Лекция Методика изучения элементов синтаксиса в начальных классах (4 часа)




1. Место синтаксиса в курсе русского языка.

2. Методические особенности работы над словосочетанием.

3. Методические особенности работы с предложением.

1. Программа по русскому языку направлена на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Поэтому знания о предложении, его составных частях, словах, словосочетаниях играют важное значение при обучении младших школьников родному языку.

Синтаксис (от греч. syntaxis — построение, строй) языка — его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей и правил, регулирующих построение речи. Синтаксис как наука раздел грамматики, который изучает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. Синтаксические единицы – этоконструкции, в которых элементы объединены синтаксическими связями и отношениями. Синтаксис рассматривается как замыкающий ярус языковой системы, который использует единицы всех уровней системы для реализации его коммуникативной и познавательной функций.

Место синтаксиса в курсе русского языка. Синтаксис традиционно изучается в школьном курсе грамматики. Методисты (А. В. Текучий Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов и другие) отмечают необходимость изучения синтаксиса во взаимосвязи с другими разделами науки о языке. На синтаксической основе происходит усвоение норм произношения, процессов словоизменения, формирование речевых и языковых умений, орфографических навыков.

Задачи изучения синтаксиса в начальной школе:

1) обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксисе русского языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий;

2) совершенствовать речь учащихся в направлении ее соответствия синтаксическим нормам языка;

3) обогащать синтаксический строй речи учащихся;

4) создать базу для усвоения школьниками правил пунктуации.

В программах синтаксис представлен в первой содержательной линии курса «Русский язык», предполагающей получение учащимися лингвистических знаний из области синтаксиса. Основу содержания школьного курса синтаксиса составляет система синтаксических понятий; в начальной школе изучаются словосочетание и предложение.

Словосочетание как единица синтаксиса представляет собой непредикативное соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения сложного явления действительности. В составе словосочетания имеется грамматически господствующее слово (главный компонент) и грамматически подчиненное слово (зависимый компонент). Словосочетания строятся основе подчинительной связи между словами (согласования, управления и примыкания).

 

Значение работы над словосочетанием как единицей языка заключа­ется в следующем:

1) усвоение моделей словосочетаний, выражающих различные синтак­тические отношения, оказывает положительное влияние на развитие логи­ческого мышления;

2) работа над словосочетанием подготавливает школьников к осозна­нию синтаксических отношений между словами внутри предложения,

3) работа над словосочетанием позволяет организовать изучение частей речи на синтаксической основе (например, ознакомление младших школьников с категорией падежа имен существительных осуществляется на основе установления связи между словами, входящими в словосочета­ние);

4) изучение словосочетания способствует формированию орфографиче­ского навыка школьников.

Содержание изучения словосочетания:

1) формирование представления о словосочетании как единице синтак­сиса;

2) формирование умений:

— определять в словосочетании главное и зависимое слова при помощи вопросов;

— выделять словосочетания в предложении;

— устанавливать связи между словами в словосочетании;

— различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Методически правильная организация процесса освоения школьниками

данной синтаксической единицы предполагает учет ее характерных признаков Отличия словосочетания от предложения.

1) словосочетанию не свойственна функция сообщения, оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения;

2) словосочетание не выражает суждения, ему не свойственна категория модальности (выражение отношения автора предложения к действительности или к высказыванию);

3) словосочетание не имеет интонации;

4) в словосочетании используется только подчинительная связь, тогда как в предложении используется и сочинительная, и подчинительная связь.

Данные признаки словосочетания необходимо учитывать в процессе фор­мирования у учащихся умения различать словосочетание и предложение.

Этапы работы над словосочетанием выделены Г. А. Фомичевой. Пер­вый этап предполагает первичное усвоение синтаксических отношений между словами при изучении раздела «Предложение». Второй этап свя­зан с формированием умений устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его глав­ные члены и словосочетание, представляющее связь одного из главных чле­нов предложения с второстепенными членами предложения. На третьем этапе происходит формирование умения определять часть речи на основе учета лексического значения слова, его структуры, формальных призна­ков, синтаксической связи. Предусмотрено усвоение норм согласования и управления. На четвертом этапе учащиеся усваивают правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

Виды упражнений со словосочетанием методисты выделяют по раз­ным основаниям. Т. Г. Рамзаева указывает упражнения, которые направ­лены на осознание учащимися сущности зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Виды таких упражнений:

1) распространение предложения на основе указания члена предложе­ния, который требуется распространить;

2) восстановление деформированного предложения (начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов выделяются словосо­четания);

3) деление сплошного текста на предложения (в каждом предложении выделяются главные члены и словосочетания);

4) анализ предложения и составление его схемы (выделяются грамма­тическая основа, затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее, затем второстепенные члены, которые поясняют сказуемые, далее второсте­пенные члены, поясняющие другие второстепенные члены предложения)1.

Г. А. Фомичева указывает упражнения, предполагающие конструи­рование различных типов словосочетаний с целью предупреждения воз­можных ошибок в употреблении падежных форм имен существительных и прилагательных. Виды таких упражнений:

1) составление словосочетаний из данных рядов слов путем объедине­ния их по смыслу и при изменении формы слова;

2) составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов;

3) составление словосочетаний по данному зависимому слову (суще­ствительному, прилагательному, наречию) путем подбора главного слова;

4) составление словосочетаний по данным однокоренным словам, тре­бующим постановки имен существительных в разных падежах;

5) составление словосочетаний, в которых главное слово требует упот­ребления определенного предлога;

6) составление словосочетаний, в которых предлог соответствует гла­гольной приставке.

Работа над предложением значима в реализации социокультурной цели обучения русскому языку, которая предполагает формирование ком­муникативной компетенции учащихся — развитие их устной и письменной, монологической и диалогической речи.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли». Значение работы над предложением состоит, во-первых, в том, что в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка — познавательная, экспрессивная и коммуникативная. Во-вторых, в процессе изучения теоретического материала о предложении как единице синтаксиса происходит обогащение знаний учащихся о языке, что повышает уровень их языковой компетенции. В-третьих, при выполнении упражне­ний формируется умение осознанно использовать предложения в устной и письменной речи. В-четвертых, на синтаксической основе осуществля­ется усвоение лексики и морфологии, фонетики и орфографии. Предло­жение как единица речи дает возможность детям осознать роль в языке имен существительных, прилагательных, глаголов. В-пятых, работа над предложением развивает внимание и интерес учащихся к интонационно-смысловой стороне высказывания, что оказывает положительное влияние на формирование пунктуационных умений школьников. В-шестых, пред­ложение располагает значительным запасом выразительных средств, пони­мание и использование которых повышает уровень культуры речи школь­ников, способствует развитию их творческих способностей. В-седьмых, происходит развитие речи учащихся на всех уровнях: произносительном (формируется умение правильно интонировать предложение); лексичес­ком (в составе предложения раскрывается лексическое значение слова; предложение имеет большие возможности для уточнения и активизации словаря); грамматическом (формируется умение употреблять в речи раз­личные синтаксические конструкции); на уровне связной речи (предло­жение используется в качестве «строительного материала» для создания текста). Наконец, при ознакомлении школьников с особенностями синтак­сических понятий при выполнении упражнений, предполагающих анализ различных синтаксических конструкций, развивается логическое мышле­ние учащихся, овладение универсальными учебными действиями.

Содержание работы над предложением. В первом классе представ­ление о предложении формируется у обучающихся в процессе создания их собственных выска­зываний. Младшие школьники учатся выделять предложение из речи, устанавливать связь слов в предложении. Проводится наблюдение на значением предложений, различных по цели высказывания (без введения терминов). Во втором классе учащиеся знакомятся с классификаций предложений по цели высказывания и интонации. Происходит практическое ознакомление с понятием «главные члены предложения» (без деления на виды). Младшие школьники учатся анализировать предложения и устанавливать, о ком (о чем) говорится в предложении. В третьем классе расширяются знания о главных членах предложения, связи слов в предложении. Вводятся термины, обозначающие главные члены предложения – «подлежащее» и «сказуемое». Осуществляется знакомство со способами выражения подлежащего и сказуемого. На данном этапе школьники практически знакомятся с понятием «второстепенные члены предложения (без деления на виды), учатся различать распространенные и нераспространенные предложения. В четвертом классе происходит дальнейшее расширение знаний учащихся о главных и второстепенных членах предложения. Определяется понятие «грамматическая основа предложения». Вводятся термины второстепенных членов предложения — «дополнение», «определение», «обстоятельство». Формируется умение распознавать второстепенные члены предложения по вопросам и значению. Происходит дальнейшее развитие умения разбирать предложения по членам (выделять главные и второстепенные члены предложения и объяснять способы их нахождения). Формируется представление о предложениях с однородными членами. Младшие школьники знакомятся со средствами связи однородных членов в предложении (при помощи интонации перечисления, союзов и, а, но), учатся распознавать предложения с однородными членами, определять, каким членом предложения являются однородные члены, соблюдать интонацию перечисления в данных синтаксических конструкциях. На данном этапе происходит ознакомление учащихся со сложным предложением, формирование умения различать простые и сложные предложения, распознавать сложные предложения среди других синтаксических конструкций, составлять сложное предложение из двух простых предложений. У школьников формируется общее представление об обращении.

Такой подход к определению содержания работы над предложении реализован в программе по русскому языку УМС «Школа России».

Типичные ошибки школьников в построении предложений:

1) нарушение границ предложения:

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

3) неправильное использование конструкций с причастным и деепри­частным оборотами;

4) усложнение подлежащего местоимением;

5) объединение в ряды однородных членов родовых и видовых понятий;

6) нарушение грамматической связи однородных членов (объединение з однородном ряду имени существительного и глагола в форме инфини­тива, полного прилагательного и краткого причастия с зависимым словом, лолных и кратких прилагательных, деепричастного оборота и придаточ­ного предложения);

7) нарушения в употреблении средств связи между однородными чле­нами предложения (искажение формы двойных союзов: не только..., а и);

8) непонимание значения соединительных и противительных союзов между частями сложного предложения.

Формированию синтаксических умений учащихся способствует исполь­зование следующих видов упражнений с предложением:

а) упражнения на распознавание данного синтаксического понятия среди других;

б) упражнения, активизирующие умение анализировать синтаксические особенности данных конструкций или их составных частей;

в) упражнения, связанные с решением задач развития речи учащихся.

С упражнениями соотносятся эффективные приемы работы над пред­ложением. Таковыми являются:

1) вычленение предложения из потока речи;

2) восстановление границ предложения:

3) синтаксический разбор предложения;

4) конструирование предложений из отдельных слов;

5) распространение предложений по вопросам;

6) подбор пропущенного в предложении слова;

7) составление схемы предложения:

8) составление предложения по данной схеме;

9) составление предложений из данных слов, словосочетаний;

10) составление предложений на определенную тему, по картинкам, наблюдениям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: