г. _____________________ «____» ______________ 200 ___ г.
1. Общие положения.
2. Методика формирования учетной информации по объектам бухгалтерского наблюдения.
3. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
4. Формы применяемых первичных учетных документов (кроме унифицированных форм). Организация документооборота. Формы внутренней отчетности.
5. Технология обработки данных и форма бухгалтерского учета.
6. Порядок проведения инвентаризаций.
7. Система внутреннего контроля.
Должность лица,
подписавшего документ ____________________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Раздел «Общие положения» дает представления о предмете регулирования, в нем приводятся описание принципов, на основе которых разработана учетная политика, и перечень, регулирующих бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность законодательных и нормативных документов в Российской Федерации, на основании которых была сформирована учетная политика организации.
При работе над разделом «Методика формирования учетной информации по объектам бухгалтерского наблюдения» предстоит определить факторы, которые могут оказать влияние на выбор тех или иных методов и учетных процедур в соответствии с целями, задачами и условиями хозяйствования данного экономического субъекта. Для разработки проекта учетной политики заполните представленную ниже таблицу (табл. 2). Разрабатывая данный раздел, необходимо помнить, что к информации, формируемой в учете (на бухгалтерских счетах) и в дальнейшем представляемой в отчетности, предъявляются определенные требования (качественные характеристики информации) и что при выборе учетных процедур необходимо обеспечить баланс между качественными характеристиками информации.
|
Для заполнения графы 3 таблицы необходимо изучить действующие на сегодня стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают базовые правила ведения бухгалтерского учета.
Графу 4 заполните на основании анализа целей и задач деятельности организации и специфики условий ее хозяйствования.
Таблица 2. - Вспомогательная таблица по разработке учётной политики организации
Объект бухгалтерского наблюдения | Что необходимо определить в учетной политике | Возможные альтернативные варианты в соответствии с нормативными документами | Факторы, оказывающие влияние на выбор варианта |
Основные средства | Способ оценки объекта при принятии к учету | ||
Порядок определения срока полезного использования | |||
Способ начисления амортизации по основным группам основных средств | |||
Порядок учета объектов основных средств стоимостью не более 20000 руб. за единицу | |||
Порядок проведения переоценки основных средств | |||
Порядок учета восстановления основных средств | |||
Порядок учета арендованных основных средств | |||
Нематериальные активы | Способ оценки объекта при принятии к учету | ||
Порядок определения срока полезного использования | |||
Способы начисления амортизации по группам нематериальных активов | |||
Способы отражения в учете амортизационных отчислений | |||
Незавершенные вло-жения во внеоборотные активы | Порядок оценки и переоценки | ||
Материально – производственные запасы | Методы оценки материально – производственных запасов по их видам | ||
Способы отражения в учете поступления материалов | |||
Методы оценки материалов при отпуске в производство |
|
Продолжение Таб. 2
Порядок создания резервов под снижение стоимости материальных ценностей | |||
Порядок оценки незавершенного производства | |||
Состав и порядок отнесения стоимости расходов будущих периодов | |||
Способы оценки готовой продукции | |||
Способы оценки товаров | |||
Порядок создания и использования резервов предстоящих расходов | |||
Себестоимость | Метод формирования себестоимости готовой продукции (работ, услуг) | ||
Порядок признания в учете управленческих расходов | |||
Порядок признания в учете коммерческих расходов | |||
Доходы от продаж | Порядок признания в учете доходов от продажи продукции (товаров, работ, услуг) | ||
Прочие доходы и расходы | Порядок признания и отражения в учете операционных доходов и расходов | ||
Порядок признания и отражения в учете внереализационных доходов и расходов | |||
Финансовые вложения | Порядок признания и отражения в учете чрезвычайных доходов и расходов | ||
Способы оценки при принятии объектов к учету | |||
Порядок создания резервов под обесценение ценных бумаг | |||
Расчеты | Порядок учета долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений | ||
Порядок создания резервов по сомнительным долгам | |||
Собственный капитал | Порядок списания просроченной дебиторской и кредиторской задолженности | ||
Формирование резервного капитала и его использования | |||
Формирование добавочного капитала и его использование | |||
Порядок использования прибыли | |||
Порядок отражения в учете нераспределенной прибыли | |||
Привлеченный капитал | Порядок покрытия убытков | ||
Порядок отражения в учете различных видов займов и кредитов |
|
Необходимо отразить в методическом разделе следующие существенные способы:
- учет движения МПЗ по планово – учетным ценам с использованием счетов: 10 «Материалы», 15 «Приобретение и заготовление материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материалов»;
- момент реализации – по оплате с применением счета 45 «Товары отгруженные»;
- распределение расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования пропорционально нормативным ставкам;
- распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов пропор-ционально основной заработной плате производственных рабочих.
Работа над разделом «рабочий план счетов бухгалтерского учета» заключается в разработке проекта рабочего плана счетов. Для этого необходимо заполнить представленную ниже таблицу (табл. 3). Рабочий план счетов разрабатывается на основе предыдущего раздела.
Таблица 3. - Рабочий план счетов
Код счета | Наименование синтетического счета | Субсчет и его название | Наличие аналитических счетов |
Раздел «Технология обработки и формы бухгалтерского учета». Технология обработки представляет собой совокупность последовательно выполняемых операций по преобразованию первичной информации в результатную информацию.
При этом можно выделить следующие этапы:
- создание документа (внутренний или внешний);
- передача в бухгалтерию;
- отражение информации первичного документа на счетах;
- формирование отчетных данных.
Технология обработки информации связана с технологией обработки первичных документов и формой бухгалтерского учета.
Согласно технологии обработки документов поступающие в бухгалтерию документы проходят проверку:
1) по форме – устанавливают необходимое количество заполненных реквизитов, наличие и правильность подписей;
2) арифметическую – проверяют правильность подсчетов;
3) по существу – устанавливают законность и целесообразность хозяйственной операции.
Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергают специфическим приемам: таксировке, группировке, контировке.
Таксировка – денежная оценка указанных в документе материальных ценностей.
Группировка – подбор однородных документов в пачки. Затем на основе групп первичных документов составляют сводные документы.
Контировка – определение и запись корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной в документе.
После проведения контировки данные документов проводятся по синтетическим и аналитическим счетам, а документы сдаются в архив
.Необходимо разработать график документооборота. Примерная форма графика представлена в таблице 4.
При разработке раздела «Порядок проведения инвентаризации» следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.Разработать план по инвентаризации (табл. 5)
Таблица 5. – План по инвентаризации
Виды имущества или обязательств | Периодичность инвентаризации (дата) | Способ инвентаризации | Ответственность лица | Отчетные документы |
Таблица 4.– График документооборота по учету основных средств
Наименование документа | Типовая форма | Порядок создания документа | Обработка документа | Формирование отчетных данных | Порядок (сроки) хранения док-та | ||||||||||
Место составления | Дата составления | Отчетный период | Ответствен-ное лицо | Обязатель-ные реквизиты | Срок сдачи в бухгал-терию | Виды бух. обработки | Срок бух. обработки | Ответственное лицо | Регистры аналит. учета | Регистры синтетич. учета | Формы отчетности | В теч. фин. года | По истечении фин. года | ||
Вопросы для теоретической части контрольной работы
1. Содержание и развитие понятия «Бухгалтерское дело»
2. Концептуальные основы бухгалтерского дела
3. Принципы организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности
4. Концептуальные основы реформирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России
5. Роль международных организаций в развитии бухгалтерского дела в РФ
6. Бухгалтерская служба организации: задачи, функции, принципы организации
7. Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета
8. Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерской отчетности
9. Концепция предоставления финансовой отчетности
10. Сущность и значение учетной политики
11. Порядок формирования, раскрытия и изменения учетной политики
12. Содержание учетной политики
13. Влияние различных способов ведения бухгалтерского учета на финансовое положение организации
14. Сущность и классификация хозяйственных операций
15. Концепции анализа и оценки учетной информации
16. Анализ хозяйственных ситуаций, вариантов их решения
17. Роль и значение системы внутреннего контроля
18. Система внешнего контроля
19. Цель и значение аудиторской проверки
20. Аудиторская оценка бухгалтерской информации
21. Разработка внутренних стандартов учета и отчетности
22. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов
23. Особенности бухгалтерского дела на начальной стадии функционирования организации
24. Особенности бухгалтерского дела при реорганизации организации
25. Особенности бухгалтерского дела при ликвидации (банкротстве) организации
26. Институт профессиональных бухгалтеров России
27. Кодекс этики профессионального бухгалтера
28. Требования к специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
29. Порядок аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов
30. Цель, задачи и принципы организации налогового учета
31. Налоговый учет доходов
32. Налоговый учет расходов
33. Права и обязанности главных бухгалтеров.
34. Виды ответственности в системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
35. Современные тенденции развития системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
36. Особенности организации бухгалтерского дела в малых предприятиях.
37. Особенности организации бухгалтерского дела в государственных унитарных и муниципальных предприятиях.
38. Особенности организации бухгалтерского дела в бюджетной сфере.
39. Особенности организации бухгалтерского дела в банках.
40. Особенности организации бухгалтерского дела в страховых компаниях.
41. Особенности организации бухгалтерского дела в строительных организациях.
42. Особенности организации бухгалтерского дела в АПК.
43. Особенности организации бухгалтерского дела в инвестиционных компаниях.
44. Формирование современной профессии бухгалтера.
45. Международное сотрудничество по вопросам гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Таблица 6- Система выбора теоретических вопросов