Программа деятельности на 2012-2015 г.г.
Кандидата на должность директора школы
Иванова Александра Юрьевича
Главной целью работы директора школы имени А.М. Горчакова я вижу сохранение и развитие положительного опыта работы школы, обеспечение развития школы на основе лучшего отечественного и зарубежного опыта, «достраивание» концепции школы и всех сопровождающих ее элементов. В основе моего видения школы – личностное развитие ребенка, его успешность и гармоничность, обеспечиваемая содержанием и особенностями образования в нашей школе. Условием этого является партнерство с семьями учеников, которые своей активной позицией вместе с педагогами изменяют школу.
- Школа имени А.М. Горчакова – традиции и положительный опыт
Школе имени А.М. Горчакова – 14 лет. Наша школа сегодня – это состоявшийся феномен в российском образовании. За 14 лет школа приобрела опыт организации качественного обучения, оптимального дополнения академических программ программами дополнительного образования. Разработаны документы, определяющие открытость и коллегиальность управления школой.
Задача директора – сохранить, зафиксировать и «поднимать планку» имеющегося опыта:
ü высокого качества обучения
ü индивидуальных образовательных маршрутов в 10-11 классах
ü предпрофильной подготовки и преподавания элективных курсов
ü ведения интегрированных курсов и совместной работы учителей («педагогические ансамбли»)
ü активности и результативности учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях и соревнованиях
ü проведения публичных экзаменов как системы развития исследовательских навыков учащихся
ü образовательных путешествий, походов и экскурсий
ü учебных проектов учащихся
ü совместных проектов педагогов кафедры искусств
ü интеграции основного и дополнительного образования, организации учебной деятельности в течении полного дня
ü организации физического воспитания (как комплекса утренней зарядки, уроков спорта и дополнительных спортивных занятий)
Как результат своей предстоящей деятельности по сохранению и развитию опыта школы я определяю:
ü Безусловное сохранение в образовательной программе школы уникальных и эффективных видов деятельности: образовательные путешествия, публичные экзамены, экскурсии, походы, физическое воспитание и музыкальное образование, школьные форумы
ü Разработка целостной программы «Образовательные путешествия» с 5 по 9 класс (в настоящее время существуют лишь программы отдельных путешествий)
ü Разработка программы «Походы» с 5 по 9 класс
ü Разработка программы «Встречи с интересными людьми» с 5 по 11 класс
ü Высокие результаты итоговой аттестации учеников 11 класса в 2013 г. и пробной аттестации 9 класса в 2015 г. (в десятке лучших результатов Санкт – Петербурга по каждому предмету на ЕГЭ)
ü Реализация в полном объеме новой программы «Физическая культура и спорт», особенно в части закаливания и дополнительных видов спорта
ü Предоставление возможности для каждого учащегося ежегодно участвовать в нескольких олимпиадах, конкурсах. конференциях
ü Дополнение программы предпрофильной подготовки (2014\2015 учебный год) предпрофессиональными пробами учащихся во внешней среде
ü Дополнение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся 11 классов в 2012\2013 учебном году возможностями предпрофессиональной практики в реальном секторе, социальных организациях и общественных структурах.
- На пути к идеалу: некоторые итоги деятельности
Школа имени А. М Горчакова создавалась и позиционирует себя как современная версия Царскосельского Лицея.
За время моей работы (с начала 2008 года) в совместной работе учредителя, директора и педагогов школы сформулирована миссия, цели и задачи школы. Практически «с нуля» создана нормативная база школы. Сделана часть «Партитура школы» – свода всех документов, описывающих и регламентирующих деятельность школы.
В организации учебного процесса создана вся нормативная база, определяющая процедуры разработки и утверждения программ по предметам и программ дополнительного образования. Разработан (и сохраняется ежегодно с небольшими коррективами) учебный план. С 2009 года обучение в старшем классе организовано по индивидуальным образовательным маршрутам, с возможностью выбора индивидуального профиля обучения. В 2010 и 2011 году впервые проведена аккредитация школы, что позволяет выдавать документы государственного образца выпускникам. Школа «социализировалась» и стала вполне презентабельной во внешней профессиональной и образовательной среде.
За четыре года в школе изменилась и материальная среда – футбольное поле, кабинет физики, мастерские ручного труда…хотелось и новый спортивный (актовый) зал и комплексную спортивную площадку, но понимаю всю ограниченность ресурсов.
Усилиями учредителя в школе оформлен коллегиальный стиль управления, кардинально изменен стиль отношения с родителями. Школа сейчас – это открытая социальная система, строящая партнерские отношения с родителями.
Идеальна ли школа сегодня? «Строительство» школы – это длительный процесс и мы еще не в конце пути. Школа не имеет в настоящий момент педагогической концепции, что связано с рассогласованностью педагогических ценностей педагогов. Образовательная программа (в части приоритетных педагогических технологий) формальна по этой же причине. Не завершена «партитура» в части кадровой и бюджетной политики школы. Мы пока еще недостаточно известны среди целевой аудитории родителей и не обеспечиваем конкурса при приеме в школу.
- О развитии школы
Что может быть «нервом» нашей школы, источником ее развития, стимулом для самосовершенствования? На какой новый виток развития в ближайшие три года мы можем выйти?
Первый и главный источник развития – учредитель школы.
Его видение, определение миссии школы и проектные инициативы создают ситуацию неустойчивого равновесия в школе, но в конечном итоге направлены на ее развитие.
Инициативы учредителя «Для общей пользы», «Ботик Петра I», «Кадровая политика», «Педагогические ансамбли», «Взаимопосещения уроков», «Учительские конкурсы» требуют программного оформления. Пока в проекте остается создание устойчивого финансового механизма школы, приобретение школой опыта работы без глубокой погруженности в нее учредителя.
Как результат своей предстоящей деятельности по поддержке и развитию инициатив учредителя школы я определяю:
ü Разработка в 2012 г программ «Для общей пользы», «Ботик Петра I» и пакета документов по кадровой политике
ü Уточнение (до 1 сентября 2012 г.) объема «Партитуры» и доработка до 1 января 2014 года «Партитуры» в полном объеме
ü Начало строительства ботика – не позднее декабря 2012 года
ü Разработка в 2012 г. положения о взаимопосещении уроков педагогами и родителями
ü Разработка мер организационной поддержки учительских конкурсов и организация конкурсов в 2013 году (показатель эффективности – количество участников первого тура не менее 10% от числа специалистов данной категории, имеющих право участия в конкурсе)
Позиция учредителя – создавать опыт будущих действий школы в условиях большей организационной и финансовой независимости от учредителя.
Для продвижения этих идей директору школы необходимо:
ü Разработать (в соответствии с законом «Об образовании») и предложить к рассмотрению договор школы с учредителем, фиксирующий полномочия, права и ответственность школы и учредителя
ü Стать непосредственным участником процесса продвижения школы в бизнес – среде, в сообществах социально ответственного бизнеса для привлечения потенциальных партнеров к наполнению эндаумент – фонда школы (показатель эффективности работы директора в 2012 г. – организация переговоров с не менее 5 крупными партнерами)
Школа не может развиваться, не развивая главное – содержание педагогической деятельности. Успешность каждого ребенка зависит и от мотивации (формируемой в большей степени семьей), но в большей степени – от того, каково содержание и формы получения образования учащимся.
Поэтому в торой фактор развития школы – новые педагогические идеи, реализуемые учителями в совместной педагогической деятельности.
Ведущей идеей современной школы стало компетентностное обучение. Важны не столько предметные знания (они, безусловно, необходимы) но и умение учиться, работать с информацией, самоорганизовываться, использовать разнообразные способы общения с людьми, понимать окружающую социальную жизнь и уметь действовать в разных социальных ситуациях.
Такие надпредметные (метапредметные) навыки не приобретаются автоматически, для их формирования (и диагностики ) необходима целенаправленная деятельность учителя. Эта деятельность педагогов, несомненно, должна быть совместной.
