Объем дисциплины и виды учебной работы




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

С.1.ДВ.1

По ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Рекомендуется для направления подготовки специальности

Лечебное дело

Квалификация (степень) выпускника – специалист

Специальное звание - врач

Лечебный факультет

Очная форма обучения

СОГЛАСОВАНО Декан лечебного факультета доцент А.Г. Сонис ____________________ «___» ______________ 20__г.   СОГЛАСОВАНО Председатель методической комиссии по специальности профессор И.Л. Давыдкин __________________ «___» ______________ 20__г.   Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и культурологии (протокол № 5,от 15.02.2012) Заведующий кафедрой профессор Е.Я.Бурлина ________________________ «____» ____________20__г.
   

Самара 2012


Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки лечебное дело 060101, утвержденным приказом № 1118 Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.11.10.

Составители:

Бурлина Е.Я., д.ф.н., проф., заведующий кафедрой философии и культурологии СамГМУ.

 

Голубинов Я.А., к.и.н., преподаватель кафедры философии и культурологии.

 

 

Рецензенты:

 

Афанасьевский В.Л., к.ф.н., доцент кафедры философии СГОАН.

 

Карпенко Л.Б., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой классического и зарубежного языкознания Самарской Православной Духовной Семинарии.

 


1. Цели и задачи дисциплины:

Цель – формирование у студента представления о специфике христианской антропологии как концепции христианской религии о человеке, обществе, взаимоотношении людей друг с другом и обществом в целом, а также об отношении христианства к основным проблем этики, связанным с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными религиозными текстами.

Задачи:

- развитие у студентов умения вести диалог с представителями разных религий по вопросам, касающимся профессиональной медицинской деятельности, логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии и полемики в условиях межкультурного и межконфессионального диалога.

- дать студентам основные сведения о специфике христианского мировоззрения, лежащего в основе всей современной европейской культуры, показать основные взаимосвязи с философией и частными науками.

- познакомить студентов с содержанием христианских доктрин и их претворением в культуре, их роль становлении личности, возвышении его культурного и духовного потенциала;

- помочь будущим врачам понять общность христианской и общечеловеческой позиции по важнейшим проблемам современной медицины.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Христианская антропология» относится к дисциплинам по выбору «Гуманитарного, социального и экономического цикла».

- предшествуют изучению данной дисциплины: история Отечества, экономика, филология и лингвистика профессионального медицинского общения.

- параллельно изучаются: история медицины, иностранный язык, латинский язык, правоведение, психология и педагогика.

- является предшествующей для таких дисциплин, как: философия, биоэтика.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

 

Студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (1) (ОК1)

- к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (4) (ОК-5)

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– основные антропологические концепции и место христианской антропологии среди них;

– влияние христианской антропологии на европейскую и русскую культуры;

– об отличии христианских конфессий друг от друга и от других мировых и национальных религий;

– о влиянии христианства на развитие медицины как науки и медицинской практики на Западе и в России.

Уметь:

– относиться уважительно и толерантно к различным религиозно-мировоззренческим проблемам;

– использовать положения и категории христианской антропологии для понимания произведений культуры и искусства;

– вести диалог по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

Владеть:

– навыками восприятия и анализа текстов, имеющих религиозное содержание;

– навыками восприятия произведений культуры и искусства, имеющих религиозное содержание;

– навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе: - -
Лекции    
Практические занятия (ПЗ) - -
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе: -  
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат - -
Другие виды самостоятельной работы    
Написание эссе    
Подготовка электронной презентации к докладу    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Общая трудоемкость час зач. ед.   зачет
       

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование подраздела дисциплины Содержание раздела Коды компетенций Формы рубежного контроля
Раздел 1. Основы христианской антропологии
1. Общество, религия и культура. Религия как социокультурный феномен: взаимопроникновение религии и культуры. Учение о человеке в мировых религиях: христианство, буддизм, ислам. Образы религиозных пророков и культура народов. ОК-1(1) ОК-5(4) Тест
2. Христианская антропология в ряду антропологических учений. История антропологических идей: представления о человеке в Античности, в Средние века, в эпоху Возрождения, в Новое время. Философская антропология. Биологическая антропология. Культурная антропология. Принципиальные особенности антропологии в мировых религиях: буддизм, христианство, ислам. ОК-1(1) ОК-5(4) Тест
3. Формирование христианских конфессий. Возникновение и первые века христианства. Взаимодействие между Ветхим и Новым Заветом. Разделение церквей. Православие. Католицизм. Протестантизм. ОК-1(1) ОК-5(4) Тест
4. Православие как часть культуры и истории России Византия и русская Православная Церковь. Влияние Православия на становление Древнерусского государства. Объединяющая роль Церкви в ордынский период и период раздробленности. «Москва – Третий Рим». Церковный Раскол, его причины и последствия. Старообрядчество. ОК-1(1) ОК-5(4) Эссе
5. Православие и современное российское общества Христианская антропология и ее адаптация к условиям национальной и региональной культуры, к ценностям и социальным структурам. Отношение РПЦ к другим христианским конфессиям, мировым и национальным религиям. ОК-1(1) ОК-5(4) Тест
6. Проблема свободы и личности в христианской антропологии Мировоззренческие основы христианской антропологии. Грех и праведная жизнь. Абсолютная и относительная свобода. Свобода как дар Божий человеку. Понимание свободы как независимости от греха. Понятие личности в христианской антропологии. Дух, душа и тело. Ответственность человека за свои деяния. ОК-1(1) ОК-5(4) Тест
Раздел 2. Воплощение в культуре христианской антропологической парадигмы
7. Образы христианства в мировой культуре Эстетика христианства. Типы церковного убранства и типы национальных культур. Храм как модель Вселенной. Икона. Образы христианства в эпоху Средневековья, Возрождения и барокко. Образы современных церквей: архитектура и пластика. ОК-1(1) ОК-5(4) Эссе
8. Образы христианства в русской культуре Школы древне-русской живописи. Андрей Рублев и идеалы духовной красоты начала 15-го в. Христианская и культурная антропология в творчестве русских художников второй половины 19-го в: А.Иванов, Н. Ге и др. ОК-1(1) ОК-5(4) Тест
9. Образ человека в ораториях, «Страстях» и других синтетических формах Христианская антропология в духовной музыке. Оратории, Реквиемы, Страсти: И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Дж. Верди, П. Чайковский, С. Танеев, Алфеев (Митрополит Илларион). ОК-1(1) ОК-5(4) Тест
9. Христианская антропология в русской художественной литературе: влияние на общество и культуру Христианские образы и символы в творчестве Ф. Достоевского; М. Булгакова; Ч. Айтматова и других писателей.   ОК-1(1) ОК-5(4) Тест
10. Христианская антропология и медицина. Влияние христианства на развитие медицины как науки и медицинской практики на Западе и в России. Образ врача как пастора, священника и просветителя. Роль веры в жизни и деятельности российских врачей: от Н. И. Пирогова до В.Ф. Войно-Ясенецкого. Благоговение перед жизнью: вера и деятельность А. Швейцера. ОК-1(1) ОК-5(4) Эссе


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: