1. Классификация ошибок.
2. Диагностика и прогнозирование ошибок.
3. Исправление и предупреждение ошибок.
Ошибки учащихся классифицируются по нескольким основаниям:
I. По разделам орфографической системы:
-ошибки в обозначении звуков буквами;
-ошибки в слитно-раздельных написаниях;
-ошибки в переносе слов со строки на строку;
-ошибки в употреблении заглавных и строчных букв;
-пунктуационные ошибки;
-каллиграфические ошибки, искажения и пропуски букв;
-ошибки, не относящиеся к правописанию: речевые и пр.
II. По причинам допускаемой ошибки:
- ошибки, объясняемые непониманием или неточным пониманием значения слов, их сочетаний или текста;
- ошибки, обусловленные неумением выделять морфемы в слове, найти границы морфем (на стыках морфем);
- ошибки, зависящие от неправильного определения грамматических категорий и форм, например, в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных;
- ошибки, возникшие в результате плохого ориентирования в структуре предложения, например, пунктуационные;
- диалектные ошибки;
- ошибки, порожденные орфоэпическим произношением;
- ошибки, вызванные слабой орфографической зоркостью;
- ошибки памяти (в непроверяемых словах);
- ошибки из-за невнимания, случайные замены, описки.
III. Ошибки, относящиеся к принципам орфографии и пунктуации – следствия несоблюдения:
- морфологического и фонематического принципов;
- традиционно-исторического принципа;
- принципа дифференцирующих написаний;
- структурно-синтаксического принципа пунктуации;
- смыслового (логического) или интонационного принципа.
IV. По частотности:
- характерные для многих учащихся;
- индивидуальные.
|
V. Грубые и негрубые ошибки
Классификация ошибок служит основой для их исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения.
2.* Диагностика – это исследование частотности и причины ошибок. В результате анализа ошибок строится методика исправления и предупреждения ошибок, прогнозируется дальнейшее обучение, делаются определенные акценты в обучении, выделяются приоритетные темы курса, методы и приемы.
На основе анализа и статистических обобщений установлено, что в начальных классах самыми частотными оказываются:
а) ошибки на безударные гласные, преимущественно в корне слова, на употребление звонких и глухих согласных;
б) ошибки на правописание гласных и согласных в непроверяемых словах;
в) ошибки от слабой орфографической зоркости, от неумения увидеть орфограмму.
Причины ошибок классифицируются так:
первое место – бедность или пассивность словаря, мешающая быстро и правильно находить проверочные слова;
второе место – слабая зоркость: ученик не видит орфограммы, не слышит безударного гласного;
третье место – ученик плохо разбирается в морфемном составе слова, не обнаруживает границ корня в слове.
У каждого типа ошибок – свои причины, и очень важно, чтобы сам ученик, допустивший ошибку, понял ее причину. Это существенно повышает осознание познавательного процесса самим учеником.
3.Согласно школьной традиции, все допущенные учениками ошибки должны быть исправлены. И не только в тетради ученика, но и в его сознании, в его памяти.
1) Наилучший способ исправления – индивидуальная работа, ибо сами ошибки носят личностный, индивидуальный характер. Ученик и учитель вместе проверяют написанное, находят ошибку: учитель создает такую ситуацию, в которой ученик сам находит ошибку, определяет ее тип, анализирует причины. Вместе они выясняют способы проверки и исправления. К сожалению, такая методика отнимает много времени.
|
2) Другой вариант: учитель проверяет тетради, находит ошибки, отмечает их, но сам исправляет лишь в трудных случаях. В остальных – ограничивается отметкой на полях условными знаками, чтобы ученик сам нашел и исправил ошибку. Операция исправления завершается в индивидуальной работе, помощь учителя – эпизодическая.
При проверке тетрадей нужно помнить, что ошибки, повторяющиеся несколько раз в одном и том же слове, считаются за одну. Различают ошибки однотипные и неоднотипные. Однотипные ошибки исправляются, выносятся на поля и, кроме одной ошибки, обводятся в кружок, т.к. они при подведении итогов не считаются.
* Однотипные – ошибки в словах, написание которых определяется грамматическими показателями (например, падежные окончания имен существительных, личные окончания глаголов, правописание приставок на -з-, -с-).
* Неоднотипные – ошибки, каждая из которых считается отдельной ошибкой. Неоднотипными считаются ошибки в словах, написание которых проверяется своим проверочным словом (например, безударная гласная, сомнительные согласные, непроизносимые согласные).
3) Третий способ – фронтальная проверка написанного общего текста с устным комментированием всех или выбранных (учителем) орфограмм. При этом каждый ученик, прослушивая комментарий, находит свои ошибки и исправляет их при общем наблюдении учителя. Метод удобен для такого класса, где достигнут высокий уровень самостоятельности и сознательности учащихся.
|
Надо приучать детей работать над допущенными ошибками: после проверки тетради учителем ребенок начинает работу с записи «работа над ошибками» (в 1 классе можно не писать).
Для работы над ошибками, свойственными большинству, на одном из уроков выделяется фрагмент продолжительностью в 20 минут на единую тему: повторение грамматико-орфографической темы, выполнение нескольких упражнений, обсуждение конкретных ошибок, составление примеров и задач самими учащимися и т.д. Такой фрагмент урока проводится обычно после контрольной работы или в конце изучаемой темы по совокупности накопившихся ошибок.
Уместны орфографические минутки («разминки») в начале урока: отчетливое проговаривание 5-10 слов, в которых ранее многими допускались ошибки. Практикуется также включение таких слов в упражнения, выполняемые устно или письменно на уроке. Также ученику задаются вопросы по его прежним ошибкам, когда он вызван отвечать к столу учителя или к доске.
Полезна для предупреждения ошибок работа с орфографическими словарями.
Способы предупредительной работы:
- на основе диагностики допущенных ошибок выделение «опасных» правил, слов, их сочетаний, типов орфограмм;
- соответствующие акценты в процессе изучения курса: усиление внимания к тем темам, вопросам, которые труднее усваиваются;
- отчетливое выделение перечня трудных слов для каждого класса, включение их в упражнения, вывешивание плакатов с этими словами и пр.;
- поощрение тех учащихся, которые сами преодолевают свои ошибки;
- воспитание уверенности учащихся в возможности достижения высокого уровня грамотного письма.