РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
С.1.ДВ.1
По ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Рекомендуется для направления подготовки специальности
Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника – специалист
Специальное звание - врач
Лечебный факультет
Очная форма обучения
СОГЛАСОВАНО Декан лечебного факультета доцент А.Г. Сонис ____________________ «___» ______________ 20__г. | СОГЛАСОВАНО Председатель методической комиссии по специальности профессор И.Л. Давыдкин __________________ «___» ______________ 20__г. | Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и культурологии (протокол № 5,от 15.02.2012) Заведующий кафедрой профессор Е.Я.Бурлина ________________________ «____» ____________20__г. |
Самара 2012
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки лечебное дело 060101, утвержденным приказом № 1118 Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.11.10.
Составители:
Бурлина Е.Я., д.ф.н., проф., заведующий кафедрой философии и культурологии СамГМУ.
Голубинов Я.А., к.и.н., преподаватель кафедры философии и культурологии.
Рецензенты:
Афанасьевский В.Л., к.ф.н., доцент кафедры философии СГОАН.
Карпенко Л.Б., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой классического и зарубежного языкознания Самарской Православной Духовной Семинарии.
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель – формирование у студента представления о специфике христианской антропологии как концепции христианской религии о человеке, обществе, взаимоотношении людей друг с другом и обществом в целом, а также об отношении христианства к основным проблем этики, связанным с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными религиозными текстами.
Задачи:
- развитие у студентов умения вести диалог с представителями разных религий по вопросам, касающимся профессиональной медицинской деятельности, логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии и полемики в условиях межкультурного и межконфессионального диалога.
- дать студентам основные сведения о специфике христианского мировоззрения, лежащего в основе всей современной европейской культуры, показать основные взаимосвязи с философией и частными науками.
- познакомить студентов с содержанием христианских доктрин и их претворением в культуре, их роль становлении личности, возвышении его культурного и духовного потенциала;
- помочь будущим врачам понять общность христианской и общечеловеческой позиции по важнейшим проблемам современной медицины.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Христианская антропология» относится к дисциплинам по выбору «Гуманитарного, социального и экономического цикла».
- предшествуют изучению данной дисциплины: история Отечества, экономика, филология и лингвистика профессионального медицинского общения.
- параллельно изучаются: история медицины, иностранный язык, латинский язык, правоведение, психология и педагогика.
- является предшествующей для таких дисциплин, как: философия, биоэтика.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (1) (ОК1)
- к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (4) (ОК-5)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– основные антропологические концепции и место христианской антропологии среди них;
– влияние христианской антропологии на европейскую и русскую культуры;
– об отличии христианских конфессий друг от друга и от других мировых и национальных религий;
– о влиянии христианства на развитие медицины как науки и медицинской практики на Западе и в России.
Уметь:
– относиться уважительно и толерантно к различным религиозно-мировоззренческим проблемам;
– использовать положения и категории христианской антропологии для понимания произведений культуры и искусства;
– вести диалог по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
Владеть:
– навыками восприятия и анализа текстов, имеющих религиозное содержание;
– навыками восприятия произведений культуры и искусства, имеющих религиозное содержание;
– навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | - | - |
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | - | - |
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | - | |
Курсовой проект (работа) | - | - |
Расчетно-графические работы | - | - |
Реферат | - | - |
Другие виды самостоятельной работы | ||
Написание эссе | ||
Подготовка электронной презентации к докладу | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Общая трудоемкость час зач. ед. | зачет | |
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование подраздела дисциплины | Содержание раздела | Коды компетенций | Формы рубежного контроля |
Раздел 1. Основы христианской антропологии | ||||
1. | Общество, религия и культура. | Религия как социокультурный феномен: взаимопроникновение религии и культуры. Учение о человеке в мировых религиях: христианство, буддизм, ислам. Образы религиозных пророков и культура народов. | ОК-1(1) ОК-5(4) | Тест |
2. | Христианская антропология в ряду антропологических учений. | История антропологических идей: представления о человеке в Античности, в Средние века, в эпоху Возрождения, в Новое время. Философская антропология. Биологическая антропология. Культурная антропология. Принципиальные особенности антропологии в мировых религиях: буддизм, христианство, ислам. | ОК-1(1) ОК-5(4) | Тест |
3. | Формирование христианских конфессий. | Возникновение и первые века христианства. Взаимодействие между Ветхим и Новым Заветом. Разделение церквей. Православие. Католицизм. Протестантизм. | ОК-1(1) ОК-5(4) | Тест |
4. | Православие как часть культуры и истории России | Византия и русская Православная Церковь. Влияние Православия на становление Древнерусского государства. Объединяющая роль Церкви в ордынский период и период раздробленности. «Москва – Третий Рим». Церковный Раскол, его причины и последствия. Старообрядчество. | ОК-1(1) ОК-5(4) | Эссе |
5. | Православие и современное российское общества | Христианская антропология и ее адаптация к условиям национальной и региональной культуры, к ценностям и социальным структурам. Отношение РПЦ к другим христианским конфессиям, мировым и национальным религиям. | ОК-1(1) ОК-5(4) | Тест |
6. | Проблема свободы и личности в христианской антропологии | Мировоззренческие основы христианской антропологии. Грех и праведная жизнь. Абсолютная и относительная свобода. Свобода как дар Божий человеку. Понимание свободы как независимости от греха. Понятие личности в христианской антропологии. Дух, душа и тело. Ответственность человека за свои деяния. | ОК-1(1) ОК-5(4) | Тест |
Раздел 2. Воплощение в культуре христианской антропологической парадигмы | ||||
7. | Образы христианства в мировой культуре | Эстетика христианства. Типы церковного убранства и типы национальных культур. Храм как модель Вселенной. Икона. Образы христианства в эпоху Средневековья, Возрождения и барокко. Образы современных церквей: архитектура и пластика. | ОК-1(1) ОК-5(4) | Эссе |
8. | Образы христианства в русской культуре | Школы древне-русской живописи. Андрей Рублев и идеалы духовной красоты начала 15-го в. Христианская и культурная антропология в творчестве русских художников второй половины 19-го в: А.Иванов, Н. Ге и др. | ОК-1(1) ОК-5(4) | Тест |
9. | Образ человека в ораториях, «Страстях» и других синтетических формах | Христианская антропология в духовной музыке. Оратории, Реквиемы, Страсти: И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Дж. Верди, П. Чайковский, С. Танеев, Алфеев (Митрополит Илларион). | ОК-1(1) ОК-5(4) | Тест |
9. | Христианская антропология в русской художественной литературе: влияние на общество и культуру | Христианские образы и символы в творчестве Ф. Достоевского; М. Булгакова; Ч. Айтматова и других писателей. | ОК-1(1) ОК-5(4) | Тест |
10. | Христианская антропология и медицина. | Влияние христианства на развитие медицины как науки и медицинской практики на Западе и в России. Образ врача как пастора, священника и просветителя. Роль веры в жизни и деятельности российских врачей: от Н. И. Пирогова до В.Ф. Войно-Ясенецкого. Благоговение перед жизнью: вера и деятельность А. Швейцера. | ОК-1(1) ОК-5(4) | Эссе |