Актуальность перехода к обучению на основе компетентностного подхода связана с переходом всего российского образования на стандарты нового поколения, в основе которых именно формирование общеучебных умений. Наши абитуриенты 2015 года уже сейчас в начальной школе обучаются по новым стандартам. Включение в перечень формируемых компетенций социальных компетенций позволит выстроить систему воспитания в школе.
Как результат работы директора по развитию совместной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода я определяю:
ü Разработку к 1 сентября 2012 г.и реализация в 2012\2013 у.г. программы развития компетентностей в 7 классе, в 2013\2014 году в 8 и 5 классе, в 2014\2015 году-6 и 9 классы.
ü Переход на обучение по новым стандартам с 1 сентября 2015 г.
ü Организацию еженедельного педагогического семинара по созданию «Методической копилки» форм и методов работы педагогов
ü Проведение уроков – семинаров и мастер классов педагогов школы для коллег и родителей по формированию метапредметных навыков
ü Создание и публикация (ежегодно) методического пособия по развитию компетентностей учащегося
ü Ежемесячный семинар для родителей по проблемам формирования социальной компетентности учащихся
Совместность педагогической деятельности обеспечит новый смысл взаимопосещений уроков учителями, ибо совместная цель предопределяет необходимость анализа и обсуждения деятельности каждого педагога. Совместность педагогической деятельности позволит расширить число учительских микро – команд («педагогических ансамблей»). Компетентностный подход и индивидуализация логично позволит дифференцировать роли и позиции нескольких учителей одного предмета. на одном уроке, и создадут благоприятную среду для совместной работы педагогов.
В центре этой деятельности стоит индивидуальность ученика, его развитие и успех. Опрос родителей абитуриентов показал, что наиболее привлекательным подходом к обучению для семей учащихся видится индивидуализация обучения. Привлекательной является мобильная школа – активно откликающаяся на новации в системе образования и использующая лучший опыт российских и зарубежных школ, позволяющий достигать высокой эффективности обучения
Индивидуализация – это обучение в составе малых групп и индивидуально с учителем или самостоятельно, в своем индивидуальном темпе прохождения материала и с выбором глубины изучаемых предметов (но не менее стандарта обучения), возможностью гибко планировать время на изучение разных предметов.
Уже существующий опыт российских школ позволяет использовать технологии индивидуализации и новые формы организации учебного процесса.
Основной формой становится не урок, а учебное занятие – в группе, индивидуальное с учителем или самостоятельное, или как взаимообучение учащихся. Естественным следствием такой организации обучения становятся учебные проекты, практикумы, дискуссии. Интеграция компетентностного подхода и индивидуализации с гибкостью учебного процесса обеспечат значительную эффективность личностного развития ученика и его учебную успешность.
Школа имени А.М. Горчакова уже имеет небольшой фрагментарный опыт в этом направлении: модульная технология обучения на уроках русского языка, индивидуальные учебные планы музыкального образования, учебные проекты. Но речь идет о системных изменениях и системном развитии.
Как результат работы директора по обеспечению «мобильности» школы, использованию лучшего отечественного и зарубежного опыта я определяю:
ü Подготовка и не позднее 1 октября 2012 года внесение на рассмотрение Попечительского Совета стратегии развития школы на основе индивидуализации обучения и вариативности организационных форм обучения (стратегия, принятая Попечительским Советом станет обязательной для исполнения школой)
ü В 2012-2013 учебном году не менее чем по 3 учебным предметам 7 класса проведение обучение по модульной технологии с возможностью выбора индивидуального темпа, объема и глубины изучения предмета
ü В случае принятия Попечительским Советом идей индивидуализации и вариативности организационных форм обучения – переход с 1 сентября 2014 года на обучение на основе идеи индивидуализации
ü Организация не менее одного выездного практикума ежегодно учителей школы имени А.М. Горчакова для участия в мастер-классах по индивидуализации и вариативности организации обучения
ü Проведение непосредственно в школе не менее одного семинара – практикума ежегодно с участием учителей российских школ, имеющих опыт индивидуализации и вариативной организации обучения
Ресурсом развития школы является профессионализм педагогов. В школе немало учителей высокого класса. Тем не менее, проблема повышения квалификации в школе актуальна. Мне видится учитель школы как профессионал, активно взаимодействующий с профессиональным сообществом, умеющий учиться и увлеченный самообразованием. Особенно актуально повышение квалификации педагогов в сфере информационных технологий
Как результат работы директора по развитию профессионализма педагогов, я определяю:
ü Разработку индивидуальных ежегодных планов самообразования и повышения квалификации педагогов
ü Определение ежегодно ведущей проблемной темы для повышения квалификации и поведение краткосрочный курсов повышения квалификации по данной теме (в пределах 36 часов) непосредственно в школе
ü Организацию и проведение мастер классов (2-3 в год) педагогов школы для учительского сообщества Санкт – Петербурга
ü Поддержка участия педагогов школы в профессиональных конкурсах и конференциях
ü Публикации (2-3 в год) в профессиональных общероссийских журналах лучшего опыта педагогов школы
ü Организация взаимодействия кафедр школы с кафедрами ведущих ВУЗов Санкт – Петербурга для реализации совместных образовательных и методических проектов
Традицией школы и одновременно ресурсом ее дальнейшего развития является открытость школы и всех процессов, происходящих в ней, партнерство с родителями
Открытость – трудный выбор, но он состоялся для нашей школы. «Нормальная открытость» уроков стала уже привычна. «Открытый офис», открытость педагогических Советов, всех школьных событий стали нормой. Основой построения отношений с семьей является партнерство
Как результат работы директора по сохранению и развитию открытости школы, партнерства с родителями я определяю:
ü К 1 октября 2012 года – создание новой редакции сайта школы с расширением Интернет сервисов школьного сайта
ü Оснащение по одной учебной аудитории ежегодно для возможности проведения учебных занятий в он-лайн режиме
ü Коллегиальность (с обязательным участием родителей и школьных учительских микрокоманд) в планировании и организации деятельности классных руководителей
ü Внесение изменений в договор с родителями о посещении уроков и занятий по программам дополнительного образования
ü Обсуждение с родителями и определение оптимальной формы самоорганизации родительского сообщества (как варианты – родительский комитет, родительский клуб, родительский форум)
ü Презентация опыта работы школы в профессиональной среде и целевой аудитории (на 2-3 педагогических форумах, конференциях ежегодно в Санкт-Петербурге и на 1-2 всероссийских конференциях, форумах)
ü Обобщение опыта работы школы по коллегиальному стилю управления школой, открытости и партнерству с родителями в диссертационной работе (до апреля 2015 г.)
Отдельным результатом деятельности директора определяю организацию набора в школу в 2013 и 2015 году с конкурсом не менее 2-3 кандидата на одно место.
- Субъективно о себе
Возможно, я не слишком часто и не очень громко рассказывал о себе…
Есть некоторые вещи, которые именно сейчас я хотел бы сказать
ü Мне чрезвычайно нравится наша школа возможностью быть причастным к созданию нового уникального феномена в российском образовании
ü Мне нравится быть постоянно погруженным в работу, и мой рабочий день продолжается дома еще несколько часов
ü Мне нравится учиться самому, и каждый год я добавляю в свой профессиональный багаж новые квалификации
ü Мне нравиться искать и использовать новое в своей работе
ü Я считаю основой построения отношений между людьми открытость и доверительность
ü Я полагаю, что человеком в жизни движет любопытство, стремление к новому, ответственность за свои поступки
ü
ü Я предпочитаю открытость отношений, нежели кулуарность и сплетни
ü Я считаю манипуляции людьми неэффективными и разрушающими отношения
ü Мне неинтересно работать в культуре индивидуализма
ü Я считаю бессмысленной работой без определения цели