Начиная с 80-х г. XIX вв. в США существовал командный менеджмент. Его основными особенностями были:
· Вся власть принадлежала мастерам;
· Мастера принимали и увольняли работников и даже устанавливали рабочий регламент(мастерами назначали психологически и физически сильных людей – прирожденных лидеров)
С 50-х г. XX вв. в США начинает развиваться рациональное управление, берущее свои корни из командного менеджмента. Основными особенностями являлись:
· Основная цель предприятия или компании – рост производства;
· Основное средство конкуренции – снижение издержек;
· Производство основано на жестких регламентах(конвейерное производство);
· В материальном стимулировании упор делался на деньги;
· Рациональное управление не допускает экспериментов и было непримиримо к ошибкам.
Также с 50-х г. XXвв. в США начинает применяться эффективная модель управления. Особенностями этой модели были:
· Ориентация на быстрые, энергичные действия;
· Политика «открытых дверей»(любой сотрудник может попасть к самому высокому руководителю организации);
· Подведение итогов в конце дня и недели;
· Создание неформальных групп;
· Постоянный контакт с потребителем(маркетинг);
· Предоставление сотрудникам автономии, развитие внутрифирменной конкуренции;
· Рассмотрение работника как главного источника повышения эффективности(требование лояльности от работников по отношению к фирме ит.д.)
· Простота форм управления и немногочисленность рабочего штата;
· Сочетание в управлении жесткости и свободы одновременно(сотрудник решает сам, как выполнить то или иное задание, но спрос на это задание крайне жесток)
Японская модель менеджмента
|
На формирование японской модели менеджмента повлияли следующие факторы:
· Философия Конфуция(человеколюбие, верность государству и данному собой слову, почтительность к старшим);
· Ограниченность территории и природных ресурсов(компенсируется трудолюбием японцев);
· Подверженность японских островов природным катаклизмам(гибкость и постоянное наличие резервов);
· Национальная однородность(единство языка и национальности);
· Сочетание государственного регулирования и частного предпринимательства).
Сочетание ценовых и неценовых методов конкуренции делает японскую модель менеджмента крайне эффективной. Основными ресурсами в фирме обычно являются человеческие и технологические.
Особого внимания в японской модели менеджмента заслуживает система принятия решений в фирмах. В отличие от западноевропейского способа принятия решений большинством голосов, в Японии принятие решений осуществляется путем консенсуса. Сначала высшие руководители готовят проект решения и рассылают его своим менеджерам. Подотчетные менеджеры ставят свои печати, если не имеют возражений, и возвращают руководителю проект. В противном случае решение под благовидным предлогом откладывается.
Таким образом, принятие решения по японской модели менеджмента происходит медленнее чем в американском менеджменте, однако скорость выполнения принятых решений – выше(по сути менеджеры могут начать давать указания работ своим подчиненным прямо во время совещания, даже если решение ещё не было окончательно принято. Впоследствии, они могут просто отменить ранее данные указания.)
|
Японский менеджмент также отличается высоким качеством. Основными элементами качества японского менеджмента являются:
· Работники рассматриваются одновременно как поставщики, так и потребители(если работник выявил брак, то он имеет право остановить весь производственный конвейер);
· Обучение всего персонала методам повышения качества(кружки качества - добровольная организация сотрудников с целью повышения качества);
· Стимулирование сертификации
Большинство японских фирм также входят в объединения. При этом компаниями соблюдаются следующие требования:
· Каждое объединение имеет собственное финансовое учреждение;
· Взаимное владение акциями(обмен пакетами акций между владельцами фирм, состоящих в объединении);
· Обязательность поставок внутри объединения;
· Централизованная торговля(одна подконтрольная объединению фирма торгует продукцией сразу всех фирм, состоящих в объединении);
· Обмен сотрудниками между фирмами в объединении;
· Существование старшего и младшего пресонала:
o Старший(…-сан);
o Младший(…-кун).