Современный туризм невозможно представить без рекламы.
“Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке”.[9]
Реклама - самый действенный инструмент в попытках туристского предприятия донести информацию до своих клиентов, модифицировать их поведение, привлечь внимание к предлагаемым услугам, создать положительный имидж самого предприятия, показать его общественную значимость. Как свидетельствует мировая практика, сфера туризма является одним из крупнейших рекламодателей. Практически все фирмы туроператорской направленности обязательно занимаются рекламой и информированием потребителей о своей продукции. Это - один из необходимых элементов продвижения туристского продукта.
Реклама - это форма непрямой связи между туристским продуктом и потребителем. Для рекламы используются средства массовой информации (пресса, радио) и особенно печатный материал, такой, такой как каталоги, брошюры и т.д.
Отличительная особенность рекламы как одного из главных средств маркетинговых коммуникаций в сфере туризма определяется спецификой, как самой рекламы, так и особенностями отрасли и ее товара - туристского продукта. Заключается эта особенность в том, что:
l туристская реклама несет большую ответственность за истинность и точность продвигаемых с ее помощью сообщений;
l услуги, которые, в отличие от нетрадиционных товаров, не имеют постоянного качества, вкуса, полезности, нуждаются в приоритетном развитии таких функций рекламы, как информирование и пропаганда;
l специфика туристских услуг предполагает необходимость использования зрительных, наглядных средств, более полно отражающих объекты туристского интереса, поэтому в рекламе часто используются фотоматериалы, картины, красочная изопродукция;
l реклама является постоянным спутником туризма и обслуживает людей не только до, но и во время, и после путешествия, что накладывает на нее определенную ответственность и придает ей характерные черты, не свойственные рекламе других товаров и услуг.
Цель рекламы - привлечь внимание, возбудить интерес, передать информацию потребителю, заставить действовать его определенным образом (например, связаться с турагентом, запросить дальнейшую информацию и т. д.), Сделать турпродукт еще недостаточно, нужно, чтобы он нашел своего клиента. И в этом очень большую роль играет реклама, которая разнообразна.
Типичными целями рекламы в туризме являются:
Информативная: она заключается в предоставлении информации о продукте, формировании имиджа продукта, формировании имиджа фирмы, корректировке представлений о деятельности фирмы.
Следующая цель - убеждающая. Она заключается в побуждении к приобретению продукта, увеличении продаж, изменении отношения к продукту, а также в противодействии конкуренции.
И последняя цель - напоминающая. Ее задачи заключаются в поддержании осведомленности и спроса и в подтверждении имиджа.
При этом рекламная деятельность должна быть корректной строго соответствовать законодательным требованиям. Существует нормативная основа деятельности туроператора, которую составляют:
Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ
Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг.
Уголовный кодекс РФ, ст.182 «Заведомо ложная реклама»
В нем говорится, что использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ и услуг, а также их изготовителей совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, наказывается соответствующим штрафом, предусмотренным данным законом.
Закон РФ от 27. 12. 91 г. №2124-1 «О средствах массовой информации», ст.36 говорится: «Распространение рекламы в СМИ, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать соответствующего объема печатного издания и радио и телепрограмм».
Закон РФ от10.06.93 г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг», ст.7, п.4. Данный закон запрещает рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия.
Действуя в системе маркетинга, реклама превращается в мощное средство борьбы туристского агентства за влияние на партнеров-потребителей. В процессе развития маркетинга появляются новые возможности для рекламы. Рекламная деятельность становится все более сложной, многоструктурной.
В зависимости от объекта рекламирования можно говорить о двух основных видах рекламы - товарная и престижная. Основная задача товарной рекламы - формирование и стимулирование спроса на туристский продукт. Такая реклама информирует потенциальных клиентов о его достоинствах, побуждает интерес и содействует продаже. Престижная, или имидж-реклама, представляет собой рекламу достоинств фирмы, выгодно отличающих ее от конкурентов. Цель подобной рекламы - создание среди общественности и, прежде всего среди активных и потенциальных клиентов привлекательного имиджа, который вызывал бы доверие к самому туристскому предприятию и всем предлагаемым им услугам.
По направленности различают рекламу возможностей туристской фирмы и рекламу ее потребностей. Реклама возможностей это реклама, информирующая целевые аудитории, о возможностях туристского предприятия в области предоставления туристских услуг. А реклама потребностей это чисто информационный вид рекламы, предназначенный для информирования деловых партнеров о существовании фирмы и ее потребностях в чем-либо.
В зависимости от характера и особенностей рекламного обращения различают информативную, убеждающую и напоминающую рекламу. Основной задачей информативной рекламы является доведение до потенциальных клиентов информации о фирме, услугах, их характеристиках и т.д. Убеждающая реклама - наиболее агрессивный вид рекламы, основными задачами которой являются последовательное убеждение потенциальных клиентов в преимуществах рекламируемого продукта, формирование желания приобрести именно его. Напоминающая реклама предназначена для поддержания осведомленности клиентов о существовании определенного продукта на рынке и о его характеристиках.
Кроме того, реклама делится по способу воздействия на целевую аудиторию, здесь различают рациональную и эмоциональную рекламу; по признаку сконцентрированности на определенный сегмент различают избирательную и массовую; в зависимости от средств распространения различают: реклама в прессе, печатная реклама, аудиовизуальная, телереклама и другая.
Сложность рекламы туристского продукта заключается в том, что она должна одновременно отразить ряд моментов: разнообразие предложения по рыночным сегментам спроса, различие мест путешествий и поездок, различные виды туризма. Важной задачей является выбор наиболее эффективных и экономичных средств рекламы. При этом необходимо тщательно изучить информации, т.е. откуда получают информацию о стране, туристском центре или курорте предлагаемые потребители. Средства рекламы могут быть весьма разнообразными, о которых я говорила выше (реклама по средствам распространения).
Эффективность размещения рекламы необходимо строго контролировать. Это достигается путем опроса клиентов и посетителей офиса туристской фирмы о том, откуда у них информация о фирме и ее туристском продукте. Данные по затратам на рекламу сравниваются с данными по выручке от реализации тура по рекламоносителям. На основании этого выявляются наиболее эффективные средства рекламы. Одним из важных видов рекламирования туристского продукта является выставка.
Участие в выставках
Важным направлением в продвижении туристского продукта туроператора является участие на туристических биржах, выставках, ярмарках, предназначенных для поиска партнеров по сбыту. С помощью выставочных мероприятий невозможно решить все проблемы фирмы, но эти мероприятия являются незаменимым средством маркетинговых мероприятий, которым туристское предприятие не должно пренебрегать.
Наиболее эффективно участие в выставках, предназначенных для специалистов, т.к. оно дает возможность не только рекламировать свой продукт, но и заключать сделки, устанавливать новые деловые контакты.
В настоящее время в мире проводится огромное количество различных выставок, ярмарок, бирж, в рамках которых проводятся семинары, презентации и другие мероприятия, дающие широкие возможности представить свою фирму и свой продукт, заключить контракты, распространить информацию через широкий круг посетителей и журналистов, обменяться опытом работы.
Участие в специализированных выставках является одним из видов продвижения туристского продукта. Основная цель выставочной деятельности - с одной стороны, помочь потребителю и фирме, - продавцам услуг сориентироваться в огромном количестве туристских предложений, а с другой стороны, помочь туроператору найти партнеров по сбыту в других странах и регионах, способных качественно и количественно удовлетворить требования туроператора по продажам. Поэтому реклама по форме и содержанию несет большую коммерческую нагрузку.
2 Разработка туристского продукта “День Рождения Царского Села”
2.1 Программа туристского продукта “День Рождения Царского Села”
День 1 (воскресение)
Встреча куратором группу в аэропорту Пулково, знакомство с группой. Расселение всех туристов в семьи. Куратор раздает каждому туристу карту г. Пушкина, Санкт-Петербурга, проездные билеты, листки-программы тура. Свободное время, знакомство с семьей.
День 2 (понедельник)
Первый учебный день. Знакомство с преподавателями, с другими туристами. Уроки с 8.30 до 14.00 (расписание – 8.30-9.15, 9.25-10.10, 10.25-11.10, 11.20 -12.05) Далее – свободное время. В 15.00 встреча группы с куратором, прогулка по г. Пушкину, Александровскому и Екатерининскому парку. Катание в Екатерининском парке по Большому пруду на гондолах.
День 3 (вторник)
Уроки. После – встреча в 13.30, пешая экскурсия по г. Санкт-Петербургу (Московский проспект, Пл. Победы, Невский проспект, Дом Книги Здание *Зингер*, Казанский собор, Дворцовая площадь, Эрмитаж, Исаакиевский собор, Медный всадник, Дворцовая наб., Дворцовый мост, Стрелка Вас. острова, Кронверкская наб.) Вечером прогулка на теплоходе по Неве.
День 4 (среда)
Уроки. Встреча в 13.00, поездка в Санкт-Петербург, посещение Этнографического музея, участие в игровом занятии – лепка из глины, плетение из бересты и др. Вечером - балет Щелкунчик\Жизель\Лебединое озеро.
День 5 (четверг)
Уроки, после встреча с куратором, подготовка к празднованию Юбилея Царского Села, подбор костюмов (по желанию), поход в Баболовский парк на барбекю.
День 6 (пятница)
Уроки. Посещение Екатерининского дворца, янтарной комнаты. Екатерининский парк, Камеронова галерея. Встреча группы в 10.00 вечера, поездка на ночь в центр Петербурга, Невский проспект, набережные, *белые ночи, разводные мосты*.
День 7 (суббота)
Уроки.
Празднование 300-летие Царского Села.
Вместе с группой или по отдельности (по желанию), участие в программе фестиваля.
День 8 (воскресение)
Встреча с куратором группы в 9.30, поездка в Петергоф. Трансфер. Возвращение на *Метеоре* к Дворцовой набережной, далее – прогулка по городу или возвращение домой, по желанию туристов
День 9 (понедельник)
Сбор группы в 8.30 с куратором. Экскурсия в Великий Новгород. Обзорная экскурсия, Музей деревянного зодничества *Юрьево* (ресторан *Юрьевское подворье*, стоимость обеда доп. 800Руб, русская кухня, чаепитие по-русски с самоваром, домашним вареньем, сладостями и баранками.), Софийский собор, Детинец, водная экскурсия к оз. Ильмень, Торговая сторона.
День 10 (вторник)
Уроки. Встреча с куратором группы, поездка на пешую экскурсию в г. Павловск, посещение Павловского дворца, прогулка по Павловскому парку.
День 11(среда)
Уроки. Свободное время. Вечером встреча с куратором группы, посещение концерта классической музыки в Екатерининском Дворце.
День 12 (четверг)
Уроки. Встреча с куратором группы, поездка в Санкт-Петербург, посещение Петропавловской крепости, музеи крепости и собор.
День 13 (пятница)
Уроки. Свободное время. Вечером сбор туристов в школе, прощальный вечер, выдача сертификатов.
День 14 (суббота)
Куратор группы собирает туристов, отъезд в аэропорт. Прощание с группой
Расчет стоимости тура
Продолжительность тура: 14 дней
Обучение рус. языку происходит в школе, в специализированном классе, в группе 5-6 человек.
Стандартный курс – 20 часов в неделю.
Стоимость - 33000руб (на 1 человека, при группе в 5 человек)
В стоимость тура входит: проживание в г.Пушкине в семьях, питание (включено в стоимость питание в семьях, питание в городе, на экскурсиях отдельно оплачивается), страховка, обучение русскому языку, проездные карточки на транспорт, экскурсии, вся анимационная программа.
Проживание – 7000р.
Обучение рус. языку – 16000р. (4 акад. часа в день, 10 учебных дней)
Страховка – 600р.
Проездные билеты – 400р.
Анимационная программа, стоимость услуг сопровождающего - “куратора группы” - 2000р. с человека
Экскурсия в Великий Новгород – 1000р. (услуги экскурсовода, билеты)
Трансфер (1 и 14 дни аэропорт-дом, поездка в Петергоф) – 800р.
Стоимость билетов в музеи, парки, театры, заповедники и пр. - 3700 р.
Аренда костюмов – 1500р.