Основные правила ведения и использования оперативной рабочей карты в деятельности органов внутренних дел




Местность является важным элементом оперативной обстановки, в ко­торой приходится выполнять оперативно-служебные задачи сотрудни­кам ОВД, поэтому каждый сотрудник должен тщательно изучать мест­ность, где предстоит действовать. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы безошибочно ориентироваться на ней в любых, самых сложных условиях; во-вторых, чтобы всесторонне учитывать свойства местности, способствующие или затрудняющие выполнение поставленной задачи; в-третьих, чтобы, учитывая характер и свойства местности, определять наиболее вероятные места укрытия преступников (противника), а также возможные направления их действий.

При организации службы или операций каждый оперативный начальник (командир) должен всесторонне изучить местность, опре­делить степень влияния местности на выполнение оперативно-служеб­ных задач и только после этого принимать решение.

Местность может изучаться путем рекогносцировки (личного осмотра местности) и по карте (плану, схеме). Изучение местности по карте (плану, схеме) является самым распространенным.

В ОВД карты и планы используются не только для оценки мест­ности. Карта или план, на которые нанесены данные, характеризующие оперативную обстановку, используются для оценки оперативной обста­Новки, организации службы и операции.

В ОВД ведутся рабочие и оперативные карты и планы (схемы), являющиеся важным вспомогательным средством.

В учреждениях исполнения наказания, карты и планы применяются для изучения и оценки местности, разработки планов розыска бежавших заключенных, при организации охраны заключенных в жилой и производственной зонах, конвоировании, а также для проведения занятий по боевой и служеб­ной подготовке.

В органах полиции карты и планы используются для изучения и оценки местности, оценки оперативной обстановки на обслуживае­мой территории, организации наружной службы, планирования и ведения операций по розыску и ликвидации преступных групп, разработки планов охраны общественного порядка в период проведения массовых мероприятий и при стихийных бедствиях, разработки планов по служ­бам гражданской обороны и при решении других служебных задач. В ОВД используются карты и планы различных масштабов. Карты и планы должны быть наглядными, а нанесенные на них данные — соответствовать действительному состоянию оперативной обстановки.

В зависимости от размеров субъекта Российской Федерации не­обходимо использовать топографические карты масштабов 1: 500 000, 1: 200000,1: 100000.

На карты наносятся границы территорий, обслуживаемых орга­нами полиции, дислокация частей и подразделений полиции, учрежде­ний исполнения наказания, органов ФСБ России и др.

В городском управлении внутренних дел, имеющем в своем под­чинении отделы (отделения), следует использовать топографические планы масштабов от 1: 2000 до 1: 5000.

На этих планах указываются границы обслуживаемой терри­тории, дислокация подчиненных органов, оперативных и резервных подразделений, наиболее важных в оперативном отношении объектов (банки, сберкассы, крупные магазины, базары, вокзалы, театры, парки и т.д.). Кроме этого, могут показываться и другие данные, представля­ющие оперативно-служебный интерес для органов полиции.

На планах отделений полиции обозначаются границы обслу­живаемой территории, участки участковых уполномоченных, посты и маршруты патрулей, вневедомственной охраны, посты регулирова­ния уличного движения, наиболее важные в оперативном отношении объекты (банки, сберкассы, рынки, вокзалы и т.д.), а также маршруты и посты органов полиции вблизи границ обслуживаемой территории. На планы районов, часто подвергающихся наводнениям, необхо­димо наносить зоны вероятного затопления.

Кроме этого, в работе полиции широкое применение находят раз­личные схемы, к которым относятся:

- схема территории, обслуживаемой участковым уполномоченным;

- схема маршрута патруля;

- схема места происшествия;

- схема охраны, объекта и др.

Схема территории, обслуживаемой участковым уполномоченным, если нельзя использовать какой-либо план, составляется по крупномас­штабной карте или плану. На данную схему наносятся: границы участка;

- дислокация органов полиции, если они есть на участке;

- место расположения своего пункта;

- посты и маршруты патрулей в границах участка и вблизи от него;

- посты вневедомственной охраны;

- объекты, представляющие интерес в оперативном отношении (банки, сберкассы, театры, рынки, парки и т.д.);

- места происшествия и места вероятных нарушений общественного порядка.

Схема маршрута патруля должна вычерчиваться в соответствии с планом крупного масштаба. На ней показываются названия улиц, но­мера угловых домов или ориентиры но пути следования патруля и при­легающая местность. На данную схему также наносятся:

- места остановок патруля;

- наряды полиции;

- посты вневедомственной охраны;

- важные объекты (магазины, склады, базы и т.д.);

- места вероятного нарушения общественного порядка.

Схема места происшествия составляется в ходе его осмотра и вместе с фотографиями прилагается к протоколу осмотра. Если происшествие имело место в помещении, то графический документ, воспроизводящий это помещение и обстановку на бумаге, называется планом. На схеме (плане) места происшествия вычерчивается участок местности или помещения со всеми предметами, которые обнаружены при осмотре. Схема (план) места происшествия должна подробно вос­производить участок местности со всеми местными предметами, нахо­дящимися па ней постоянно, а также предметами, появившимися в ходе происшествия.

Схема места происшествия должна быть «привязана» к хорошо видимым и сохраняющимся длительное время ориентирам, а в протоко­ле осмотра места происшествия эта местность должна быть четко опи­сана, чтобы в любое время ее можно было легко отыскать. Детали места происшествия должны характеризовать фотоснимки, а места, с которых производилось фотографирование и устанавливалось направление объ­ектива, должны быть показаны на схеме.

На схеме охраны объекта вычерчиваются объект охраны, при­легающая к объекту местность, технические и другие средства охраны и посты.

При действии различных нарядов на незнакомой местности и отсутствии необходимого количества карт нарядам выдаются схемы маршрутов с прилегающей местностью, вычерченные с топографиче­ской карты в более крупном масштабе. Эта схема должна облегчить ориентирование па незнакомой местности.

Ознакомление, с картой заключается в установлении исходных данных карты, которые могут потребоваться при работе с ней, в частности:

- масштаба, по которому судят о графической точности карты. Для быстрого производства расчетов уясняют оцифровку ко­ординатной сетки и расстояния, соответствующие отрезкам карты в 1 см и 1 мм;

- высоты сечения, по которому судят о подробности и точности изображения рельефа. Для быстрого определения крутизны скатов необходимо определить и запомнить крутизну ската при заложении в 1 мм, а также ознакомиться со шкалой за­ложения;

- даты съемки или исправления, по которым судят о современ­ности карты, а следовательно, ее достоверности. Эти данные помещаются под юго-восточным углом рамки карты. Кроме этого, карты имеют номер и год издания, которые иногда при­ходится указывать в различных документах. Номер и год из­дания карты обозначаются на северной стороне рамки;

- поправки направления (для перехода от дирекционных углов к магнитным азимутам и обратно необходимо определить по­правку направления, которая указывается под юго-западным углом рамки карты).

Если лист карты расположен на стыке зон, то необходимо решить, сеткой какой из них удобнее пользоваться, и, если есть необходимость, построить дополнительную координатную сетку. После этого следует определить общий характер местности в районе предстоящих действий. Когда приходится пользоваться несколькими листами карты, их склеивают. Листы карты раскладывают согласно номенклатуре. Затем у всех листов, кроме крайних справа и снизу склейки, срезаются правые (восточные) и нижние (южные) ноля, у крайних снизу — правые (вос­точные) ноля. Ноля срезаются острым ножом или лезвием безопасной бритвы. После этого склеивают листы: сначала — в колонны (снизу вверх), а затем — колонны между собой (справа налево).

Хотя топографические карты многоцветны и на них хорошо вы­деляются все объекты, иногда все же приходится поднимать карты, чтобы можно было легче ориентироваться, отчетливее видеть и удоб­нее запоминать характерные особенности и взаимное расположение важных объектов, особенно когда в качестве топографической основы документа используются одноцветные планы (схемы). Подъем карты заключается в выделении интересующих объектов цветными карандашами. Поднимать следует те объекты, которые имеют важное значение при выполнении тех или иных служебных задач.

Населенные пункты поднимают путем подчеркивания черным карандашом их названия или подписывания названия более крупным шрифтом. В населенных пунктах, если требуется по задаче, то обво­дятся черным карандашом отдельные кварталы, магистральные улицы, ориентиры и важные здания. Леса, сады и кустарники поднимают, об­водя их контур зеленым карандашом. Озера и реки выделяют, обводя их береговые линии, синим карандашом, а реки, изображенные одной линией, — утолщая условный знак. Болота покрывают коричнево-синей штриховкой.

Объекты, имеющие оперативное значение (банки, сберкассы, театры, рынки, магазины и т.д.), при ведении оперативных карт выде­ляются обводом контуров объекта черным цветом и подписью полного или сокращенного наименования объекта внутри или сбоку поднято­го знака.

Дороги обычно не поднимаются. На них следует поднять лишь важные мосты, увеличив их знак. Если же дорожная сеть очень густа, то рядом с интересующими дорогами проводится темно- корич­невая линия.

Ориентиры обводят черным кружком или подчеркивают их так же, как и необходимые подписи. Рельеф обычно поднимают, оттеняя светло-коричневым карандашом одну или несколько характерных го­ризонталей, и подписывают их отметки. Вершины командных высот заштриховывают.

В случае применения нестандартных условных знаков следует пояснить их значение на полях карты или в легенде.

Складывание карты производится так, чтобы было удобнее поль­зоваться ею без полного развертывания и носить в полевой сумке или планшете.

Карта складывается «гармошкой», чтобы сгибы не приходились на линии склейки карты. На склеенной и сложенной карте целесоо­бразно наносить оцифровку километровых линий на ее рабочей части (вдоль некоторых линий, сгибов).

Оперативные и рабочие карты (планы, схемы) ведутся началь­ствующим составом. Карты, разрабатываемые в том или ином ОВД, должны удовлетворять следующим основным требованиям:

- достоверности сведений, т.е. все наносимые оперативные дан­ные должны быть проверены, откорректированы, а непрове­ренные и предположительные — оговорены; наглядности и аккуратности, т.е. каждый графический документ должен отражать необходимую оперативную обстановку без лишних подробностей. Наглядность документу придают правильное расположение и четкое вычерчивание условных знаков;

- надлежащего оформления документа, т.е. на служебном графическом документе должны быть указаны наименование документа, время составления, подпись составителя. Данные, которые нельзя изобразить графически, записываются текстом (в легенде).

Для того чтобы графический документ отвечал предъявляемым к нему требованиям, при составлении оперативных и рабочих карт (планов, схем) необходимо соблюдать определенные правила:

- оперативная обстановка наносится установленными условными знаками;

- при нанесении условных знаков, характеризующих оперативную обстановку, необходимо соблюдать цвет знака и подписи;

- элементы оперативной обстановки наносятся красным, синими черным цветом.

Красным цветом наносятся: разграничительные линии; дисло­кация органов, учреждений и войск МВД России; подразделения Во­оруженных Сил Российской Федерации и органов ФСБ России; по­ложение частей, подразделений и различных нарядов, участвующих в выполнении служебно-оперативных задач; предполагаемое местопо­ложение сил в ходе выполнения поставленной задачи.

Синим цветом наносятся: положение и действия противника (преступника); места совершения преступлений; подписи и цифровые обозначения, относящиеся к преступникам (противнику).

Черным цветом наносятся: инженерно-технические сооружения; средства связи; подписи и цифровые обозначения, относящиеся к сво­им силам и средствам.

При нанесении обстановки по линии охраны общественного по­рядка и гражданской обороны применяются и другие цвета: коричне­вый, желтый, зеленый.

Условные знаки и подписи должны вычерчиваться аккуратно, тонкими, четкими линиями, для чего следует использовать офицерскую (следственную) линейку.

Условные знаки, в зависимости от их начертания, наносятся параллельно обрезам карты (планы, схемы). Подписи и цифровые обозначения должны быть параллельны верхней (нижней) стороне рамки карты.

Размеры условных знаков должны соответствовать масштабу карты и значению наносимых органов, частей и подразделений. При нанесении данных оперативной обстановки необходимо следить, чтобы не затемнялось топографическое содержание карты.

В целях более экономного расходования карт следует наносить цветными карандашами или тушью только постоянные элементы об­становки (границы обслуживаемой территории, дислокация органов, частей и подразделений, пункты управления, и т.д.), а остальные данные (расстановка сил и средств, место преступления и др.) следует наносить на накладываемые на карту кальку или целлулоид. Часто меняющиеся знаки оперативной обстановки можно изготавливать на булавках и по мере надобнсти накалывать на карту (план, схему) или снимать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: