Программа кружка
«Умелые руки»
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство представляет собой значительную часть духовного богатства русского народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных с эстетизацией среды обитания человека. Характерным для них является органическое сочетание традиций и современности.
Производительный труд, связанный с обучением декоративно-прикладному искусству как одной из составляющих «Технологии», обогащает культуру воспитанников, приобщает их к творчеству, пробуждает стремление преобразовывать обычные материалы в декоративные формы и образы, в конечном итоге способствуя патриотическому, нравственно-эстетическому и трудовому воспитанию.
В современных условиях подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей трудовой деятельностью, профессиональном самоопределением имеет особое значение. Разрешить объективно существующую в обществе потребность в трудовом становлении молодежи может способствовать формирование у учащихся знаний, умений, приемов художественной обработки изделий из гипса.
Учебная программа «Умелые руки» является компилятивной и предназначена для углубленного изучения направления «изделия из гипса». Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ примерной программы среднего (полного) общего образования по «Технологии» (утвержденной Министерством образования Российской Федерации от 17.06.97. № 760/14), рабочей программы «Технология» (С.Н. Радомский, 2004) тематического планирования занятий по технологии в V-VIII классах (В.Н.Разумов, 2002) и личного опыта педагога.
|
Ребенку данного школьного возраста для поддержания интереса к предмету необходима постоянная смена видов деятельности, что учитывается в данной программе.
Необходимо отметить, что для плодотворной работы в данной области недостаточно обучения техническим приемам, процесс обучения должен быть творческим, важно воспитывать у школьников художественный вкус, развивать эстетические чувства, знакомить с лучшими образцами народного искусства.
Программа кружка разработана для школьников 5-6 классов. Участники кружка должны быть примерно одного возраста. Это необходимо для того, чтобы построить занятия соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий, правильно спланировать время для теоретических занятий и практической работы.
Программа обучения в кружке «Умелые ручки» рассчитана на один учебный год. На занятия отводится 78 часов.
В кружок рекомендуется включать 10-13 человек. Это обусловлено тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. Познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для детей форме.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
1. Обучающие:
- закрепление и расширение знаний о видах и техниках декоративно – прикладного искусства;
|
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
2. Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию учащихся;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
3. Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям;
- воспитание уважения к народным традициям;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание обучающихся;
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды для общения, развития творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Так как основная цель программы - это развитие творческого потенциала учащихся, перед началом работы кружка необходимо с помощью специальных методик (приложение 1) выявить первоначальный уровень развития творческих способностей, а затем в течение года еще несколько раз проводить подобные методики для того, чтобы отслеживать как развиваются творческие способности учащихся.