ОРИЕНТАЦИЯ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ




БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

КАФЕДРА ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

 

Л Е К Ц И Я

 

Отбор и ориентация в легкой атлетике

 

 

Исполнитель:

Доцент Сорока И.Н.

 

 

Минск 2002

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ

 

1. Введение.

2. Основные направления отбора ориентации в легкой атлетике.

3. Условия и этапы отбора.

4. Контрольные упражнения для отбора юных спортсменов:

а) прыгунов;

б) метателей;

в) бегунов на средние дистанции;

г) юных спринтеров.

5. Литература.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных и индивидуальных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, специфики избранного вида спорта.

Для достижения уровня мирового класса в легкой атлетике необходимо начинать тренироваться с детских лет. Важная роль в подготовке спортивной в подготовке спортивной смены принадлежит система отбора перспективных юных спортсменов. Практика показывает, что на начальных этапах спортивной тренировки не всегда удается отобрать тот контингент, который соответствует конкретному виду легкой атлетики. В связи с этим, в спортивных школах происходит большой отсев учащихся. Поэтому проблема спортивной ориентации и отбора находится в стадии становления и превратилась в самостоятельную науку.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТБОРА И

ОРИЕНТАЦИЯ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

 

Несмотря на многолетние имеющиеся данные, проблема отбора и ориентации наиболее талантливые люди, как самостоятельное направление, находится в стадии постоянного поиска.

Научно-обоснованные методы отбора "спортивных" детей в детско-юношеские спортивные школы, а такое прогнозирование их будущих результатов становятся важными этапами и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров международного класса.

Особенно актуальным является вопрос о своевременном выявлении способностей у детей и подростков, так как у них, по мере формирования и развития организации, двигательные и психические способности, дифференцируются. Различные их проявления становятся менее взаимосвязанными и все заметнее начинают обнаруживаться склонности к определенным видам двигательной деятельности. Известно, что дети школьного возраста широко привлекаются к занятиям в спортивных школах. Рациональная система отбора и спортивной ориентации позволяет своевременно выявить задатки и способности детей и подростков, создать благоприятные предпосылки для наиболее полного раскрытия их потенциальных возможностей. Объективная оценка индивидуальных особенностей юных спортсменов дается на основе коллективных исследований детей.

Даже такой интегральный показатель каким является спортивный результата, не может иметь решающего значения, в процессе отбора, особенно, это касается детей и подростков отдельно рассматриваемые морфологические, функциональные, биомеханические, психологические показатели недостаточны для проведения рационального спортивного отбора. Только на основе комплексной методики нужно осуществлять отбор детей и подростков для занятий спортом.

Профессор В.П. Филин предлагает такие понятия, как "спортивный отбор" и "спортивная ориентация". Спортивный отбор - это система ориентационно-методических мероприятий комплексного характера включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности детей и подростков.

Процесс отбора делится на три этапа (В.П. Филин, 1987 г.).

 

Таблица № 1

 

Основные задачи, этапы отбора Основные методы отбора
1. Предварительный отбор детей в спортивную школу. 1. Педагогические наблюдения. 2. Контрольные испытания (тесты). 3. Смотры-конкурсы по видам спорта. 4. Социологические исследования.
2. Углубленная проверка соответствия предварительного отображенного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успеш-ной специализации в избранном виде спорта. Зачисление детей и подростков в спортивную школу. 1. Педагогические наблюдения. 2. Контрольные испытания. 3. Соревновательные и контрольные прикидки. 4. Психологические исследования. 5. Медико-биологические исследования.  
3. Многолетнее систематическое изуче-ние каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного опре- деления его индивидуальной спортив-ной специализации. 1. Педагогические наблюдения. 2. Контрольные испытания. 3. Соревновательные и контрольные прикидки. 4. Медико-биологические исследования.  

 

Основными задачами первого этапа отбора является привлечением возможно большего количества одаренных в спортивном плане детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр организации начальной спортивной подготовки. К показателям, определяющим целесообразность привлечения детей к занятиям многими видами спорта относятся: рост, вес, особенности телосложения ребенка.

Задача второго этапа отбора - определение степени соответствия индивидуальных данных юных спортсменов требованиям, которые будут предъявлены к ним на этапе спортивного совершенствования. На этом этапе проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, соревнования и прикидки, медико-биологические и психологические обследования.

Задачи третьего этапа (этап спортивной ориентации) - многолетняя систематические изучения каждого учащегося спортивной школы для окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации.

 

УСЛОВИЯ И ЭТАПЫОТБОРА

 

Перспективность спортсмена определяется на основе его двигательного потенциала, возможности и необходимости дальнейшего развития физических качеств, совершенствование функциональных возможностей, организация, формирование новых двигательных навыков, способности к перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок. В этой связи, во-первых, необходимо определить врожденные, генетически обусловленные задатки спортсменов, так показываемый их наследственный статус, которые развиваются по вполне определенным (биологическим) программам. Затем необходимо оценить и в дальнейшем учитывать физическое развитие и уровень физических качеств. Критерием отбора юных спортсменов являются:

1. Положительная динамика спортивной работоспособности (спортивных результатов) на протяжении всего отборного этапа (включающего, как правило, серию отборочных соревнований).

2. Высокий уровень спортивных результатов к концу отборочного этапа.

3. "Тренируемость" спортсмена в серии отборных соревнований.

4. Наличие формирования и проявление высоких "бойцовских качеств".

5. Психическое устойчивость и высокая надежность выступлений во всей серии отборных соревнований.

Из основных понятий теории спортивного отбора В.М. Волков и В.П. Филин (1983) выделяют три: спортивный отбор, спортивная ориентация и спортивная селекция. В трактовке этих авторов, спортивный отбор - это комплекс организационных мероприятий по выявлению способных детей для данного вида спорта или группы видов спорта. Основной целью спортивного отбора, согласно общим теоретическим представлениям, считается поиск наиболее одаренных людей, способных достичь высоких результатов.

Спортивная селекция предусматривает отбор лучших на различных этапах спортивного совершенствования. Таким образом, в науке оформилось достаточно устойчивое мнение о том, что спортивный отбор - это самостоятельный вид социальной деятельности, предполагающий организованный поиск талантливых в спортивном отношении молодежи.

Задачами отбора на каждом этапе многолетней подготовки спортсменов определяются особенностями этих этапов. Ниже приводится таблица 2, которая отражает связь этапов отборов с этапами многолетней подготовки.

 

 

Таблица 2

Этапы отбора Задача Этап многолетней подготовки
Начальный Определение целесообразности занятий данным видом спорта. Начальной подготовки
Промежуточный Выявление у спортсменов способностей к эффективному спортивному совершенствованию. Предварительной и специализированной базовой подготовки.
Заключительный Определение у спортсменов возможности достижения результатов международного класса. Подготовка к высшим достижениям.

 

Как видно из таблицы, задачи отбора на этапе начальной базовой и подготовке к высшим достижениям по мнению авторов существенно отличаются. Эти отличия обуславливают выбор специфических методических средств или критериев для отбора на каждом этапе (В.Н. Платонов, В.А. Запорожанов, 1990). Для проведения начального отбора рекомендуется использовать комплекс морфологических и психологических показателей на второй ступени (промежуточный отбор) по мнению авторов необходимо добавлять социально-психологические и спортивно-педагогические показатели, позволяющие определить темпы роста мастерства, освоение техники, способность стабильно показывать, достаточно высокие результаты. На третьей ступени (заключительный отбор) выявляются способности спортсмена показывает результаты международного класса.

Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки в легкой атлетике определяются основной задачей первой ступени отбора - помочь ребенку правильно выбрать вид спорта. Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка является возраст, начала занятий спортом. Необходимым условием первоначального отбора у детей в ДЮСШ является проведение его после курса обязательного обучения детей началом видов спорта желательно, чтобы такой курс в не менее 30 занятий.

Опыт показывает, что при начальном обучении дети небольшого возраста и крепкого сложения лучше осваивают спортивную технику, быстрее прогрессируют. Однако, именно они "отсеиваются", как малоперспективные уже на первых этапах многолетней подготовки.

В то же время, худощавые, высокого роста дети, которые имеют серьезные затруждения с освоением техники, в последствии становятся спортсменами высокого класса.

Поэтому при начальном отборе, в первую очередь, необходимо ориентироваться на стабильные (в ходе развития и в малой степени зависящее от тренировочных воздействий) факторы. В наибольшей этим требованиям отвечают морфологические признаки.

Нужно начать с изменений тотальных размеров туловища в сочетании с визуальной оценкой внешнего вида ребенка. В большинстве циклических видов спорта важно отобрать для занятий детей потенциально высокого роста.

Полученный опытным путем метод основан на учете роста родителей и позволяет достаточно точно будущий рост юного спортсмена.

Рост мальчиков (рост матери х 1,08 + рост отца);

Рост девочек (рост отца х 0,923 + рост матери)

достаточно стабильными показателями являются: величины максимального потребления кислорода и кислородного долга, показатели отражающие устойчивость организма к гипоксии.

В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных особенностей детей. При этом предпочтение следует отдавать тем тестам, которые характеризуют двигательные способности, в значительной мере обусловленные природными задатками. Огромное значение при отборе детей в ДЮСШ имеет оценка состояния здоровья. важным моментом медицинского осмотра отбираемого для занятий спортом детей является сопоставление и биологического возраста детей существенное значение же ранее этапного отбора имеет и учет психического показателей. При первичном отборе основным психическим показателем являются желание новичка заниматься спортом, стремление получать высокие оценки при выполнении заданий, решительность и напористость в игровых ситуациях, смелость при выполнении незнакомых заданий.

На этапе спортивного совершенства ставиться задача выявить спортсменов, способных к достижению высших спортивных результатов на втором этапе многолетнего отбора большое значение приобретает оценки показателей, отражающие уровень функциональных возможностей различных систем организма. Особенно прогностичным является темп прироста таких показателей, как максимальное потребление кислорода, жизненная емкость легких, иммунный объем кровообращения и т.д.

Существенной стороной отбора на данном этапе является оценка техники выполнения различных специально-подготовительных упражнений эффективность отбора в значительной мере связана с оценкой у спортсменов основных показателей, характеризирующих уровень их специальной подготовленности и спортивного мастерства. Уровень развития физических качеств: скоростно-силовых, различных видов выносливости, гибкости, возможности системы эенргообеспечения, совершенства спортивной техники, экономность работы и т.д.

Оценка перечисленных способностей, наряду со спортивными результатами должно занимать большое место в отборе и ориентации спортсменов на втором и третьем этапе многолетней тренировки можно с уверенностью сказать, что совершенствование системы отбора перспективных спортсменов дальнейшему и росту спортивных результатов вместе с этим решения проблемы индивидуализации спортивной тренировки на этапах начальной спортивной специализации, углубленной тренировки и этапе спортивного совершенствования позволит лучше раскрыть особенности и направление тренировочного процесса на более поздних стадиях достижения высшего спортивного мастерства.

Контрольные упражнения и нормативы для отбора: бегунов на средние дистанции, юных спринтеров, прыгунов и метателей приведены в таблице в конце лекции.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бриль М.С., Филин В.П. Перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов. Теория и практика физической культуры. 1982, № 8, с. 30-32.

2. Замеченок В.Б., Никитушкин В.Г., В.П. Губа. Легкая атлетика: Критерии отбора.Терра сопрт. Москва 2000г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: