Действия на литургии имеют символическую трактовку, которая позволяет
молящимся вспомнить всю земную жизнь Христа и прожить её вместе с Ним.
Перед проскомидией | |||||||
Накануне литургии в церковь приносят просфору, которая означает Деву Марию, когда родители привели Её в храм Господень. Подражая пророку Захарии, который ввёл Деву Марию во святая святых, священник вносит просфору в алтарь. | |||||||
Когда священник полагает просфору в сосудохранительницу (ризницу) или другое какое-нибудь место в алтаре, тогда эта просфора означает годы, которые Дева Мария провела при храме. | |||||||
Перенесение просфоры на жертвенник означает приход Богородицы с Иосифом в Вифлеем, где в вертепе Она и родила Иисуса Христа (поэтому просфора и имеет на себе изображение Его имени). | |||||||
Проскомидия символизирует собою рождение Христа и Его предназначенность на смерть | |||||||
Так как Христос родился в безызвестности и о Нём почти не знали 30 лет, когда Он явил себя миру, то проскомидия совершается в алтаре при закрытых царских вратах. | |||||||
Священник возглашает: «Благословен Бог наш…», полагая одновременно начало проскомидии и чтению на клиросе 3-го и 6-го часов. | |||||||
Жертвенник изображает собою вертеп (пещеру) и напоминает о Голгофе. | |||||||
Изъятие Агнца из просфоры знаменует рождение Иисуса Христа. Над Агнцем священник изображает последующие страдания Христовы. | |||||||
Дискос знаменует ясли, в которые был положен младенец Иисус и Гроб Господень. | |||||||
Покрова означают пелены, которыми был повит Новорожденный Младенец и плащаницу при погребении Христа. | |||||||
Звездица знаменует собой звезду, которая привела волхвов в Вифлеем. | |||||||
Чаша, кадильница и фимиам напоминают дары, принесенные волхвами – злато, ладан и смирну. | |||||||
Молитвы и славословия изображают поклонение и славословие пастухов и волхвов. | |||||||
В знак того, что рождение Иисусово было открыто не всему миру, царские врата остаются закрытыми, а открывается только завеса (горние двери). (открытие царских врат означает соединение неба с землей) | |||||||
Приуготовленные дары остаются в предложении (т.е. на жертвеннике), служа образом жития Иисуса в Назарете и в Капернауме. | |||||||
На Литургии оглашенных вспоминаются явление Христа народу и проповедь Его и Апостолов. | |||||||
Начинательные возгласы диакона и священника: «Благословено Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». | |||||||
Великая ектения: «Миром Господу помолимся». | |||||||
Пророческие изречения знаменуют начальные времена пришествия Спасителя, когда Он уже пришёл, но ещё не явился людям. | |||||||
Первый антифон: «Благослови, душе моя, Господа». Малая ектения: «Паки и паки…» Второй антифон: «Хвали, душе моя, Господа». Гимн «Единородный Сыне и Слове Божий». Малая ектения: «Паки и паки…» Третий антифон: Заповеди блаженства. | |||||||
Малый вход с Евангелием толкуется как выступление Иисуса Христа на проповедь. | |||||||
В знак того, что Бог явился к нам, открываются царские врата. Перед Евангелием несут свечу, которая является знаком Иоанна Крестителя. Евангелие символизирует собой Самого Спасителя, исходящего в первый раз на дело божественной проповеди: исходит Он тесной северной дверью, как бы неузнанный. | |||||||
«Приидите поклонимся…» | |||||||
Тропарь и кондак. | |||||||
«Господи, спаси благочестивыя…» | |||||||
Трисвятое. | |||||||
Чтение «Апостола» означает призвание апостолов | |||||||
Прокимен (отрывки из Священного Писания) | |||||||
Чтение Апостола (означает присутствие в храме самих апостолов). | |||||||
Каждение — это благоухание Святого Духа, которое изливается из «Апостола». | |||||||
Аллилуарий («аллилуиа» есть предвозвестник Евангелия, взывающий: Господь грядет). | |||||||
Чтение Евангелия показывает, что пришедший Христос везде и всеми познан. | |||||||
«Премудрость, прости». | |||||||
ЧтениеЕвангелия (сейчас присутствует и говорит Сам Господь). Алтарники стоят с зажжёнными свечами в знак того, что из Евангелия изливается Божественный свет. | |||||||
Сугубая ектения Эта ектения представляет земную жизнь Господа, когда за ним шли толпы народа с воплем: «Помилуй нас». | |||||||
Наступает время выхода из храма тех, кто еще не крещён. | |||||||
Ектения об оглашенных Ектения с повелением оглашенным оставить храм. Во время ектений священник раскрывает антиминс, лежащий на престоле и означающий в этом случае гроб Господень (пещеру), который Иосиф сделал сначала для себя, но потом посвятил Христу. Закрытие царских врат означает, что проповедь Христа разделяет людей: для неверующих двери в Царство Небесное закрываются, а для уверовавших — открываются. | |||||||
Литургия верных соответствует периоду от страданий Иисуса Христа до сошествия Святого Духа на апостолов. | |||||||
Сокращённая великая ектенья | |||||||
Отверзаются царские врата Пение 1-й части Херувимской песни | |||||||
Великий вход (перенесение даров с жертвенника на престол) олицетворяет Вход Господень в Иерусалим и шествие Христа на крестные страдания. | |||||||
Пение 2-й части Херувимской песни Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. | |||||||
Дары переносятся через амвон, чтобы вся Церковь участвовала в проводах Господа на Голгофу. | |||||||
Поставление священной чаши и дискоса на престол – это снятие со креста и положение во гроб Тела Христова. | |||||||
Царские врата затворяют и завешивают завесой, что означает ночь, как во время погребения Иисуса Христа и стражу, приставленную к Его гробу. | |||||||
При освящении Святых Даров воспоминается воскресение Иисуса Христа. | |||||||
Приготовление молящихся к освящению приготовленных Даров | |||||||
Просительная ектения (О предложенных, честных Дарех) | |||||||
«Возлюбим друг друга…» (призыв всех верующих к соединению в братской любви). | |||||||
«Двери, двери премудростию вонмем». Отнимается завеса от царских врат. | |||||||
Символ веры Священники подъемлют воздух, как бы камень, приваленный ко гробу, потрясают его над гробом, представляя отверзение гроба, землетрясение и бегство стражей. Все это показывает и открытие завесы от царских врат. | |||||||
«Станем добре…» | |||||||
«Горе имеим сердца» Момент появления во аде Самого Избавителя и возведение из ада умерших. | |||||||
Воспоминание Тайной Вечери
С начала освящения Святых Даров до времени причащения, престол означает горницу, где Христос совершил Тайную вечерю.
| |||||||
Евхаристический канон (Анафора) (происходит преложение или пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы) | |||||||
«Благодарим Господа». «Достойно и праведно есть…». «Тебе поем…» (освящение Святых Даров). «Достойно есть…» (прославление Божией Матери). «И всех, и вся…» (поминовение живых и умерших). | |||||||
Приготовление верующих ко Святому Причащению | |||||||
Просительная ектения (об освященных честных Дарах). «Отче наш» «Святая Святым…» (возношение Святых Даров). Причащение священнослужителей в алтаре и «причастный» стих. | |||||||
Предпоследнее явление Святых Даров | |||||||
Причащение мирян Святые Дары показываются народу, и это означает, что Иисус Христос воистину воскрес из мертвых, явился апостолам, а через них и всему миру. | |||||||
Унесение Святых Даров в алтарь | |||||||
Это показывает, что Христос по воскресении из мертвых в течение 40 дней не всегда являлся Своим ученикам, потому что тело Его было уже прославленное. | |||||||
Вознесение Господне | |||||||
Последнее явление Святых Даров | |||||||
«Спаси, Боже, люди Твоя» (Благословение Спасителя апостолам перед вознесением, престол имеет значение горы Елеонской). «Видехом Свет Истинный» (Каждение Даров означает благодать Святого Духа, дарованную апостолам Спасителем через дуновение). «Всегда, ныне и присно» (Священник осеняет Святой Чашей молящихся указывая на вознесение Иисуса Христа на небо). «Да исполнятся уста наша» (Перенесение Чаши с престола на жертвенник означает седение Иисуса Христа одесную Отца). | |||||||
Благодарение после причащения | |||||||
Исполнение обетования Отца, то есть ниспослание Святого Духа на апостолов и через них призвание и обращение язычников, соединение всех людей в едино тело или церковь. | |||||||
Благодарственная ектения за Причащение Заамвонная молитва "Буди имя Господне" и 33-й псалом Последнее благословение священника | |||||||