Лекция 1. Гос. служба РФ. Понятие, принципы, основные направления развития в современных условиях.
1) Сущность гос. службы и ее правовые основы
2) Структура гос. службы РФ
3) Принципы организации и функционирования
4) Основные направления развития
Гос. служба и само понятие службы используются в разных аспектах, но чаще всего мы подразумеваем какую-то деятельность(осознанную, целенаправленную), структуру (противопожарную).
Если говорим о гос. службе,то подразумеваем деятельность.
Гос. служба, ее характер, сущность определяются тем гос-ом,которым она создана. Наша страна была подвергнута коренным преобразованиям, отказались от советской системы и перешли к федеральному, демократическому, светскому, социальному, правовому гос-ву в форме президентской республики.
Задача: сформировать гос. службу, которая будет соответствовать принципам демократизма, демократии, законности, социальности, федерализма. Должна соответствовать идеям разделения власти, политического и идеологического плюрализма, равенства возможностей. Но с другой стороны мы должны понимать, что отсутствие гос.службы, отвечающей этим принципам, означает отсутствие такого гос-ва.
Необходима гос. служба, которая будет являться приоритетной, направляющей силой общества. Не нужна коррупция, бюрократия и т.д.
Гос. служба - это особый канал связи власти и общества.
Все те, кто хочет процветания гос-ва, те должны заботиться о его развитии и развитии гос. службы.
ГС - одна из несущих конструкций гос-ва. Нам нужна ГС, которая бы обеспечивала демократизм, законность и порядок в стране. Должна гармонизировать связи межлу гос-ом и гражданами. Должна на деле олицетворять идеалы справедливости, законности и порядка. Наша страна находится на 1-ом этапе.
|
Бюрократия - это аппарат ГС. Это особый слой специалистов, задействованных в системе ГС.
В соответствии с действующим закон-ом, понятие гос. службы трактуется: это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий гос-ва, фед. органов гос. власти, субъектов, органов гос. власти субъектов РФ, лиц, которые замещают гос. должности,которые учреждаются Конституцией на уровне фед.органов, и лиц, которые замещают должности на уровне субъектов РФ.
Лекция 2.
Публично-правовая модель государственной службы возникает, когда одно из лиц является государством. Между гражданином, который становится чиновником, и государством заключается договор. Он становится особым служащим, он отдает свою судьбу государству, служит не себе, а другим (отчеству и обществу).
Частно-правовая модель гос.службы возникает при правовых отношениях между юридическими и частными лицами.
Гос. служба в широком и узком смысле.
В широком - все служебные отношения, связанные с бюджетными отношениями (с государственной службой: железнодорожник, преподаватель гос. университета).
В узком - только отношения в рамках органов государственной власти.
Президент, министры, депутаты не являются гос. служащими. Они являются только гос. деятелями. Лицо, заменяющее гос. службу. Гос. служащие: заместители министров, члены Администрации Президента и т.д.)
Лекция 3.Структура гос. службы
|
Гос. служба это сложное социальное явление и имеет свою структуру, каждый элемент этой службы обладает своим статусом, отличается какими-то чертами.
Фед. закон о системе гос. службы структурирует гос. службу по 2-м критериям:
1) по уровням гос. службы
2) по видам гос. службы
Поскольку наше государство федеративное и гос.управление представлено 2-мя уровнями, соответственно, и гос. служба делится на:
1) федеральную
2) уровне субъектов, но также на местном уровне организуется муниципальная служба.
Федеральная гос. служба организуется в федеральных органах власти: Администрации Президента, аппаратах палат парламента РФ, аппарате Правительства РФ, министерств, служб, агенств, судебных органов, Прокуратуры и т.д.
Причем, правовое регулирование и организация гос. службы осуществляется в центре-Москве, а вопросы кадров и т.д. - предмет ведения субъектов. Мы создаем единое пространство гос. управления.
С точки зрения видов гос. службы, она подразделяется на:
1) военную
2) правоохранительную
3) гражданскую
Военная служба - профессиональная служебная деятельность граждан РФ на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Правоохранительная - осуществляется на должностях в государственных органах правоохранительной системы, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Гражданская - профессиональная служебная деятельность на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных орагов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и должности субъектов РФ.
Структурировать гос. службу можно и по другим критериям:
1) по ветвям власти (служба в законодательных органах, в исполнительных, судебных)
2) по должностной структуре аппарата (на должностях руководителей, помощников и советников, специалистов, обеспечивающих специалистов)