вопрос Диагностика семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации




Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Диагностика семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

 

3 билет

1. Модели социальной работы.

1. На основе психолого-ориентированных теорий выделяются психолого-ориентированные модели социальной работы, которые связаны с возможностью оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. К таким моделям относятся следующие:

Ø экзистенциальная модель связана с экзистенциальными и феноме­нологическими подходами в психологии. При анализе поведения клиента важно учитывать, как он воспринимает и интерпрет­ирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. Ø гуманистическая модель определяется принципами гумани­стической психологии (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др

Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуаль­ной помощи клиенту с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки.

2. В рамках социолого-ориентированных теорий выделяются модели, тесно связанные с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на струк­турную социальную работу, связанную с оптимизацией деятель­ности учреждений социальной сферы, обеспечивающих соци­альную защиту различным социальным группам нуждающихся, а также ориентированы на повышение эффективности социальной политики в обществе. На основе теории системной социологии социальный ра­ботник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует нали­чие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов.

Ø Социально-радикальная модель. В ее основе лежат положения движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.). Данная модель проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп. Технология защиты и «наделения полномочиями» направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет влияния властных структур, классовой принадлежности (хотя не предполагает изме­нения самих угнетающих структур).

Ø Марксистская модель. Она основывается на понимании дея­тельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направлен­ных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе: социальный работник как социальный «контролер», со­циальный «стабилизатор», социальный «адвокат», социальный «врач». Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне.
Ø Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид

Наиболее распространенные технологии, используемые при работе с ролевой теорией, – это перемена ролей; групповая дискуссия (предметом которой, в частности, могут быть биография клиента, межличностные отношения в группе и т.д.);

Ø Социально-педагогическая модель особенно актуальна для России и Беларуси в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной работы с педагогической точки зрения.

Ø Когнитивная модель приобрела особую популярность в на­чале 1980-х гг. Один из главных принципов социальной работы данной модели – социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели – консультирование.

2 вопрос

Социальная диагностика в работе с семьей.

Соц. Диагностика- это технология, позволяющая выявить состояние объекта

Семья-это малая соц группа,объединенная супружескими или родственными связями,совместным ведением дом. Хоз-ва и взаимной моральной ответсвенностью.

Технология диагностирования проблем семьи основывается на ряде принципов:

- объективность - комплексный подход - достаточность –

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики - составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье.

Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д. Информация о семье может быть получена в ходе патронажа - посещения семьи на дому (см. приложение 1), что позволяет СП ближе познакомиться с ее членами, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с другом, семейные традиции, уровень педагогической культуры родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка), познакомиться с условиями жизни семьи, выявить возможные факторы риска (медицинские, социальные, бытовые). Таким образом, социальный патронаж - это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда СП находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью и предстоящем визите и его целях. По результатам патронажа составляется социальный паспорт семьи(акт обслудования семьи учащегося-соц педагог школы) Н аблюдение и беседа с членами семьи позволяет определить характер их отношений друг с другом, общую семейную атмосферу. Все необходимые показатели измеряются и анализируются (см. приложение 4). Анализ информации, полученной в ходе изучения семьи, позволяет сделать вывод о воспитательной активности семьи (см. приложение 5), уровне педагогической культуры родителей.

4 билет

1 вопрос Категории клиентов социальной работы: характеристика, классификации, особенности, проблемы.

Клиенты социальной работы нередко оказываются представителями социально слабых, уязвимых, экономически необеспеченных слоев населения

Клиенты социальной работы относятся к категориям: низкого риска, среднего риска, высокого риска и максимального риска. Для целей планирования социальных услуг полезно найти равновесие между риском и защитными факторами. Потребности клиента могут быть велики, но если у семьи клиента есть весьма обширный потенциал их удовлетворения, тогда интенсивность социальной поддержки может быть сокращена. Риску может быть дано количественное выражение относительно риска клиента (например, заброшенность, насилие, состояние здоровья), риска семьи (например, алкоголизм и наркомания) и социального риска (например, проблемы с жильем и трудоустройством).

1.Социальные группы (индивиды), которым оказывается социальная государственная помощь;

2. Социальные группы (индивиды), классифицируемые как девианты/делинквенты, которым требуется помощь в адаптации;

3. Рабочие и служащие, занятые в различных сферах (организациях и предприятиях), нуждающиеся в обеспечении социальным пакетом.

4 Широкие группы населения, объединяющиеся в общественные объединения для решения социальных проблем.

Отдельные индивиды, семьи, нуждающиеся в содействии в решении трудной жизненной ситуации.

Целью работы с индивидуальным случаем является организация самопомощи, то есть социальный работник решает задачу научить клиента справляться с его жизненными проблемами самостоятельно, грамотно используя ресурсы, предоставляемые системой государственных и частных организаций и учреждений.

Виды личностных проблем:Инвалидность Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, Сиротство – дети в возрасте до 18 лет, Безнадзорность –Малообеспеченность –.Безработица –Отсутствие определенного места жительства –

Виды социальных проблем:

Решение социальных проблем различных "клиентов" в процессе деятельности специалиста можно рассматривать через реализацию функций. В этом аспекте следует выделить следующие функции: специфическую, которая заключается в благотворном воздействии деятельности на динамику развития индивида и состояние его здоровья; социальную, способствующую социализации и интеграции индивида в общество; профессионально-прикладную, обеспечивающую достижение профессионализма в трудовой деятельности; информационную, позволяющую накопить, распространить и передать сведения о человеке, его возможностях, средствах и путях их увеличения; эстетическую, направленную на удовлетворение человеческих потребностей в совершенстве, здоровье и гармоническом развитии.

2 вопрос Адаптационные технологии в социальной работе с семьей и детьми.

Социальная адаптация – это приспособление человека к условиям новой соц. Среды.

Виды соц. Адаптации:

1) Социально-педагог. – адаптация к учеб. Процессу

2) Соц.психолог. – адаптация к психолог. Условиям

3) Соц.культур- адаптация к различным культурам

4) Соц.проф – к профессии

5) Соц-быт-к новым видам техники

Все видыадаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим является социальная. Полная социальная адаптация человека включает: - физиологическую, - управленческую, - экономическую, - педагогическую, - психологическую и профессиональную адаптацию.

Экономическая адаптация — сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов.

Педагогическая адаптация - приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

Психологическая адаптация — процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранение рецепторов от излишней нагрузки.

Профессиональная адаптация — приспособление индивида к ному виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности

Организационная (управленческая) - это процесс управления человеком своими возможностями, другими процессами для создания благоприятных условий и развития его социальной роли.

Схема процесса социальной адаптации:

1. Изменение социальной среды;

2. Возникновение адаптивной ситуации;

3. Возникновение адаптивных потребностей;

4. Потребность в изменении поведенческих качеств личности;

5. Изменение качеств личности;

6. Формирование и развитие адаптивных способностей.

 

5 билет

1 вопрос - Сферы социальной работы: характеристика, особенности, учреждения.

§ Основные сферы, социальной работы отражают те социальные сферы, в которых решаются проблемы (здравоохранение, образование, общественные места, производство и т. д.), влияют на формирование содержания социальной работы и определяются уровнем развития общества, его культуры, общественного сознания, идеологии, политики.

§ Методы социальной работы. — это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы.

§ Формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; выделяют как единичные мероприятия, так и систематические, многоуровневые, долгосрочные программы по решению жизненно важных клиентских проблем.

1. Национальный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе

2. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями.

3. Муниципальный уровень отражает прежде всего специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной защиты и отдела народного образования в решении проблем опеки и попечительства).

4. Локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.

5. Региональный, муниципальный и локальный уровень системы социальной работы характеризуется большей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.

Целесообразно выделить условия эффективности существования системы социальной работы:

§ культурная и социальная целесообразность социальной работы;

§ адекватность системы социальным задачам и реальным возможностям общества;

§ готовность и подготовленность общества к реализации предлагаемой системы социальной работы.

Институты социальной работы — учреждения, занимающиеся решением социальных проблем населения (социальные службы официального, неофициального, государственного, негосударственного, добровольно общественного характера). Каждый социальный институт имеет свои специфические задачи. Общемировой опыт социальной работы демонстрирует следующие типы институтов социальной работы: общепрофильные и специализированные

2 вопрос Технологии социальной реабилитации в социальной работе с семьей и детьми

Общая цель реабилитации состоит в том, чтобы совместными усилиями помочь человеку с физическими, психическими или психологическими ограничениями, обуслов­ленными болезнью, врожденной патологией или экзогенными повреждениями после лечения острого состояния с помощью комплексных мероприятий медицинского, педа­гогического, профессионального и общесоциального характера, найти свое место в обществе или вернуться к тому образу жизни в повседневной, общественной или профес­сиональной сфере, которого он достоин.

Реабилитационные мероприятия направлены на достижение следующих целей:

- развитие сохранных функций путем их активации и тренировки,

- заместительных фун­кций и способностей,

- компенсация возникших функциональных ограничений.

Различают меры медицинской, педагогической, профессиональной и социальной реабилитации:

Социальная реабилитация рассматривается также как система и процесс возврата людей к активной деятельности в обществе, в социальной среде, под которой подразумеваются окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, деятельности. В социальной реабилитации нуждаются люди, которые по тем или иным причинам выпали из социального контекста и находятся в состоянии дезадаптации. К ним могут относиться инвалиды, в особенности инвалиды с детства, дети, дети в трудной жизненной ситуации, лица без определенного места жительства и занятий, лица, освободившиеся из мест заключения, военнослужащие, беженцы, алкоголики, наркоманы и др. Программа социальной реабилитации - это система мероприятий, развивающих социальные возможности объекта реабилитации и окружающих его людей. Она включает отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок мероприятий, направленных на восстановление или приобретение социально-полезной активности, включение объекта в социальную среду как полезного её элемента Эта программа обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, организациями независимо от их форм и социальными службам. Для самого объекта реабилитации эта программа носит рекомендательный характер. Он вправе отказаться от того или иного вида, объёма или формы реабилитационных мероприятий, как и от всей программы в целом. Отказ освобождает органы власти и организации от ответственности за исполнение соответствующих частей или всей программы и не даёт объекту права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно...

В социальных службах программа реабилитации разрабатывается комиссией, состоящей из специалистов по социальной работе, педагогов, психологов. При необходимости в её состав включают врача-невролога психиатра.

 

6 билет

1 вопрос Социальная защита и социальное обслуживание как категории социальной работы

Социальная защита - система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантии, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемого уровня жизни населения в соответствие с конкретными условиями общественного развития;

Социальное обслуживание - комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, который способствует сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию самообеспечения и взаимопомощи;

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.

. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

- помощь должна носить реинтегрирующий характер;

- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

- социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

- механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

Социальное обслуживается базируется на принципах:

- доступности;

- добровольности;

- содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

- адресности,

- гуманности,

- профилактической направленности;

- законности и учета международных стандартов.

Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. Основными предпосылками ее развития являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной защиты прав и свобод человека. Основные цели социальной защиты - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

2 вопрос Технологии социальной профилактики в социальной работе с семьей и детьми

Социальная профилактика – это совокупность госуд-х,обществ-х,соц-мед-х,организац-х и иных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих соц. отклонения.

. Виды профилактики:

1. Первичная профилактика

2. Вторичная

3. Третичная профилактика

Принято различать профилактику общую и специальную.

Общая предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение тех ил иных проблем в обозримом будущем человека, либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.

Специальная профилактика - это система мер, направленных на решение определенной задачи (профилактика суицида у подростка и т.п.).

 

Объектами социальной профилактики могут являться:

Негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей;

• Негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органах управления;

• Негативные стороны межличностных отношений и поведения людей;

• Негативные стороны сознания и мышления человека.

Направления профилактической работы:

1. Организация соц среды

2. Информирование людей о последствиях тех или иных соц негатив явлений

3. Активное обучение социально-значимым навыкам

4. Организация альтернативной деятельности

5. Организация зож

 

 


Билет 7

Вопрос 1 Направления и уровни, формы и методы социальной работы.

Основ напрвл деят-ти связывают как правило с группами населения (дети, пожил, инвалиды, женщины), со сферами жизнедеятельности (образов, произво-во, здравоохранение, армия), по решаемым проблемам (безраюотица, девиантное поведение, малообеспеченность).

Уровни:
1. Федеральный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики.

2. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями

3. Муниципальный уровень отражает прежде всего специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной защиты и отдела народного образования в решении проблем опеки и попечительства).

4. Локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.

В зависимости от конкретных объектов выделяют следующие уровни: с индивидом, семьей, группой, населенным пунктом.

Формы социальной работы:

1) Социальная деятельность, направленная на

2) гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам и общностям, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации или реформирования отдельных элементов социальной системы.

2) Теория, изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества.

3) 3)Учебная дисциплина многоуровневого характера. Ее цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональных качеств будущего специалиста на основе теоретических знаний реализуемых в технологиях социальной работы.

Методы социальной работы — это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы... По степени общности можно выделить следующие группы методов:

1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества

2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование).

3. Частные, специальные методы — специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод «социальной биографии», семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.

. Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.
Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения.

Метод индивидуальной социальной работы Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией

Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп

2 вопрос Технологии социальной коррекции в социальной работе с семьей и детьми.

Социальная коррекция – это технология направленная на разрушения негативных установок, представлений, мотивов, ценностей, поведения и формирования новых позитивных мотивов, с целью адаптации человека в обществе.

Виды коррекции:

1. Психолог коррекция – направлена на изменение негативных психологических аспектов личности.

2. Педагог коррекция - направлена на корректирующие действия в образовательном процессе

3. Коррекция соц среды

4. Самокоррекция – ориентирована на самосовершенствование личности(самоизменение).

Виды социально-психологической коррекции семьи

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

· симптоматическую;

· каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии семьи.Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений.

2. По содержанию различают коррекцию в работе с семьей:

· поведенческих аспектов членов семьи;

· межличностных отношений: супружеских, коллективных; детско-родительских отношений; межпоколенных.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию: - индивидуальную с отдельными членами семьи; - групповую:

- в закрытой естественной группе - конкретная семья

- в открытой группе для семей-клиентов со сходными проблемами;

- смешанную форму (индивидуально--групповую).

. 5. По продолжительности:

· короткую(тренинг семьи)

· длительную (сопровождение семьи);

· сверхдлительную (психотерапия семьи).

7. По масштабу решаемых задач различают коррекцию: · общую; частную;· специальную.

8 билет

1 вопрос Система социального обеспечения в РФ

Социальное обеспечение - означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.

. Основой системы социального обеспечения является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы:

а)пенсионное страхование: б)медицинское страхование: в)страхование несчастных случаев на производстве: г) страхование по безработице.

Социальная помощь подразделяется следующим образом: а)охрана жизни: б)медицинская помощь: в)поддержка военным инвалидам. г)спасение от стихийных бедствий.

Самой важной функцией системы социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого уровня жизни населения. Структура такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального страхования, нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка социальным обслуживанием.

Второй важнейшей функцией можно назвать функцию перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение доходов". Еще одним структурным направлением, которое выполняет функцию "вертикального перераспределения", является социальное обслуживание. Функции "горизонтального распределения" выполняет социальное страхование.

Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации.

. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):

- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);

- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах):

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

- протезно-ортопедическую помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

- льготы и преимущества инвалидам.[8]

Система льгот по системе социального обеспечения предоставляемых государством адресована ветеранам, военнослужащим и их семьям, работникам МВД и их семьям и другим некоторым категориям граждан. Эти льготы включают скидки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте, скидку на установленную плату за пользование телефоном.

2 вопрос Социальное консультирование и посредничество в социальной работе с семьей и детьми.

Социальное консультирование — одно из направлений профессиональной деятельности, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту понять суть его трудной жизненной ситуации и предлагает различные варианты ее решения. Суть концепции консультирования состоит в том, что специалист, пользуясь своими профессиональными, научными знаниями, создает для другого человека условия, позволяющие ему открывать в себе новые возможности для решения возникшей проблемы.

В процессе консультирования решаются следующие задачи:

- оказание профессиональной помощи в связи с заявленной клиентом проблемой;

- информирование клиента о неиспользованных им возможностях;

- мобилизация скрытых ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;

- выявление основных направлений дальнейшего развития личности.

Консультирование проводится тогда, когда клиент сам пришел к специалисту со своей проблемой, т.е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь.

Консультирование представляет собой взаимодействие клиента и специалиста как минимум на двух уровнях: содержательном и психологическом.

На содержательном уровне клиент обращается с просьбой помочь ему в решении трудной жизненной ситуации, а специалист изучает суть возникшей проблемы и предлагает варианты возможного выхода из нее.

На психологическом уровне устанавливаются доверительные отношения между специалистом и клиентом, специалист формирует у клиента ус­тановку на самостоятельное решение возникших жизненных трудностей.

Виды консультативной помощи:

- Контактное консультирование проводится в ходе непосредственного общения специалиста с клиентом.

- Конкретное консультирование осуществляется в тех случаях, когда речь идет о какой-либо проблеме человека, группы, семьи и т.д.

- Программное консультирование — это двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, повысить качество оказываемых социальных услуг.

- Дистантное (заочное) консультирование предполагает общение с клиентом по телефону или посредством переписки.

Социальное консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах.

 

9 билет

1 вопрос Формы и виды социального обслуживания граждан.

В понятие «формы и виды социального обслуживания граждан» входит целый ряд услуг, оказываемых населению РФ. Этот перечень регламентирован российским законодательством и конкретизирован для каждого отдельного федеративного субъекта. За соблюдение оказания всех видов соц-услуг гражданам несут ответственность организации, занимающиеся надзорной деятельностью.

Ниже перечислены виды социальных услуг и дана их краткая характеристика.

· Социально-бытовые;

· социально-медицинские,

· социально-психологические,;

· социально-педагогические;

· социально-трудовые,;

· социально-правовые,;

· услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

Виды социально-бытовых услуг населению:

· в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания: обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами;

· в форме социального обслуживания на дому: покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания,.

· Виды услуг во всех формах социального обслуживания: предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход; отправка за счет средств получ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: