Культурно-историческая школа в литературоведении.




Задание:

1. Изучить содержание соответствующей лекции, других источников.

2. Изучить по хрестоматии и составить конспекты указанных ниже работ. Подготовить ответы на основные вопросы.

Тексты и основные вопросы:

I. Художественно-биографическая критика Ш.-О. Сент-Бева.

Текст: Ш.-О. Сент-Бёв «Пьер Корнель» (1829) // Хрестоматия по теории литературы. С. 336-338.

1. В чем состоит значение биографической литературы?

2. «Момент истины» в понимании творческой биографии писателя.

3. Три основных влияния, формирующие художника.

4. Взаимосвязь литературного творчества и критики в литературном процессе.

5. «Художественный элемент» у СентБёва.

Текст: Ш.-О. Сент-Бёв «Дидро» (1831) // Хрестоматия. С. 339-341.

1. Принципы работы биографа - критика.

2. Художественное творчество и развитие культуры.

3. Искусство и совершенство. «Художественный элемент критики Сент-Бёва».

4. Сделать обобщение о критике Ш.-О. Сент-Бёва на основании изученных фрагментов.

Тема № 6: Культурно-историческая школа

Текст: И.Тэн «Философия искусства» // Хрестоматия. С. 345-351.

1. Общая характеристика исследовательского метода И.Тэна (гл. I).

2. Искусство и вопрос о подражании в работе И.Тэна: диалектическое развитие мысли (гл. II-IV).

3. Определения основного характера изображаемого предмета и художественного произведения в целом (V).

4. Позитивистские элементы в критике И.Тэна.

5. Сделать обобщение о методе И.Тэна на основании изученного фрагмента.

 

 

Тема № 7: Литературоведение и метапсихологияЗ.Фрейда

Задание:

1. Изучить содержание соответствующей лекции, других источников.

2. Законспектировать указанные ниже тексты и подготовить ответы на вопросы.

Тексты:

Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Университета, 1990.

Фрейд З. Поэт и фантазия // Вопросы литературы. 1990. N 8. С. 160-166

Фрейда З. Достоевский и отцеубийство // Вопросы литературы\. 1990. N8. С.. 167-181 (индивидуальное задание).

Григорьев И. Психоанализ как метод исследования художественной литературы. // З. Фрейд, психоанализ и русская мысль - М.: Республика, 1994.(Изучить и законспектировать гл. 1 - 4, с. 221-229).

Основные вопросы:

1. Теория художественного творчества по З. Фрейду (общая характеристика по материалам лекции).

2. \Леонардо да Винчи. Воспоминания детства\ З.Фрейда как образец психоаналитической практики в области искусства (выступление по индивидуальному заданию).

3. Основные положения статьи З.Фрейда \Поэт и фантазия\. Последовательный и подробный разбор текста статьи с комментариями.

4. Конструктивная критика и преодоление односторонности метода Фрейда в статье И. Григорьева «Психоанализ как метод исследования художественной литературы»

5. Охарактеризовать статью З.Фрейда \Достоевский и отцеубийство\ (выступление по индивидуальному заданию, возможно участие нескольких студентов).

Дополнительная литература:

3. Подборка статей З. Фрейда и других авторов, а также статья А. Гугнина «Зигмунд Фрейд - повторение пройденного?» в журнале \Вопросы литературы\ 1990. N 8.

4. Фрейд З. Психология бессознательного - М.: Просвещение, 1989.

5. З.Фрейд, психоанализ и русская мысль - М.: Республика, 1994.

Тема № 8: Формальная школа в русском литературоведении.

Статьи В.Б. Шкловского

Задание:

1. Изучить содержание соответствующей лекции, других источников.

2. Законспектировать указанные ниже тексты и подготовить ответы на вопросы.

Тексты и основные вопросы:

Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (1914 - 1933) - М.: Советский писатель, 1990. Статьи «Воскрешение слова». С. 36 - 42; «Искусство как прием». С. 58 - 72.

1. Формальная школа в русском литературоведении и её основные принципы (по материалам лекции).

2. Различение прозаического и поэтического языков.

3. Историческая жизнь произведения искусства, проблема понимания. Искусство и жизнь современного человека.

4. «Воскрешение слова» и формы нового искусства.

5. Искусство и «мышление образами»: полемика с Потебней и Овсянико-Куликовским в эссе «Искусство как приём»:

а) искусство и образы, о значении приёмов в искусстве;

б) искусство и восприятие.

6. Искусство и «закон экономии творческих сил». Полемика со Спенсером, А.Н. Веселовским и А. Белым.

7. Автоматизация восприятия и задачи искусства. Определение искусства.

8. Описательное определение приёма остранения. Примеры остранения в литературе (Толстой и др.)

9. Значение формальной школы для русского и европейского литературоведения.

 

Тема 9: Литературное произведение как художественное целое

Задание:

1. При подготовке к ответу на основные вопросы занятия следует использовать материал лекции, учебников и учебных пособий по истории литературы.

2. Отрывки из статей, указанные ниже, необходимо законспектировать по книге: Введение в литературоведение: Хрестоматия: Под ред. П.А. Николаева. М.: Высшая школа, 1988. Страницы указаны по этому изданию.

Тексты и основные вопросы:

1. Понятие содержания и формы литературно-художественного произведения:

а) всеобщность содержания и формы;

б) органическое единство и взаимопроникновение содержания и формы литературного произведения; гегелевское понятие содержания и формы;

в) первоначально организующая роль художественного содержания и активность художественной формы.

2. В.Г. Белинский и Л.Н. Толстой о целостности художественного произведения.

Статьи:

В.Г. Белинский \Герой нашего времени\ Сочинение М.Ю.Лермонтова (С. 168, 169).

Л.Н. Толстой \Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана\ (С. 169).

3. Л.Н.Толстой о сущности художественного произведения, об органичности его художественного мира и задачах критики.

Статья: Л.Н. Толстой \Письма к Н.Н. Страхову\ (С. 169-170).

4. Понятие внутреннего мира художественного произведения.

Статья: Д.С.Лихачёв \Внутренний мир художественного произведения (С. 194-198).

5. Составить конспект статьи А.П. Скафтымова \К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы\ (С. 173-178).

6. Методология литературоведения и проблема единства содержания и формы.

Статья: А.С. Бушмин \Об аналитическом рассмотрении художественного произведения\ (С. 185-189).

7. Теория литературного произведения и её значение в литературоведческой науке.

Тема № 10: Литературоведение XX века. М.М. Бахтин «Ответ на вопрос редакции «Нового мира». Методологические проблемы теории М.М. Бахтина. Статьи «К методологии литературоведения», «Слово в романе»

Задание:

1. Изучить соответствующую лекцию, а также лекцию о герменевтике Гадамера.

2. Изучить и законспектировать указанные ниже тексты М. Бахтина. Самостоятельно выделить основные понятия, попытаться определить их в соответствии с логикой исследования.

3. Установить качество литературоведческой позиции М. Бахтина в предложенных текстах. Показать значение методологии М.М. Бахтина в европейском культурном развитии.

Тексты:

Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции \Нового мира\ // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 347 - 354.

Отрывки из указанных ниже текстов М.М. Бахтина даны в хрестоматии \Введение в литературоведение\ - М., 1988. Страницы указаны по этому изданию.

1. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Введение в литературоведение: Хрестоматия: Под ред. П.А. Николаева. М.: Высшая школа, 1988. С. 189-192, С. 449-450.

2. Бахтин М.М. Слово в романе // Там же, с. 339-341, с. 146-148.

3. Бахтин М.М. Эпос и роман // Там же, с. 417-420.

 

 

Тема № 11. Вопросы теории литературы в эстетике Гегеля

Задание: Изучить фрагменты из трактата Гегеля. Ответить на проставленные в связи с текстом вопросы. Сделать самостоятельно необходимые записи в тетради для практических занятий.

Вопросы:

1. О духовной сущности искусства. Прекрасное в природе и прекрасное в искусстве (с. 156-157).

2. Апология науки об искусстве (с. 157-158):

а) почему искусство достойно научного анализа? (метафизическое понимание искусства);

б) значение искусства как формы общественного сознания, познавательное значение искусства (с. 158).

3. О соотношении формы и содержания в искусстве (с. 158-160):

а) необходимое условие возможности художественного изображения (с. 159);

б) о конкретности как критерии истинности содержания искусства (159).

в) об индивидуальности формы и образа;

г) о единстве содержания и формы (с. 160).

4. Понятие идеи прекрасного, или идеала (художественного образа) (с. 161-163):

а) смысл формулы: \идея как действительность, получившая соответственно своему понятию форму, есть идеал\ (с. 161);

б) идеал как таковой, характер постижения сущности в искусстве (с. 162-163).

 

Источники:

1. Лекция по теории литературы.

2. Гегель \Лекции по эстетики\ // Хрестоматия по теории литературы. М., 1982. Страницы даны по этому изданию.

 

Тема № 12. Основные вопросы литературного творчества в эстетике А. Шопенгауэра

Задание: изучить текст «Основные идеи эстетики» А. Шопенгауэра по предложенному плану. Ответить на основные вопросы к тексту.

Вопросы:

1. Общая характеристика учения А. Шопенгауэра.

2. А. Шопенгауэр о сущности искусства (§36, с. 413-424). Гений:

а) искусство как род эстетического созерцания;

б) понятие \чистого познающего субъекта\;

в) гений и фантазия;

г) гений и рассудительность, гений и безумство.

3. Сущность и назначение произведения искусства и художника (§ 37, с. 424, 425).

4. О субъективном и эстетическом роде воззрения и объекте эстетического созерцания (§38, с. 425, 430, §41, с. 439-440).

Качество и источник эстетического наслаждения (§42, с. 443).

Виды искусства (§43, с. 443; §44, с. 449-451).

6. Искусство и вопрос о подражании. Понятие идеала (§45, с. 451-454).

7. Понятие характера в эстетике А. Шопенгауэр (§45, с. 455, 456).

8. Значение эстетических взглядов А.Шопенгауэра.

Источники:

Шопенгауэр А. Основные идеи эстетики // Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992, с. 413-472.

 

Тема №13. Искусствоведческие труды З. Фрейда

Задание: На практическом занятии по теории искусства у З. Фрейда рассматриваются два источника, которые изучаются самостоятельно по желанию.

Тексты и основные вопросы для понимания содержания:

I. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Вопросы литературы\. 1990. N8. С. 167-181.

1. Основные методологические предпосылки теории Фрейда, данные в статье.

2. Особенности биографического подхода у Фрейда, исключительное внимание к специфическим факторам, которые влияют на развитие психики, а не изучение социальных, идеологических, культурно-исторических предпосылок воспитания индивидуума.

3. О значении инфантильных переживаний Ф.М. Достоевского для формирования его психологического типа.

4. Анализ клинических симптомов и этиология эпилепсии Достоевского в интерпретации З. Фрейда.

5. Художественные особенности романов Ф.М. Достоевского в свете теории бессознательного З. Фрейда.

II. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Университета, 1990.

1. Постановка проблемы психоаналитического изучения художественного творчества. Обоснование выбора художественного наследия Леонардо да Винчи.

2. Анализ разнообразных материалов по биографии Леонардо в непосредственной соотнесении с его высказываниями о творчестве.

3. Интерпретация художественных произведений Леонардо в связи с психоаналитическим и мифологическим материалом.

4. Итоговые выводы о характере творчества Леонардо в свете теории Фрейда.

 

Тема № 14. Концепция художественного творчества К.Г.Юнга (эссе \Психология и поэтическое творчество\)

Задание: Прочитать эссе К.-Г. Юнга «Психология и поэтическое творчество», изучить материал соответствующей лекции, ответить на основные вопросы к теме..

Текст: Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 103-118.

Основные вопросы для понимания содержания:

1. Психология и искусствознание. Две основные взаимосвязанные проблемы изучения: произведение и автор - две части эссе Юнга.

2. Критика психоанализа Фрейда и проблема психологического изучение искусства.

3. Классификация произведений искусства и виды творчества: психологическое и визионерское творчество.

4. Художественное произведение как выражение коллективного опыта, коллективной психики. Понятие «коллективного бессознательного».

5. О сверхличном в художественном творчестве, о порождающей сущности художника-медиума, которым говорит коллективная психика человечества.

6. Значение психоаналитической теории художественного творчества К.-Г. Юнга.

 

Основная литература

23..Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 2000, 2004.

24. Поспелов Г.Н. Теория литературы. - М., 1978.

25. Гуляев Н.А. Теория литературы. - 2 изд. - М., 1985.

26. Хрестоматия по теории литературы. Сост. Л.Н. Осьмакова. - М., 1982.

27. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2-х т. / Под ред. Н.Д Тамарченко. - М., 2004.

28. Теория литературы. Т.IV. Литературный процесс. - М.,2001.

29. Теория литературы. Т. III. Роды и жанры. - М., 2003

30. Теория литературы. Т. I. Литература. - М., 2005.

31. Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н. Поспелова. - М., 1988.

32. Введение в литературоведение. Хрестоматия. - М., 1988.

33. Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. - М., 1999.

34. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. - М., 1962.

35. Теория литературы. Роды и жанры литературы. - М., 1964.

36. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. - М., 1965.

37. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М., 1999.

38. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М., 1987.

39. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.

40. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. - М.,1996.

41. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. - М., 1999.

42. Современная западная философия. Словарь. - М., 1991.

43. Егорова Л.П. Технология литературоведческого исследования / учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2001.

44. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. - М., 1991.

19. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1976.

20. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М., 2005.

 

Дополнительная литература.

35. Аверинцев С.С. Поэты. - М., 1996.

36. Афанасьев А.Н. Древо жизни. - М., 1982.

37. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. - М.. 1990.

38. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.. 1986.

39. Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 5. - М., 1997.

40. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. - М., 1989.

41. Борев Ю. Эстетика. - М., 1988.

42. Бродский И. Форма времени. Соч. в 2-х тт. - Минск, 1992.

43. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1989.

44. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. - М., 2003.

45. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М., 1989.

46. Гадамер Г. - Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991.

47. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. - М., 1987.

48. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

49. Кандинский О духовном в искусстве. - М., 1992.

50. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993.

51. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М.. 1988.

52. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970.

53. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.

54. Лихачёв Д.С. О филологии. - М.. 1989.

55. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1 - М., 1990.

56. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М.. 1991.

57. Сакулин П.Н. Фиолология и культурология. - М., 1990.

58. Сартр Ж. - П. Стена. - М., 1992.

59. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. - М., 2006.

60. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.

61. Тэн И. Философия искусства. - М., 1996.

62. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.

63. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. - М., 1990.

64. Шкловский В.Б. Гамбургский счёт. - М., 1990.

65. Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М.,1992.

66. Эйхенбаум Б. О литературе. - М., 1987.

67. Элиот Т.С. Назначение поэзии. - М., 1997.

68. Юнг К. - Г. Феномен духа в искусстве и науке / Собр. соч., т. 15. - М., 1990.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: