Особенности творческой деятельности журналиста по подготовке и выпуска новостного материала в интернет-газете




«Что же такое творчество?» - именно такой вопрос ставит на первой же странице своего учебника «Основы творческой деятельности журналиста» кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ Лазутина Галина Викторовна. На этот вопрос она отвечает так: «Считается общепризнанным, что понятием «творчество» обозначается способность человека создавать новое – то, чего не было»[18]. С другой стороны, как я уже понял, журналист-новостник – компилирует некоторые факты, собираемые им из разных источников. Так неужели именно компиляция и я вляется творческой частью новостника? Оказывается, что не совсем так.

Для начала стоит сказать, что входит в обязанности журналиста-новостника среднестатистического Интернет-издания. В первую очередь оперативно подготавливать и выпускать в свет информационные материалы, объем которых составляет от 600 до 1500 знаков. В этом материале должен быть осуществлен грамотный рерайт (от англ. «rewrite» - «переписать», «переписанный»). Но рерайт – это не просто компиляция, наполнение текста другими фактами. Рерайт может стать полным переосмыслением информации, полученной с информационного агентства, наполнением материала именно теми фактами, которые могут преподнести эту новость не просто с другой стороны, а раскрыть ее глубинный смысл, читаемый между строк. Именно поэтому написание новостного материала, т.е. всю творческую деятельность новостника по созданию одного конкретного материала, можно назвать именно рерайтом, и использовать его как узкопрофессиональный термин.

Какие технические средства необходимы для выполнения такой и задачи и как строится работа редакции по наполнению информационной ленты.

Стоит сказать, что наполнение новостной ленты осуществляется благодаря непрерывному дежурству. Я упоминал о том, что корпункты редакции могут находиться в различных регионах, для обеспечения круглосуточного потока новостей. Кроме того, дежурство на ленте может осуществляться не одним журналистом, а несколькими. В этом случае один может анализировать ленты информагентств, другой – искать интересную информацию на сайтах органов власти, фирм, иностранных СМИ и т.д. Если речь идет о специализированном издании, скажем спортивном, то там заранее создается график мероприятий, которые надо осветить. Для простых обозревательских изданий, как правило, такой график не нужен.

При понимании сути работы новостника, становится ясно, какими техническими средствами он должен быть обеспечен. Прежде всего – персональный компьютер с непрерывным доступом к высокоскоростному Интернету. На компьютере для работы достаточно иметь следующее программное обеспечение: Microsoft Office Word – для написания и обработки текстов, Photoshop – для обработки фотографий и картинок, icq (или аналогичные программы: icq, qip и т.д.) – для поддержания постоянной связи с редакторами или другими новостниками, находящимися на дежурстве. Конечно, главной программой становится Интернет-браузер. Он обеспечивает не только доступ в Интернет, к лентам новостных агентств, но позволяет непосредственно журналисту осуществлять выпуск материала в свет, анализировать, благодаря специальным Интернет-сайтам типа Liveinternet, Rambler's TOP 100, «Рейтинг @mail.ru», читаемость тех или иных материалов, размещенных журналистом и следить за читаемостью сайта в целом. Благодаря использованию портала «Яndex-новости» журналист может проанализировать самые популярные у читателей новости на данный момент времени. Необходим новостнику и телефон, желательно подключенный к компьютеру через специальное устройство, позволяющее записывать разговор в память ПК. Естественно, для более оперативного получения комментария по телефону, в редакции создается специальная база данных, куда гут входить номера не только людей, авторитетных в том или ином вопросе, но и политиков, государственных и культурных деятелей. Не ушли в историю и простая ручка с листком бумаги, на которой можно оперативно делать какие-либо пометки.

И так, как строится работа. Очередной дежурный-новостник прибывает на работу. Ему дается около 10-15 минут на подготовку: готовятся технические средства, анализируется вся новостная лента издания с момента его последнего дежурства. После этого и начинается творческий процесс.

На ленте новостей информационного агентства выбирается новость. При ее прочтении необходимо в первую очередь уловить основную, поскольку, как правило, в подаваемой информации содержится много лишнего. Рассмотрим пример.

