Алгоритм разбора ситуационных задач.




Методические указания для студентов 3 курса

Специальности 060101 Лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине «Патофизиология»

 

Составитель: ст. преподаватель Колодкина Е.В.

 

Тема: Аллергия. Виды, этиология, патогенез, клиническая характеристика, принципы диагностики и лечения иммунного повреждения при аллергических болезнях.

 

ЦЕЛЬ: способствовать формированию умения проводить патофизиологический анализ клинических состояний, связанных с аллергическими реакциями I, II, III, IV типа.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть вопросы, связанные с этиологией и патогенезом аллергий I, II, III, IV типов;

- изучить стадии аллергических реакций, основные медиаторы при разных типах аллергий, клинические проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии разных видов аллергий и аутоиммунных состояний;

- обучить методам разбора клинических ситуаций, связанных с аллергическими реакциями I, II, III, IV типов.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: Т и В типы иммунных реакций, их механизмы, эффекторные клетки, важнейшие цитокины, участвующие в иммунных реакциях.

После изучения темы: стадии аллергических реакций, основные медиаторы при разных типах аллергий, клинические проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии разных видов аллергий и аутоиммунных состояний.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: На примере ситуационных задач делать заключение о виде иммунного повреждения и принципах его патогенетической терапии.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте понятие аллергии, ее отличие от иммунитета.

2. Рассмотрите этиологические факторы, патогенез, клинические проявления, экспериментальные феномены, принципы диагностики и патогенетической терапии аллергии I, II, III и IV типа.

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

1. Приведите пример реакции, не развивающейся по I (реагиновому) типу иммунного повреждения:

1) крапивница

2) миастения гравис

3) «пылевая» бронхиальная астма

4) анафилактический шок

5) отек Квинке

 

2. Заболеванием, развивающимся преимущественно по II типу иммунного повреждения, является:

крапивница

1) сывороточная болезнь

2) иммунный агранулоцитоз

3) острый гломерулонефрит

4) аллергический альвеолит

 

3. Заболеванием, развивающимся преимущественно по III типу иммунного повреждения, является:

1) миастения гравис

2) сывороточная болезнь

3) иммунный агранулоцитоз

4) аутоиммунная гемолитическая анемия

 

4. Оптимальные сроки для воспроизведения анафилактического шока у морских свинок после проведения пассивной сенсибилизации:

1) 15-20 минут

2) 6-8 часов

3) 24 часа

4) 6-8 суток

5) 14-15 суток

 

5. Для аллергической реакции, развивающейся по I (реагиновому) типу иммунного повреждения, характерно:

1) ведущая роль в патогенезе иммуноглобулина класса Е

2) реакция начинает проявляться через 6-8 ч. и достигает максимума через 24-48 часов после повторного контакта с аллергеном

3) реакция проявляется через 16-28 часов после повторного контакта с аллергеном

4) в механизме развития проявлений заболевания основную роль играют лимфокины

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос
         

4) Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии (для клинических задач).

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

Задача №1 (с примером разбора).

Больной Г., 35 лет, рабочий, занятый на никелировании металлических изделий: погружает и извлекает из электролитической ванны детали. При поступлении в клинику предъявляет жалобы на зудящие высыпа­ния на коже кистей рук, раздражительность, нарушение сна. Из анамнеза выяснено, что два месяца тому назад отметил появление зудящих высыпаний на коже кистей рук. Безуспешно лечился димедролом и глюконатом кальция. При осмотре в клинике патологических изменений со стороны внутренних органов не выявлено. На коже кистей рук имеется распространенная папуло-везикулезная сыпь, расчесы, кровянистые корочки. Аппликационная проба с сульфатом никеля дала положительный результат. Тест на торможение миграции макрофагов с препаратом никеля положительный.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Вопросы:

1. Через какое время следует оценивать результат кожно-аппликационной пробы с сульфатом никеля (с момента постановки пробы)?

2. Объясните причины безуспешного применения димедрола и глюконата кальция.

Ответы:

1. Гиперчуствительность замедленного типа – IV тип по Джеллу и Кумбсу.

2. Сульфат никеля соединяется с белками кожи с образованием полного аллергена, происходит активация Т-лимфоцитов и привлечение моноцитов, образуется лимфоцитарно-моноцитарный инфильтрат и повреждаются клетки эпителия.

3. Лечение – исключение контакта с аллергеном, подавление иммунной реакции (мази с глюкокортикоидами).

4. Результат кожно-аппликационной пробы с сульфатом никеля следует оценивать через 24-72 часа.

5. Данные препараты уменьшают эффекты гистамина, который не является медиатором аллергии IV типа.

Задача №2. Если сенсибилизированной морской свинке ввести внутривенно какой-нибудь краситель (например, трипановой сини), а затем - внутрикожно антиген, то через 3~4 мин на месте внутрикожного введения анти­гена появляется окрашенное синее пятно (Феномен Овери).

Вопрос: можно ли подавить развитие феномена Овери а) денервацией участка кожи, в котором протекает реакция; б) введением антигистаминных препаратов?

Ответ:

Задача №3. Больная К., 10 лет, поступила в детскую инфекционную больницу с жалобами на плохое самочувствие, болезненность в горле при глотании. Температура тела 38,5° С. При осмотре зева обнаружена отечность, слабая гиперемия и грязно-серый фибринозный налет на миндалинах. При снятии налета поверхность миндалин кровоточит. Шейные лимфоузлы справа увеличены, слегка болезненны. На основании обследования поставлен диагноз: дифтерия зева. Ребенку назначено введение 6000 АЕ противодифтерийной сыворотки. С учетом того, что год назад ребенку вводилась противостолбнячная сыворотка, серотерапия проведена по методу Безредка: сначала подкожно введено 0,25 мл сыворотки, а через 3 часа - внутримышечно остальное количество.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Почему сыворотку вводили дробными дозами?

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для вузов + CD.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008

 

Дополнительная

1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

3. Руководство к занятиям по патофизиологии / Под ред. П.Ф.Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 128 с.

4. Задачи и тестовые задания по патофизиологии: Учебное пособие / Под ред. П.Ф.Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

 

Методические указания подготовлены:

ст. преподаватель Колодкина Е.В. _____________

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 8 от «27» февраля 2012 г.

Зав. кафедрой: ________________________ А.П. Спицин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: