хитрость, изворотливость. Такие типы элит больше подходят для правления в стабильных демократических режимах власти.
Львы – элиты, которые предпочитают жесткие методы руководства. Они больше подходят для принятия решений в экстремальных условиях. Парето также обосновал теорию смены элит. Например, если лисы не могут эффективно управлять в сложившейся ситуации, то им на смену приходят львы, и наоборот. Кроме того, Парето делил элиты на правящую (участвующую в управлении и неправящую контрэлиту– людей, обладающую элитными качествами, но пока не имеющих доступа к руководящим функциям.
Моска Гаэтано (1858-1941) – итальянский социолог и политолог. В книге Правящий класс (1896) он, утверждал, что все общества разделены на 2 класса: правящий и управляемый. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для её поддерживания. Господство элит существует в любом обществе– это закон, который подтверждается всей историей человечества. Моска считал, что важнейшим критерием формирования господствующего класса является его способность к управлению другими людьми. Элита, которая сосредоточена исключительно на своих личных интересах, постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние и может быть свергнута. По мнению Моска, существует два основных способа обновления (пополнения) правящей элиты: демократический и аристократический. Первый является открытым и способствует постоянному притоку свежих достаточно подготовленных руководителей. Второй способ- аристократический –закрытый. Это попытка правящего класса формировать элиту только из своих рядов, что приводит к вырождению элиты и застою в общественном развитии.
Михельс Роберт (1876-1936) – немецкий социолог, политик. В своей наиболее известной книге Политические партии (1911) он утверждал, что любая социальная организация подвергается господству олигархии. Власть элит зависит от организованности, а сама организация общества требует элитарности руководства и неизбежно воспроизводит ее. Так формулирует свой железный закон олигархии Михельс.
В ходе формирования элит в организации (обществе) происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов. Рядовые члены, в силу своей инертности и некомпетентности, не в состоянии контролировать лидеров. Это, во- первых. Во- вторых, по мнению Михельса, массам присуща психологическая потребность в лидерах и лидерстве, тяга к сильной власти и поклонении перед харизматическими качествами элит. По мнению Михельса, демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она сводится к соперничеству двух олигархических групп.
В настоящее время существуют много школ и направлений в развитии теории элит. Например, ценностная теория исходит из того, что элита является наиболее ценным элементом общества и ее господствующее положение отвечает интересам всего общества, потому что это наиболее продуктивная часть общества. Согласно плюралистическим концепциям в обществе существуют множество элит в различных сферах жизнедеятельности. Между элитами существует конкуренция, которая позволяет массам контролировать деятельность элит и не допускать складывания единой господствующей группы. Политическая элита как наиболее активная, компетентная и влиятельная власть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она участвует в разработке и принятии стратегических решении и приводит их реализацией, определяет направления общественного развития, формирует оборонительную политику страны, представляет страну на международной арене. Элиты также играют основную роль в выработке той или иной идеологии или политического течения, в формировании общественного мнения и в мобилизации масс для участия в политических акциях и движениях.
Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и
осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или
движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов.
Политическое лидерство выполняет ряд важнейших функций:
1) программная – определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов;
2) управленческая – процесс выработки и принятия политических решений;
3) мобилизационная – применение, распределение социальных ролей и функций в обществе;
4) интеграция общества, объединение масс;
5) коммуникация власти и масс;
6) легитимация власти – обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы.
ТЕОРИЯ политического ЛИДЕРСТВА:
- теория «личностных черт» согласно которой лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера (нравственная зрелость, интеллект, способность влиять на окружающих, предприимчивость, сила воли);
- ситуативная теория характеризует лидерство как производное определенной ситуации, т.е. конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности;
- теория конституентов (решающей роли последователей лидера).
Многие исследователи лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером:
-традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях и привычке к подчинению;
-харизматическое лидерство, основанное на вере в выдающие качества лидера;
-рационально-легальное на основе законов.
М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу: Лидеры– «знаменосцы» стремятся к воплощению «великой мечты», изменению политической системы. Лидер- «служитель» выступает в роли выразителя интересов приверженцев.
Лидер- «торговец» отличается способность убеждать людей, «продавать» им свои идеи. Лидер– «пожарный» откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента.
В современном мире сформировались новые тенденции в развитии лидерства:
- национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы;
- возрастание и влияние неформальных лидеров;
- усиливается концентрация активности лидеров на решении экономических и социальных проблем;
- сокращаются границы власти политического лидерства за счет совершенствования системы разделения властей и расширения границ гражданского общества.