«Симферополь. 10 мая. ИНТЕРФАКС-МОСКВА - Мэр столицы Юрий Лужков примет участие в праздничных мероприятиях, посвященных 225-летию Черноморского флота России в Севастополе в воскресенье, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе мэра столицы в субботу.

"11 мая в 9:00 в Севастополе начнется парад кораблей Черноморского флота. На этом мероприятии будет присутствовать мэр столицы Юрий Лужков и делегация правительства Москвы, которые прибыли для этого праздника на Украину в субботу вечером", - сказал собеседник агентства. Он рассказал, что торжественный парад продлится до 10:00, после чего начнется водно-спортивный праздник.

"Во второй половине дня делегация правительства Москвы во главе с мэром посетит Владимирский собор и Дом Москвы в Севастополе, где мэр встретится с ветеранами-севастопольцами Великой Отечественной войны", - отметил собеседник "Интерфакса".

Он также добавил, что в 17:30 столичный градоначальник выступит на открытии праздничного концерта в честь 225-й годовщины Черноморского флота с участием московских артистов на площади Нахимова перед военнослужащими флота, жителями Севастополя и гостями города.

В делегацию правительства Москвы, помимо Ю. Лужкова, вошли заместитель мэра в правительстве Москвы Валерий Виноградов, депутат Государственной думы Федерального Собрания РФ Иосиф Кобзон, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Георгий Мурадов и известный режиссер, а также депутат Государственной думы Станислав Говорухин»[19].

Если внимательно прочитать это сообщение, то из всего написанного можно вынести следующие: мэр Москвы Юрий Лужков с делегацией, в состав которой вошли заместитель главы столицы в правительстве Валерий Виноградов, депутат Думы Иосиф Кобзон и режиссер Станислав Говорухин прибыли в Симферополь для участия в завтрашних торжествах в Севастополе, посвященных 225-летию Черноморского флот.

А что несет в себе эта информация? Журналист знает, что при подготовке празднований власти Украины попытались ограничить мероприятия юбилея российского флота на своей территории. Этот конфликт еще не был решен, значит, прибытие Лужкова может служить некой гарантией праздника. Между тем, ранее сообщалось, что в Севастополь должен приехать и министр обороны России Анатолий Сердюков. Неужели его визит отменен? А может именно из-за конфликта с властями? Кроме того, поступала информация о возможных провокациях со стороны украинских националистических группировок. Здесь можно вспомнить и оказанную помощь со стороны Лужкова семьям офицеров флота, и многочисленные митинги активистов пророссийских общественных организаций и многое с этим связанное. Главное – выбрать основное, наиболее интересное и значимое.

Тут как раз можно вспомнить и о «неинформационности» новостей в Интернет-газете. Поэтому очень важна жизненная позиция самого автора и направленность издания. Эту новость можно запросто и преподнести как то, что российские власти не оставляют Украину в покое, своим принятием участия в торжествах выражают неуважение по отношению к украинским властям, запретившим многие мероприятия. Тут же можно вспомнить и ситуацию в Абхазии, созданную Россией. Неужели Россия хочет Крым превратить в Абхазию?..

После подготовки текста материал необходимо написать заголовок. Одно дело, когда новость яркая, незаурядная. Совершенно другое, когда событие и громкое, но периодически повторяющиеся, что заставило читателя привыкнуть к нему. К примеру, возьмем событие: в Ираке в результате нападение на американский блокпост боевиками, погибли пять военнослужащих армии США. Новости можно дать название исходя из темы: «В Ираке убито 5 солдат США». Но тогда вряд ли кто-нибудь заинтересуется ей, тем более, что в самом заголовке уже раскрыта информация. А вот если назвать ее: «Ирак послал в США пять цинковых гробов», - у читателя уже может возникнуть интерес: в США нет цинка?, кто в гробах?, почему они погибли?. Вариантов заголовков может быть невероятное множество – это тема отдельной работы – главное, чтобы они вызывали вопрос, который заставит читателя открыть новость.

Именно это осмысление и есть основная часть творческого процесса журналиста-новостника. При этом он не забывает не про ту аудиторию, к которой он адресует свое сообщение, не про конкретность изложения фактов, не про краткость, не про все те факторы, которые были изложены мною выше в предыдущих частях курсовой работы.

После написания текста начинается чисто механическая работа: постановка его в публикатор и выпуск в свет.

Тут стоит еще отдельно сказать о той ответственности, которую работа возлагает на журналиста. Дело в том, что редактор не может проверять каждую новость написанную новостником, не всегда может отслеживать и информационный поток. Поэтому все ответственность за выбор темы, написания материала и его публикации ложится именно на новостника.

Итак, выбор темы, осмысление ее, рерайт в рамках жанров новостей Интернет-изданий, с грамотным использованием технических средств – и есть творческая деятельность журналиста-новостника современной Интернет-газеты.


Заключение

Основным источником новостей для аудитории на современном этапе являются электронные СМИ, которые обрабатывают информацию, полученную с лент информационных агентств. В своих новостях, которые, как правило, соответствуют жанрам заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блицопрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог, СМИ, в отличие от агентств, могут высказывать свое мнение и воздействовать на читателя, зрителя, слушателя.

В современном информационном поле Интернет-газета при минимальных, по сравнению с «классическими» изданиями, затратах теоретически может воздействовать на всю аудиторию пользователей Интернета. Кроме того, благодаря использованию современных технологий, Интернет-издание является наиболее оперативным СМИ. Между тем, из-за ограниченности контроля властей над глобальной сетью, на первое место в работе, как журналиста, так и редактора становится их профессиональная этика.

Особенностью новости, публикуемой на новостной ленте Интернет-газеты, является: ее основа, базирующаяся на факте, переданном по каналам информационного агентства; оперативная подготовка этой новости для выхода в свет с использованием и обработкой информации полученной от других источников.

Выбор темы, осмысление ее, рерайт в рамках жанров новостей Интернет-изданий, с грамотным использованием технических средств – и есть творческая деятельность журналиста-новостника современной Интернет-газеты.


Использованная литература

1. Горохов В.М. Гринберг Т.Э. Интерактивная журналистика: путь в будущее//От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия//21 век информация и общество//МГУ, 2000.

2. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной газетной публицистики. М., МГУ, 1971.

3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., Аспектпресс, 2004.

4. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. М., 2004.

5. Система средств массовой информации России. М., Аспектпресс, 2003.

6. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., Аспектпресс, 2002.

7. ФЗ №2124-1 от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»


[1] Горохов В.М. Гринберг Т.Э. Интерактивная журналистика: путь в будущее//От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия//21 век информация и общество//МГУ, 2000. – С. 80.

[2] Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. М., 2004. – С. 6.

[3] Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. М., 2004. – С. 3.

[4] Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной газетной публицистики. М., МГУ, 1971. – С. 74.

[5] Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. М., 2004. – С. 7.

[6] Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. М., 2004. – С. 7.

[7] Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., Аспектпресс, 2002. – С. 53-88.

[8] Система средств массовой информации России. М., Аспектпресс, 2003. – С.222.

[9] Система средств массовой информации России. М., Аспектпресс, 2003. – С.229.

[10] Система средств массовой информации России. М., Аспектпресс, 2003. – С.229.

[11] ФЗ №2124-1 от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», гл. 1, ст. 2.

[12] https://www.newsinfo.ru/

[13] Система средств массовой информации России. М., Аспектпресс, 2003. – С.228.

[14] Система средств массовой информации России. М., Аспектпресс, 2003. – С.227.

[15] Горохов В.М. Гринберг Т.Э. Интерактивная журналистика: путь в будущее//От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия//21 век информация и общество//МГУ, 2000. – С. 86.

[16] Горохов В.М. Гринберг Т.Э. Интерактивная журналистика: путь в будущее//От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия//21 век информация и общество//МГУ, 2000. – С. 86.

[17] Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. М., 2004. – С. 3.

[18] Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., Аспектпресс, 2004. – С. 9.

[19] Закрытая лента «Интерфакс», 10.05.2008 22:05:00 мск.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: