Данное исследование оценивается как пилотное и побуждает к дальнейшему изучению рассматриваемой проблемы.




Преподаватели СПбГТИ глазами студентов

(социально-психологическое исследование)

Время проведения: апрель 2010 г.

 

Старшим преподавателем кафедры социологии Ливач Е.А. был проведен анкетный опрос студентов 3 курса 1, 4 и 8 факультетов. Исследование проводилось в рамках деятельности социально-психологической лаборатории при кафедре социологии.

Целью опроса было выяснить представление студентов о преподавателе и отношение к профессорско-преподавательскому составу СПбГТИ. В задачи исследования входило:

1) выявить отношение студентов к преподавателям ГТИ.

2) выявить ожидания студентов от деятельности преподавателей, определить наиболее существенные элементы этой деятельности в представлении студентов;

3) выявить наиболее уважаемые качества преподавателей с точки зрения студентов;

4) определить наиболее значимые недостатки поведения преподавателей, снижающие эффективность учебного процесса и влияющие на отношение студентов к преподавателю.

5) Выявить представления студентов о современном преподавателе в целом.

 

Актуальность исследования определяется необходимостью наличия обратной связи между участниками образовательного процесса. Несмотря на появление интернет-ресурсов (например, «Вконтакте»), которые содержат открытое обсуждение участников (особенно со стороны студентов) и облегчают возможность коммуникации между преподавателями и студентами, мы предполагаем, что взаимные представления сторон образовательного процесса далеко не согласованы. Мотивы и особенности поведения сторон зачастую остаются необъяснимыми для другой стороны, и по законам социальной перцепции, объясняются недобрыми намерениями субъекта деятельности. Это отражается на психологическом климате вуза и эффективности образовательного процесса.

С целью получить как можно более полное и объективное представление о проблеме, мы использовали исключительно открытые вопросы. Ответы на открытые вопросы достаточно трудоемки в обработке и требуют применения метода контент-анализа, поэтому практически не используются в масштабных опросах. С другой стороны, открытые вопросы имеют неоспоримое преимущество перед закрытыми – полученные ответы отличаются разнообразием, глубиной и в меньшей степени зависят от представления исследователя о проблеме.

 

Анкета содержала следующие вопросы по теме исследования:

Вопрос №1: В целом к преподавателям я отношусь… хотя…

Вопрос №2: Я считаю, что преподаватель должен…

Вопрос №3: Больше всего я уважаю преподавателей, которые…

Вопрос №4: Хуже всего, когда преподаватель…

Вопрос №5: В наше время преподаватель должен…

Структура выборки приведена ниже:

Табл. 1. Структура выборки

Факультет   Пол Факультет   Факультет   Факультет   Итого  
Мужчины        
Женщины        
Итого        

 

 

Ответы на первый вопрос распределились следующим образом (см. Рис. 1 и Рис. 2):

Рис. 1.

 

Данные на Рис. 1 показывают, что среди студентов СПбГТИ преобладает хорошее отношение к преподавателям: безусловно положительное отношение выразили 83% опрошенных (сумма ответов «хорошо» (50%), «очень хорошо» (6%), «с уважением» (27%), а еще 17% респондентов относятся к преподавателям нейтрально («неплохо», «нормально» в ответах на вопросы анкеты) и непредвзято. На первую часть вопроса № 1 негативных ответов нет, то есть все респонденты положительно относятся к большинству преподавателей.

Претензии, пожелания и отрицательные эмоции проявляются во второй части вопроса 1, который полностью звучит так: «В целом к преподавателям я отношусь… хотя…». На вторую часть вопроса №1 19% респондентов ответили в положительном ключе или не внесли дополнений к своему положительному ответу на первую часть вопроса №1 (Например: «В целом к преподавателям я отношусь… хорошо, хотя… тоже хорошо», или же прочерк после слова «хотя».) остальные 81% дали разноплановые ответы, которые можно свести к пяти вариантам (см. Рис. 2)

 

Рис. 3

 

Смысл 36% ответов сводится к тому, что несмотря на положительное отношение к большинству преподавателей, бывают исключения («…не ко всем»; «…есть неприятные»; «…бывают несправедливые» и т.п.). Объединяя ответы в более крупные группы, этот вариант мы выделили в группу 1.

Еще 8% ответов демонстрирует амбивалентное отношение: «есть те, кого недолюбливаю и есть те, кого уважаю и ценю»; «преподаватели по-разному относятся к студентам» и т.п.

27% ответов – выражение конкретных и взвешенных претензий и пожеланий к поведению преподавателей: «преподавать стали хуже»; «некоторые не контролируют себя»; «хотелось бы внимательного отношения и индивидуального подхода», «некоторые некорректны» и т.п. Эти два варианта ответов мы сочли возможным объединить в группу 2.

Наконец, еще два варианта ответов являются выражением агрессивного эмоционального отношения к преподавателям. В одном случае это выражение умеренной агрессии (таких ответов 22%): «некоторые раздражают»; «некоторые вызывают негатив», «некоторых приходится терпеть и сдерживаться». 7% ответов – это выражение сильной агрессии: «некоторые вызывают ненависть, злость»; «некоторых хочется… закопать». Эти варианта мы объединили в группу 3.

Таким образом, 19% респондентов относятся к преподавателям безоговорочно хорошо. 81% студентов относятся к преподавателям в целом хорошо, но с оговорками. В их отношении выделяются следующие группы, примерно равные по весу.

Группа 1 (36% от всех негативных ответов) – тактично и уклончиво указывают, что среди преподавателей бывают такие, к которым трудно относится положительно и с уважением.

Группа 2 (35%) амбивалентны в своем отношении, и имеют конкретные претензии и пожелания к поведению преподавателей. Высказывания этой группы взвешенны и рациональны.

Группа 3 (29%) высказывает негативное эмоциональное отношение к части преподавателей. Среди эмоций преобладают злость, раздражение, ненависть – круг агрессивных переживаний. Такое отношение, безусловно, отрицательно сказывается на посещаемости и успеваемости студентов по отдельным предметам, так как агрессия мешает сосредоточиться и вызывает недоверие к преподавателю и излагаемому им материалу.

Подробнее причины негативного отношения раскрыты в ответах на вопрос №4, и будут рассмотрены ниже.

Негативные эмоции возникают в том числе и в случае, если ожидаемое расходится с получаемым. Таким образом, ответы на вопрос №2 «Я считаю, что преподаватель должен…» помогут прояснить ожидания студентов и, косвенным образом, причины отрицательного отношения к преподавателю (см. Рис. 3).

Рис. 3.

Во-первых, всего было получено 142 ответа на этот вопрос, так как респондентов не ограничивали в ответах. Анализ ответов позволил выделить 10 вариантов (см. Табл. 2):

Табл. 2.

Я считаю, что преподаватель должен… % от всех ответов
хорошо объяснять материал и требования  
быть способным к диалогу, общительным, понимающим  
уметь заинтересовать предметом  
Быть демократичным: относиться к студентам как к равным, как к будущим коллегам  
любить свою работу  
быть компетентным, владеть материалом, владеть педагогическими технологиями;  
быть требовательным  
быть справедливым, объективным, беспристрастным  
быть авторитетом, примером, в некотором смысле героем  
быть терпеливым, уравновешенным  

 

По данным в табл. 2 мы видим, что самыми важными студенты считают коммуникативные способности преподавателя: умение интересно, доступно, четко излагать суть предмета, а также способность преподавателя к диалогу со студентами: отвечать на вопросы, проявлять уместное чувство юмора, понимать проблемы студентов и стремиться донести материал, прежде всего. Можно предположить, что коммуникативные способности являются слабым местом многих преподавателей, так как выше всего у студентов потребность именно в них. Впрочем, эта гипотеза нуждается в дальнейшей проверке.

Также очевидна потребность в проявлении уважения со стороны преподавателя: 10% ответов касаются этой проблемы. Вообще слово «уважение» и его однокоренные встречается очень часто, занимая 2,5% всех слов в ответах респондентов. Очевидно, это одно из основополагающих понятий в отношениях преподавателей и студентов.

В общей сложности 15% ответов - ожидание, что преподаватель будет компетентным специалистом, с любовью относящимся к своему делу.

Остальные ответы показывают другие качества, ожидаемые от преподавателя: требовательность (6%), объективность, беспристрастность (6%), авторитетность, образец для подражания (6%), терпение и умение владеть собой (5%).

Вопрос № 3 был посвящен выявлению качеств, которые студенты наиболее ценят в преподавателях. Он звучал следующим образом: «Больше всего я уважаю преподавателей, которые…» и дал следующие результаты (см. рис. 4):

 

 

Рис. 4.

 

Данные на рис. 4 демонстрируют сходство качеств, которые студент ожидает от преподавателя и качеств, которые он наиболее ценит в преподавателе. Первые места опять-таки занимают коммуникативные умения и качества личности: 28% всех ответов касаются способности к диалогу, понимания точки зрения студентов, желания найти общий язык и т.д. 15% ответов касаются демократичного отношения к студентам, уважения к ним как к будущим коллегам. 12% ответов подчеркивают важность умения заинтересовать своим предметом, способности увлечь своим рассказом, передать свой интерес к науке. 11% считают важнейшим качеством преподавателя умение хорошо объяснить материал, четко и доходчиво изложить информацию.

Остальные ответы распределились следующим образом (см. Табл. 3):

Табл 3.

Больше всего я уважаю преподавателей, которые… %
способны к диалогу, общительные, понимающие  
Относятся к студентам как к равным, как к будущим коллегам  
Способны заинтересовать, увлечь своим предметом  
Хорошо объясняют материал и требования  
Любят свою работу  
Компетентны, профессиональны, владеют материалом и педагогическими технологиями  
Справедливы, беспристрастны, объективны в оценках  
Являются развитыми, интересными личностями, добившимися успеха в жизни  
Терпеливы, уравновешенны  
Спрашивают столько, сколько дают, подробно прорабатывают темы курса, не уповая на самостоятельную работу  
Имеют индивидуальный подход к студентам  
Требовательны, строги  

Следующей задачей нашего исследования было определить наиболее важные, на взгляд студентов, недостатки преподавателей. Этой теме посвящен вопрос № 4: «Хуже всего, когда преподаватель…» (см. Рис. 5.):

Рис. 5

 

Проанализируем, какое поведение преподавателей больше всего отталкивает студентов.

Самое серьезная проблема – это унижение, оскорбление студентов (28% ответов). Вопрос о причинах такого поведения преподавателя – предмет отдельного психологического исследования. Безусловно, здесь целый комплекс причин – и особенности личности (неуверенность, недостатки воспитания), и неумение адекватно реагировать на проблемные ситуации, неизбежно возникающие в учебном процессе, и чрезмерное психическое напряжение, приводящее к профессиональному выгоранию. Но так или иначе, унижение и оскорбление студента со стороны преподавателя – этически недопустимое явление (о чем сказано, в частности, в Законе об образовании), сводящее на нет смысл педагогической деятельности. Поэтому повышение коммуникативной компетентности преподавателя – важнейшая задача в ряду мер повышения эффективности педагогического процесса в ВУЗе.

Почти так же значим недостаток дидактических умений преподавателя (27% ответов) – нечеткое, непоследовательное, алогичное объяснение материала, чтение лекций «с листа», тихая, невнятная, монотонная речь.

На третьем месте (15% ответов) – равнодушие к своим обязанностям. По мнению студентов, оно проявляется в невнимательности, отсутствием стремления получить обратную связь; лектор не интересуется собственным предметом, говорит на посторонние темы. Естественно, отношение преподавателя к своей дисциплине передается и студентам.

Одинаково (по 12% ответов) студенты осуждают необщительность преподавателей и их неуравновешенность. Необщительность (неспособность к диалогу) проявляется в безразличии к студентам, высокомерии, нежеланием найти общий язык с ними; этот параметр связан с предыдущим (равнодушием к своим обязанностям), однако не идентичен ему. Равнодушие к своим обязанностям не исключает желание неформального общения со студентами и допускает, что в целом поведение преподавателя не вызывает психологического дискомфорта у студентов. В то время как необщительность – это активное стремление уйти от какого-то ни было контакта со студентами, неспособность или нежелание понять точку зрения и потребности собеседника.

Неуравновешенность преподавателя, его неумение контролировать свои эмоции также часто упоминаются в ответах. Сюда относится грубость, повышение тона, нервозность, общая неадекватность – отсутствие контроля за своим поведением. Как выразился один из респондентов, «Даже если преподаватель очень хорошо знает предмет, но неуравновешен, то в преподавании не будет смысла, так как целью будет угодить преподавателю, а не знать предмет».

Список недостатков замыкают излишняя педантичность (формальный подход), необъективная оценка и плохое знание предмета (см. Табл. 4).

 

Табл. 4.

Хуже всего, когда преподаватель… %
Унижает, оскорбляет студента  
Плохо объясняет материал и требования  
Равнодушен к своим обязанностям  
Уходит от общения, не способен к диалогу  
Нервозен, неуравновешен, не контролирует себя  
Чрезмерно педантичен, придирчив, формалист  
Предвзят, необъективен, пристрастен  
Плохо знает свой предмет  

 

Итак, можно сделать вывод, что необходимый минимум профессиональных качеств преподавателя, по мнению большинства студентов – это соблюдение простейших правил делового общения, хорошие дидактические способности и заинтересованность в своей работе. Отсутствие этих качеств гораздо сильнее замечается обучаемыми, чем недостаток научных знаний, чрезмерная требовательность и даже предвзятое отношение к студентам.

Эти знания, безусловно, будут полезны преподавателям, особенно молодым, которые еще формируют свою профессиональную культуру и нуждаются в определении приоритетов своего профессионального развития.

Последний вопрос в анкете касался представления об особенностях современного преподавателя и звучал так: «В наше время преподаватель вуза…». Этот вопрос получил меньшее количество ответов, возможно, в связи с его абстрактным характером, или же потому, что студенты мало задумываются об отличиях разных исторических периодов. Тем не менее, полученные ответы можно разделить на два типа: описательные (актуальные качества, описание образа) и нормативные (требования к образу). Ответы распределились следующим образом (см. Рис. 6):

Рис. 6.

* «д.» = «должен»

Процентное соотношение ответов приведено в таблице 5:

Табл.5.

В наше время преподаватель… %
Нет ответа  
Должен быть современным  
Эрудированный, знающий, разносторонне развитый, культурный человек  
Должен быть профессионалом  
Должен любить свою работу  
Должен быть способным к диалогу  
Должен больше зарабатывать  
Энергичный, целеустремленный, увлеченный человек  
Не отличается от своих предшественников  

Итак, от современного преподавателя студенты прежде всего ожидают, что он будет современным – то есть владеющим новыми технологиями, знающим о последних достижениях науки и о реалиях жизни, приспособленным к ним (18% ответов). Отметим, что в ответы, начинающиеся со слова «должен», заносились не только прямые утверждения («должен идти в ногу со временем»), но и обратные («слишком консервативен»).

Достаточно большое количество опрошенных представляют себе современного преподавателя, как широко образованного, эрудированного, разносторонне развитого, высококультурного, хорошо воспитанного человека (16% ответов).

14% ответов касаются профессиональной компетентности преподавателя – его профессиональных знаний, владением педагогическими технологиями («должен быть в курсе и классической науки и современных достижений», «должен объяснять понятно и доступно»).

Любовь к своей работе, заинтересованность в ее результатах как важное качество преподавателя отмечается в 13% ответов. Сюда же заносились и обратные утверждения: «преподаватель в наше время – это очень ответственная профессия и подходит далеко не всем»; «многие снисходительно и равнодушно относятся к своим обязанностям».

На пятом месте по частоте упоминаний (8% ответов) – способность к диалогу, коммуникабельность, умение найти общий язык с аудиторией, знание жизни студентов как требуемое, а не актуальное качество. Сюда же относились и обратные утверждения («пожилые люди, иногда сами не понимают, чего хотят от студентов»).

Остальные варианты встречаются в пяти и менее процентах ответов респондентов (см. табл. 5).

Подводя итоги, отметим следующее:

v В целом студенты опрошенных факультетов относятся к преподавателям с уважением и симпатией; однако только 20% опрошенных распространяют такое отношение на всех преподавателей, в то время как остальные указывают на наличие исключений. Из них 27% высказывают конкретные претензии и пожелания к поведению преподавателей и 29% описывают агрессивный круг эмоций (злость, раздражение, возмущение, ненависть) по отношению к некоторым преподавателям.

v Студенты ожидают от преподавателя в первую очередь, умения донести материал, изложить его интересно, увлекательно и коммуникабельности, способности вести диалог со студентами, отвечать на вопросы, понимать потребности и проблемы студентов.

v Эти же качества чаще всего встречаются среди тех, которые вызывают уважение у студентов. Кроме перечисленных, большое значение студенты придают демократичности поведения преподавателя, понимаемой как уважительного отношения, видения в студенте равноправную личность и будущего коллегу.

v Наихудшими недостатками преподавателя признаны высокомерное поведение, стремление унизить и оскорбить студента, и (почти так же часто встречающийся вариант) неумение объяснить материал, отсутствие дидактических способностей.

v Современному преподавателю, полагают опрошенные, необходимо быть в курсе достижений науки и техники, владеть современными технологиями, в том числе педагогическими, знать реалии жизни, в частности молодежную культуру.

 

Полученные выводы могут быть использованы администрацией вуза в целях повышения эффективности образовательного процесса, а также преподавателями, заинтересованными в своем профессиональном развитии.

Данное исследование оценивается как пилотное и побуждает к дальнейшему изучению рассматриваемой проблемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: