Функционально-смысловые типы речи в научном тексте
Задание 1. Прочитайте текст лекции
В современной лингвистике выделяют такие основные функционально-смысловые типы речи (ФСТР) как повествование, описание и рассуждение. Типы речи классифицируют на основе их основной коммуникативной функции, а именно, на основе того, какова главная цель автора: рассказать о событии (повествование), дать характеристику объекта, ситуации (описание) или изложить свое мнение по определённой проблеме (рассуждение).
Дадим более подробную характеристику каждого из типов речи, а затем определим их место и функцию в научном тексте.
Повествование представляет событие в его динамике; рассказывает о нем. Этот тип речи нужен для описания последовательности событий, процессов изменения состояния, т. е. представление любого явления в его изменениях. Так как главная функция повествования — описание изменяющейся ситуации, то главным признаком его является большое количество глаголов. Обычно это глаголы совершенного вида, обозначающие последовательно сменяющиеся действия. Как правило, для повествования характерно и указание обстоятельств протекания действия: временн ы е (сейчас, весной), пространственные (влево, прямо, в комнате), меры и степени (быстро, медленно, сильно, громко) и т.п. Приведём пример повествования:
Отец рано вернулся сегодня с работы. Он поставил машину в гараж, быстро вошел в дом и прошел в столовую. Дети окружили его, радостно крича. Семья села за стол и праздничный ужин начался.
Описание представляет предмет или ситуацию на основе перечисления его свойств, признаков, качеств. Этот тип речи нужен для описания статичных объектов или явлений.
|
Основную смысловую нагрузку в тексте-повествовании передают имена существительные и прилагательные. Глаголы, используемые в описании, обычно бывают в форме настоящего или прошедшего времени, но во «вневременном» состоянии. Книга лежит/лежала на столе. Чаще всего для этого типа речи привлекаются глаголы состояния: лежать, стоять, находиться, являться. Синтаксические конструкции описания, как правило, однотипны и носят перечислительный характер. Рассмотрим, например, описание пейзажа:
Это было чистое, синее озеро с необыкновенным выражением воды. Посередине отражалось полностью большое облако. На той стороне, на холме, густо облепленном древесной зеленью (которая тем поэтичнее, чем темнее), высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня (В. Набоков. Облако, озеро, башня).
Рассуждение передаёт процесс логического изложения идеи, т. е. это такая разновидность речи, которая соответствует особой форме абстрактного мышления — умозаключению. Этот тип речи выполняет особое коммуникативное задание — придать речи аргументированный характер (прийти логическим путём к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и определяется с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики.
Структурно рассуждение представляет собой цепь предложений, связанных отношениями логического следования. Например:
Я шел медленно; мне было грустно... Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!.. Какую цель имела на это судьба?.. Уж не назначен ли я ею в сочинители мещанских трагедий и семейных романов…?.. Почему знать?.. Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками?.. (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)
|
Этот тип речи в наибольшей степени сформировался в научной речи, т.к. основополагающий принцип научной коммуникации требует обязательного развернутого процесса доказывания авторской идеи.
Языковое оформление рассуждения отличается наличием модальных слов и вводных конструкций, определяющих тип коммуникативного действия (думается), ход логического рассуждения (сначала, затем, наконец), степень уверенности автора (конечно, может быть).
Характерна модель оформления фрагмента текста:
тезис →доказательство (аргументация) → вывод.
В научном тексте могут быть использованы все названные типы речи, но в разных его частях и с разными целями.
Задание 2. Дополните таблицу, определив по функции функционально-смысловой типов речи.
Функционально-смысловые типы речи.
№ | Название ФСТР | Функция ФСТР |
передаёт процесс логического изложения идеи — умозаключение | ||
представляет событие в его динамике | ||
представляет предмет или ситуацию на основе перечисления его свойств, признаков, качеств |