Роман И.А.Гончарова «Обломов». История создания




II. Тема. 1850е – 1880е гг: Становление и крушение русского романа

Иван Александрович Гончаров

Портрет

(1812–1891)

Иван Александрович Гончаров – русский писатель, литературный критик, публицист. Самое важное место в творческом наследии Гончарова занимают три романа писателя: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1857), «Обрыв» (1869). Среди критических работ Гончарова выделяется эссе «Мильон терзаний» о комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» – работа, ставшая незаменимой для понимания великого произведения. Большое значение для русского общества, расширения кругозора и национального самосознания, углубления взгляда на окружающий мир имела книга очерков «Фрегат Паллада», ставшая своего рода итогом участия Гончарова в кругосветном путешествии в качестве секретаря командира военно-морской эскадры, адмирала русского флота Е.В. Путятина.

И.А.Гончаров родился в г.Симбирске в купеческой семье. Детство будущего писателя прошло в доме, напоминавшем больше деревенскую усадьбу, чем городской дом. До десятилетнего возраста мальчик учился дома и в частном пансионе; в семь лет он потерял отца, и заботу о нем взял на себя крестный отец Н.Н.Трегубов, помогавший матери Гончарова растить и воспитывать всех четырех детей Гончаровых.

Следующие 8 лет (с 1822 по 1830 гг.) Гончаров продолжает образование в Московском коммерческом училище, однако уже в юности ему ближе были словесные науки и литература, и поэтому в 1831 г. молодой человек поступает на словесное отделение Московского университета, которое окончил в 1834 г.

Благодаря учебе в Московском университете Гончаров мог познакомиться с богатой культурной жизнью, воочию видеть выдающихся писателей, ученых, общественных деятелей того времени. Среди студентов университета тех лет были В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, М.Ю.Лермонтов, К.С.Аксаков и другие известные в будущем литераторы. По воспоминаниям Гончарова, однажды он слушал лекцию по словесности, когда в аудиторию вошел А.С.Пушкин в сопровождении князя С.С.Уварова, будущего министра. После лекции состоялся разговор о подлинности «Слова о полку Игореве» двух профессоров университета И.И.Давыдова и М.Т.Каченовского, в котором великий поэт принял живейшее участие.

В 1840 е гг. в русской литературе совершались коренные перемены: утверждался реалистический стиль, литература начала охватывать жизнь всех основных социальных слоев русского общества, активно шел процесс демократизации литературы, изменялся герой литературного произведения, возрастала роль женщины-героини. В те годы Гончаров жил и работал в Петербурге, где познакомился с кругом именитых писателей, объединившихся вокруг В.Г.Белинского: Д.В.Григоровичем, В.И.Далем, Ф.М.Достоевским, Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым и другим. В этом кругу весной 1846 г. писатель читал свой первый роман «Обыкновенная история», который тонкий критик Белинский сразу же высоко оценил и рекомендовал в печать. «Обыкновенная история» была опубликована в следующем, 1847 г., в издании, ставшем центром новой русской литературы и издававшемся Некрасовым, – журнале «Современник».

В романе «Обыкновенная история» основным конфликтом является острое противоречие между старым, поместным укладом жизни и новой, городской цивилизацией. Молодой барин Александр Адуев, романтик и мечтатель, способный и чувствительный человек, приезжает в Петербург, намереваясь достичь славы, успехов в литературе, счастья в любви и дружбе. Однако за несколько лет жизни в столице он терпит одно поражение за другим, столкнувшись с приземленной, деляческой реальностью. В конце романа Александр сдается, оставляет свои юношеские идеалы и начинает жить по правилам жизни современного общества.

 

Задания

 

Роман И.А.Гончарова «Обломов». История создания

Первый роман Гончарова из трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» имел большой успех, принес автору известность и создал репутацию мастера в литературных кругах и во всей читающей России. Вскоре после публикации «Обыкновенной истории» Гончаров приступает ко второму роману – реализации замысла романа «Обломов». Писатель создает главу «Сон Обломова», в которой описывает детство героя в провинциальной деревне Обломовка, родовом поместье, где тот родился, намечает уже знакомый конфликт: столкновение молодого поместного дворянина с условиями жизни современного большого города – Петербурга. Эта часть произведения стала основной в будущем романе. Гончаров публикует «Сон Обломова» в сборнике при журнале «Современник» в 1849 г. и надолго останавливает работу над ним. Вероятно, это было связано с тем, что автор хотел избежать в будущем романе повторения старой коллизии, и он должен был осмыслить в новом свете драму человека, неспособного обрести полноценную жизнь в изменяющейся России. Отвлечению от романа способствовало также кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», занявшее 3 года (1852–1855). По окончании путешествия Гончаров написал книгу очерков «Фрегат Паллада», отразив в ней свои впечатления и мысли, и только после этого вернулся к продолжению работы над «Обломовым».

К 1857 г. Гончаров вчерне закончил роман, весь следующий год писатель дорабатывал сочинение, а в 1859 г. читающая Россия знакомилась с одним из самых значительных прозаических произведений в русской литературе XIX в.– романом «Обломов». В этом романе автор создал образ национального героя своего времени в условиях смены векового уклада жизни российского общества, распада социальной структуры, изменения экономической и культурной ситуации в стране, общей духовной атмосферы. Роман «Обломов» был закончен, вместе с двумя другими вершинными произведениям предреформенного периода – драмой-трагедией «Гроза» А.Н. Островского и романом «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Указ государя Александра Второго от 19 февраля 1861 г. об освобождения крестьян от крепостной неволи явился революционным событием, разделившим русскую историческую жизнь на старое и новое время.

Выбор героем дворянина-помещика Илью Ильича Обломова обусловлен, прежде всего, историческими факторами, поскольку именно на поместном дворянстве отмена крепостного права сказалась более всего, главным образом на благосостоянии и перспективах. Однако Гончаров не ограничивается социальной стороной изображения событий, вовлекая в роман проблематику вечного характера, такие вопросы, как любовь, смысл жизни, душа человека и его выбор. Известный критик того времени Н.А.Добролюбов в хрестоматийной статье «Что такое обломовщина?» заметил, что герой Гончарова представляет собой «коренной, народный» характер русского человека. Таким образом, читая роман, нужно видеть в его герое и его жизни явление объемное и значение масштабное: индивидуально-психологическое, социальное, девушкой Ольгой Ильинской и вдовой-чиновницей Агафьей Матвеевной Пшенициной, сравнении с другом полунемецкого происхождения Андреем Штольцем, антиподом Обломова по характеру и жизнедеятельности, в комичных перепалках с крепостным слугой Захаром и другими персонажами, значимыми в разных сюжетных ситуациях.

 

Задания

Предполагаемое чтение текста

Роман «Обломов». Анализ

Роман начинается с показа утра героя – Ильи Ильича Обломова. Автор подробно описывает внешний вид, характерные черты человека, который в течение нескольких часов никак не может встать с дивана. С момента пробуждения его тревожат два «несчастья»: из родового имения пришло письмо от управляющего о падении ежегодного дохода с хозяйства, к тому же хозяин дома требует, чтобы Обломов съехал с нанимаемой квартиры. Гончаров выстраивает сюжет романа таким образом, что именно эти неизбежные перемены в жизни определят все последующие события произведения и его финал.

Конечно, вы заметили, что герой не способен к активным, самостоятельным действиям, поэтому он не может отвести угрозу, нависшую над его спокойным, сонным существованием. Обломов все утро пытается написать письмо в деревню, однако оказывается от волнения не в состоянии изложить свои мысли. И ничего предпринять и решить относительно переезда герой тоже не может, по-детски желая, чтобы все устроилось само собой. Возникает вопрос: Обломов один такой особенный человек или представляет собой социально-психологический тип более распространенный? Сложность идеи романа состоит в том, что для его понимания нужно сочувственно отнестись и к герою, и глубоко проанализировать историческую ситуацию того времени в России. Следует также для истинного постижения смысла произведения обратиться к его вневременному пласту и вечным вопросам, в нем поднимаемым.

Автор подробно описывает во сне героя его детство, юность, социальную среду и атмосферу, в которой рос Илюша Обломов, что делает во многом понятными причины его жизненной апатии. Однако ни детство, ни дальнейшие обстоятельства его пребывания в Петербурге не дают полного объяснения характера Обломова и его совершенного бездействия. Так, героя в первый день событий в романе посещают разные люди. Трое из них представляют собой и своими занятиями возможные варианты жизни для Обломова (светская жизнь, служба и литераторство), двое – равнодушен к демонстрируемым посетителями соблазнам, а быть смиренным или наглым он не может, поскольку являет собой человека прекрасной души – доброго и незлобивого. Гончаров подводит читателя к пониманию того, что поднять Обломова с дивана способна какая-то большая перемена в жизни, высокая цель, и вводит в действие романа приятеля Ильи Ильича – Андрея Ивановича Штольца и чистую, чудную девушку, которую полюбит герой, – Ольгу Ильинскую.

Во сне героя приводится эпизод, когда вся семья Обломовых коротает длинный зимний деревенский вечер, и Илья Иванович, его отец, говорит: «То ли бы дело, если б каждый день как вчера, вчера как завтра». Эти слова выражают мечту обломовцев, впитанную с детства Ильей, о непрерывности одинаковых благостных для них дней. Мечта разрушается современной жизнью, и в романе ясно показано, как распадается связь времен прежнего бытия. Роман начинается с описания событий настоящего времени, затем следует рассказ о прошлой жизни, после которого к Обломову приходит Штольц и пробуждает того от спячки. Наконец, в жизни Обломова появляется Ольга Ильинская, и между ними возникает любовь. Друг и возлюбленная словно протягивают Обломову руки из завтрашнего дня, стремясь его возродить своей дружбой и любовью. Возможно, мысль Гончарова в том и состоит, что только Обломов как личность, с его «голубиной душой» и высокой жаждой жизни в любви и мире мог соединить времена: идиллическое прошлое, практичное настоящее и неизвестное будущее. Однако этому не суждено было осуществиться, и воспрепятствовали Обломову, казалось бы, жизненные обстоятельства: падение дохода с имения не позволило герою сделать брачное предложение Ольге Ильинской, а переезд на Выборгскую сторону привел к женитьбе на Агафье Матвеевне и безвременной смерти.

Для понимания смысла романа важно увидеть не только внешние причины случившегося, но и отражение в них глубоких социально-исторических процессов и национальных особенностей в России описываемого периода. Обратите внимание на основные эпизоды, в которых произносится слово «обломовщина»: Штольцем в разговоре-споре с героем, самим Обломовым при расставании с Ольгой и в конце романа в беседе Штольца с литератором. Произнесение этого слова словно бы отмечает личную, социально-психологическую, национальную грани явления обломовщины. Обратите также внимание и на глубокие национальные корни обломовщины: героя зовут Илья Ильич, что служит своего рода указанием на родовую преемственность характера, а его отца – Илья Иванович, где отчество образовано от древнейшего русского имени.

 

ЗАДАНИЯ

 

Отрывок из статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?», в которой критик ищет объяснение феномену главного героя романа:

 

«Слово это – обломовщина.

Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, – я уже с первых слов его знаю, что это Обломов.

Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он – Обломов.

Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага и т.п., я не сомневаюсь, что он Обломов.

Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, – я думаю, что это все пишут из Обломовки.

Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с не уменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, – я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку...

Остановите этих людей в их шумном разглагольствии и скажите: "Вы говорите, что нехорошо то и то; что же нужно делать?" Они не знают... Предложите им самое простое средство – они скажут: "Да как же это так вдруг?" Непременно скажут, потому что Обломовы иначе отвечать не могут... Продолжайте разговор с ними и спросите: что же вы намерены делать? Больше от них вы ничего не дождетесь, потому что на всех их лежит печать обломовщины».

 

Для русского языка ОТРЫВОК из романа «Обыкновенная история» (описание). Герой романа Александр Адуев возвращается в родную деревню из Петербурга после неудач в любви и карьере.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: