Способность творить - полезное качество, которое может пригодиться как в деловой сфере, так и обыденной жизни, но развить творческие способности непросто.
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.[12] Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.[13]
Творчество в общем смысле - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.[12]
Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
|
Согласно определению Я. А. Пономарёва, творчество в широком смысле слова есть всякое взаимодействие, ведущее к развитию; это механизм развития. Творчество - необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм.[11]
Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет: «…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…». [6]
С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения». [17]
|
Если говорить о творчестве как о процессе, тогда речь пойдет о творческом мышлении. Согласно словарю терминов, творческое мышление – это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.[13] Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Г. Уоллес [18] в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
1.Подготовка - формулирование задачи и попытки её решения.
2.Инкубация - временное отвлечение от задачи.
3.Озарение - появление интуитивного решения.
4.Проверка - испытание и/или реализация решения.
Надо заметить, что это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года. А. Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами. [13]
Стадии:
1. Вначале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.
2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и нерешённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает А.Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.
3. И, наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.
|
4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.
Любопытно отметить, что сходные с описанными А.Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.
1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но когда работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода. [11]
Психология выделяет общие и специальные способности.
К общим способностям относятся необходимые для всякой деятельности: наблюдательность, воображение, хорошая память и т.д. Эти качества необходимы для учебной работы и для овладения различными видами труда. В зависимости от преобладания тех или иных общих особенностей, школьников подразделяют на 3 типа:
1) мыслительный - хорошо развиты умственные способности;
2) художественный - особенно хорошо развиты художественные способности;
3) средний – примерно в равной степени развиты те и другие способности.
Специальными называются способности, необходимые не для всякой, а для лишь определенной деятельности: технические, математические, спортивные, музыкальные и другие. Есть ученики, у которых наблюдается быстрое развитие только одной какой-то способности, у других учеников могут одновременно развиваться различные. Они легко усваивают и физику и литературу, увлекаются спортом и музыкой [15].
Большую роль в формировании и развитии творческих способностей личности играют психофизиологические процессы (воображение, мышление, внимание и др.)
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений; или по-другому: воображение - мысленное воспроизведение чего-либо, кого-либо, фантазия. Воображение приходит в действие на том этапе познания, когда очень много неизвестного, оно порождено трудовой деятельностью человека и развивается на её основе.
Воображение бывает двух видов: репродуктивное (воссоздающее) и творческое. Воссоздающее воображение обеспечивает передачу информации от одного лица к другому и его можно отнести к конструктивным видам деятельности. Творческий процесс носит «расходящийся» характер. Лица творческих профессий движутся в своем поиске в разных направлениях – в соответствии со своим опытом и творческой индивидуальностью. Творческое воображение – это характер новизны создаваемого им продукта. С психологической точки зрения творческий акт – это решение остропроблемной задачи при напряжении умственных способностей. Творческая деятельность учащихся имеет иные масштабы, иной уровень, чем творческая деятельность взрослых. Все, что происходит в окружающем мире, оно происходит в пространстве, поэтому любой зрительный образ является пространственным. Пространственное воображение может возникать при восприятии наглядной информации и при восприятии словесной информации [4].
Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Мышление проявляется в разных качествах: предметно-действенном, наглядно-образном, абстрактном и владеет различными мыслительными операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование. [4].
Пространственное воображение и пространственное мышление имеют как сходство, так и различие.
Сходство заключается в общности изготовляемых объектов, которые отражаются каждым из этих процессов. В обоих случаях психический процесс включает:
1)некоторый исходный образ,
2)определенные умственные действия,
3)получение конечного информационного продукта.
Но между пространственным воображением и мышлением существуют различия:
– конечный результат и переработка исходного образа специфичны. При мышлении, для решения задачи требуется развернутое рассуждение (сравнение, изменение, счет и т.д.)
– второе различие связано с характером, масштабом и значением функций, которые выполняют воображение и мышление. При решении технических творческих задач воображение выступает в качестве вспомогательного процесса, а мышление – в роли главного, ведущего. [2].
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».
Немов Р. С. рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [5].
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.
Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Основным недостатком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящегося человека, готового к решению сложных и жизненных нестандартных проблем. Выход из такой ситуации только один – активное включение детей в деятельность творческого характера и развития творческих способностей [23].
Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи[1].
Творчество детей заключается в том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.
Пробуждения интереса к рукоделию, следует начинать с демонстрации пособия, творческих работ. Она рассчитана на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерски выполненного преподавателем [12].
Важнейшая задача трудового воспитания состоит в том, чтобы не только обучить детей навыкам качественного изготовления изделия, но и развивать чувство формы, умение создавать и оценивать сочетание цвета, композиции, гармонию, симметрию. Закон единства труда и красоты проявляется в их тесной взаимозависимости, стремясь сделать вещь добротнее, компактнее, экономичнее, удобнее, красивее[12].
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет определятся тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.
Что такое творческие способности на самом деле. Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [5].
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раннее созданное и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [11].