молящимся вспомнить всю земную жизнь Христа и прожить её вместе с Ним.




Действия на литургии имеют символическую трактовку, которая позволяет

молящимся вспомнить всю земную жизнь Христа и прожить её вместе с Ним.

 
Перед проскомидией
 
  Накануне литургии в церковь приносят просфору, которая означает Деву Марию, когда родители привели Её в храм Господень.   Подражая пророку Захарии, который ввёл Деву Марию во святая святых, священник вносит просфору в алтарь.
   
  Когда священник полагает просфору в сосудохранительницу (ризницу) или другое какое-нибудь место в алтаре, тогда эта просфора означает годы, которые Дева Мария провела при храме.
 
Перенесение просфоры на жертвенник означает приход Богородицы с Иосифом в Вифлеем, где в вертепе Она и родила Иисуса Христа (поэтому просфора и имеет на себе изображение Его имени).    
 
Проскомидия символизирует собою рождение Христа и Его предназначенность на смерть
 
Так как Христос родился в безызвестности и о Нём почти не знали 30 лет, когда Он явил себя миру, то проскомидия совершается в алтаре при закрытых царских вратах.
Священник возглашает: «Благословен Бог наш…», полагая одновременно начало проскомидии и чтению на клиросе 3-го и 6-го часов.
  Жертвенник изображает собою вертеп (пещеру) и напоминает о Голгофе.
Изъятие Агнца из просфоры знаменует рождение Иисуса Христа. Над Агнцем священник изображает последующие страдания Христовы.
  Дискос знаменует ясли, в которые был положен младенец Иисус и Гроб Господень.
  Покрова означают пелены, которыми был повит Новорожденный Младенец и плащаницу при погребении Христа.
  Звездица знаменует собой звезду, которая привела волхвов в Вифлеем.
  Чаша, кадильница и фимиам напоминают дары, принесенные волхвами – злато, ладан и смирну.
 
Молитвы и славословия изображают поклонение и славословие пастухов и волхвов.  
 
В знак того, что рождение Иисусово было открыто не всему миру, царские врата остаются закрытыми, а открывается только завеса (горние двери). (открытие царских врат означает соединение неба с землей)  
 
Приуготовленные дары остаются в предложении (т.е. на жертвеннике), служа образом жития Иисуса в Назарете и в Капернауме.
 
На Литургии оглашенных вспоминаются явление Христа народу и проповедь Его и Апостолов.
 
Начинательные возгласы диакона и священника: «Благословено Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
Великая ектения: «Миром Господу помолимся».
 
Пророческие изречения знаменуют начальные времена пришествия Спасителя, когда Он уже пришёл, но ещё не явился людям.
 
Первый антифон: «Благослови, душе моя, Господа». Малая ектения: «Паки и паки…» Второй антифон: «Хвали, душе моя, Господа». Гимн «Единородный Сыне и Слове Божий». Малая ектения: «Паки и паки…» Третий антифон: Заповеди блаженства.
 
Малый вход с Евангелием толкуется как выступление Иисуса Христа на проповедь.  
 
  В знак того, что Бог явился к нам, открываются царские врата.   Перед Евангелием несут свечу, которая является знаком Иоанна Крестителя.   Евангелие символизирует собой Самого Спасителя, исходящего в первый раз на дело божественной проповеди: исходит Он тесной северной дверью, как бы неузнанный.  
«Приидите поклонимся…»  
Тропарь и кондак.  
«Господи, спаси благочестивыя…»  
Трисвятое.
 
Чтение «Апостола» означает призвание апостолов
 
Прокимен (отрывки из Священного Писания)  
Чтение Апостола (означает присутствие в храме самих апостолов).  
Каждение — это благоухание Святого Духа, которое изливается из «Апостола».  
Аллилуарий («аллилуиа» есть предвозвестник Евангелия, взывающий: Господь грядет).
 
 
Чтение Евангелия показывает, что пришедший Христос везде и всеми познан.  
 
«Премудрость, прости».  
ЧтениеЕвангелия (сейчас присутствует и говорит Сам Господь).   Алтарники стоят с зажжёнными свечами в знак того, что из Евангелия изливается Божественный свет.
Сугубая ектения   Эта ектения представляет земную жизнь Господа, когда за ним шли толпы народа с воплем: «Помилуй нас».    
 
Наступает время выхода из храма тех, кто еще не крещён.
 
  Ектения об оглашенных   Ектения с повелением оглашенным оставить храм.   Во время ектений священник раскрывает антиминс, лежащий на престоле и означающий в этом случае гроб Господень (пещеру), который Иосиф сделал сначала для себя, но потом посвятил Христу.   Закрытие царских врат означает, что проповедь Христа разделяет людей: для неверующих двери в Царство Небесное закрываются, а для уверовавших — открываются.  
 
Литургия верных соответствует периоду от страданий Иисуса Христа до сошествия Святого Духа на апостолов.
 
  Сокращённая великая ектенья    
Отверзаются царские врата   Пение 1-й части Херувимской песни  
 
Великий вход (перенесение даров с жертвенника на престол) олицетворяет Вход Господень в Иерусалим и шествие Христа на крестные страдания.    
 
  Пение 2-й части Херувимской песни   Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду.  
  Дары переносятся через амвон, чтобы вся Церковь участвовала в проводах Господа на Голгофу.    
  Поставление священной чаши и дискоса на престол – это снятие со креста и положение во гроб Тела Христова.
  Царские врата затворяют и завешивают завесой, что означает ночь, как во время погребения Иисуса Христа и стражу, приставленную к Его гробу.
 
При освящении Святых Даров воспоминается воскресение Иисуса Христа.
 
Приготовление молящихся к освящению приготовленных Даров  
 
Просительная ектения (О предложенных, честных Дарех)  
«Возлюбим друг друга…» (призыв всех верующих к соединению в братской любви).  
«Двери, двери премудростию вонмем». Отнимается завеса от царских врат.  
Символ веры Священники подъемлют воздух, как бы камень, приваленный ко гробу, потрясают его над гробом, представляя отверзение гроба, землетрясение и бегство стражей. Все это показывает и открытие завесы от царских врат.  
«Станем добре…»
«Горе имеим сердца»   Момент появления во аде Самого Избавителя и возведение из ада умерших.
 
Воспоминание Тайной Вечери
 
 

 


С начала освящения Святых Даров до

времени причащения, престол означает

горницу, где Христос совершил Тайную вечерю.

 

 

 
Евхаристический канон (Анафора) (происходит преложение или пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы)  
 
  «Благодарим Господа». «Достойно и праведно есть…».   «Тебе поем…» (освящение Святых Даров).   «Достойно есть…» (прославление Божией Матери). «И всех, и вся…» (поминовение живых и умерших).
 
Приготовление верующих ко Святому Причащению
 
Просительная ектения (об освященных честных Дарах).   «Отче наш»   «Святая Святым…» (возношение Святых Даров). Причащение священнослужителей в алтаре и «причастный» стих.
 
Предпоследнее явление Святых Даров
 
  Причащение мирян   Святые Дары показываются народу, и это означает, что Иисус Христос воистину воскрес из мертвых, явился апостолам, а через них и всему миру.
 
Унесение Святых Даров в алтарь
 
  Это показывает, что Христос по воскресении из мертвых в течение 40 дней не всегда являлся Своим ученикам, потому что тело Его было уже прославленное.  
 
Вознесение Господне
 
Последнее явление Святых Даров
 
«Спаси, Боже, люди Твоя» (Благословение Спасителя апостолам перед вознесением, престол имеет значение горы Елеонской).   «Видехом Свет Истинный» (Каждение Даров означает благодать Святого Духа, дарованную апостолам Спасителем через дуновение).   «Всегда, ныне и присно» (Священник осеняет Святой Чашей молящихся указывая на вознесение Иисуса Христа на небо).   «Да исполнятся уста наша» (Перенесение Чаши с престола на жертвенник означает седение Иисуса Христа одесную Отца).  
 
Благодарение после причащения
 
Исполнение обетования Отца, то есть ниспослание Святого Духа на апостолов и через них призвание и обращение язычников, соединение всех людей в едино тело или церковь.
Благодарственная ектения за Причащение Заамвонная молитва "Буди имя Господне" и 33-й псалом Последнее благословение священника
               

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: