«Бренд города Покачи: базовые смыслы и модель идентичности»
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 3 Стратегического планирования туристической отрасли Туристско-информационным центром МАУ «Краеведческий музей» 18 января 2019 года организована и проведена форсайт-сессия ««Бренд города Покачи: базовые смыслы и модель идентичности».
Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц обговорить свое будущее, каким они его видят. Форсайт – это рывок вперед, который должен привести к развитию территории. А бренд – это тот инструмент, который объединит этих людей, поскольку бренд – это не логотип, не эмблема и даже не слоган, бренд – это душа города, то, что отличает Покачи и его жителей от других людей. Именно поиску идей бренда и была посвящена форсайт-сессия.
Для организации и проведения форсайта была создана рабочая группа, в которую вошли представители структурных подразделений администрации города Покачи, курирующие образование, культуру, спорт, молодежную политику, поддержку малого и среднего предпринимательства, финансы и экономику. Возглавила рабочую группу заместитель главы города Гвоздь Галина Дмитриевна.
Для освещения мероприятия и его результатов были привлечены волонтеры Центра экологической коммуникации Регионального молодежного общественного экологического движения «Третья планета от Солнца». Все информационные материалы, фото и видео размещены в официальной группе ТИЦ г. Покачи (социальная сеть Вконтакте), в СМИ города.
На мероприятии присутствовали сотрудники администрации города, представители некоммерческих организаций и муниципальных учреждений, а также индивидуальные предприниматели – все те люди, которые неравнодушны к развитию нашего молодого города. Общее число участников превысило 50 человек.
|
Форсайт-сессия проходила в формате деловой игры. Сначала участникам предложили написать слова, которые ассоциируются с городом Покачи. После обработки результатов стало понятно, что лидирующие позиции заняли слова «детство», «уют», «тайга», «спорт», «нефть» и словосочетание «все свои», которое, на наш взгляд, очень четко описывает внутригородское сообщество.
ТОП-50 ассоциаций с рейтингом встречаемости:
№ | Ассоциация | Встречаемость |
Детство | ||
Уют | ||
Тайга | ||
Спорт | ||
Многонациональность | ||
Нефть | ||
Комфорт | ||
Отдаленность | ||
Грибы | ||
Дружба | ||
Мороз | ||
Маленький | ||
Чистота | ||
Мошка | ||
Компактность | ||
Семья | ||
Безопасность | ||
Все свои | ||
Ягода | ||
Молодой | ||
Север | ||
Снег | ||
Доступность | ||
Голубое | ||
Доброта | ||
Ханты | ||
Клюква | ||
Брусника | ||
Разноцветный | ||
Теплота | ||
Природа | ||
Болото | ||
Рыбалка | ||
Красивый | ||
Перспективный | ||
Молодежь | ||
Спокойствие | ||
Удобство | ||
Благоустроенность | ||
Яркий | ||
Дом | ||
Работа | ||
Стабильность | ||
Белые ночи | ||
Талант | ||
Праздники | ||
Зима | ||
Комары | ||
Отзывчивость | ||
Дары |
|
Визуализация ассоциаций:
Далее участников разделили на пять команд: генераторов, проблематизаторов, решателей, продюсеров и экспортеров. У каждой из этих групп были свои определенные обязанности. Генераторы находили уникальности, свойственные только нашему городу, проблематизаторы выдвигали проблемы, а решатели, соответственно их решали, а экспортеры предлагали механизмы продвижения идеи на рынке Югры и России. Продюсеры выслушивали каждый из предложенных проектов и выдвигали свои вариации его усовершенствования. Полученный материал не является окончательными механизмами, а является базой для дальнейшей работы бренд-группы.
В качестве продюсеров были выбраны представители учреждений образования, культуры, спорта, индивидуальные предприниматели, представители некоммерческих организаций и органов власти – 6 продюсеров.
1. По направлению «Образование» были выявлены следующие особенности г. Покачи:
- 100%-ная обеспеченность детскими садами;
- материально-техническое оснащение образовательных организаций;
- высокий рейтинг образовательных организаций;
- обучение всех школьников в 1 смену;
- безопасность для детей;
- большой спектр дополнительного образования;
- отсутствие Вузов, что приводит к оттоку молодежи
Проблемы системы образования были указаны следующие:
- отсутствие научных центров, высших учебных заведений;
- отсутствие базы репетиторов для разновозрастной категории школьников.
Одним из основных направлений решения указанных проблем участники определили необходимость создания городской информационной базы педагогов города Покачи.
|
2. По направлению «Культура» были выявлены следующие особенности г. Покачи:
- на территории города Покачи и его окрестностей найдены археологические памятники, относящиеся к V веку до н.э. и позднее;
- город Покачи – многонациональный город;
- первый город, получивший статус города в истории Новой России;
- наличие в окрестностях города озер Голубое, Окуневое.
К проблемам участники отнесли:
- отсутствие развлекательных центров с кинотеатром, батутным залом, детскими комнатами;
- отсутствие молодежного театра, ТЮЗа;
- отсутствие музыкальных фестивалей по жанрам (барды) с приездом музыкантов из других городов.
Механизмами решения проблем участники указали:
- создание развлекательных центров на базе существующих учреждений и организаций;
- создание театр-студий для детей и молодежи;
- создание музейно-образовательного комплекса на одном из озер.
При этом участники определили возможности для продвижения города Покачи:
- строительство на озере городища древних людей (музей под открытым небом) с проведением в этом месте музыкального фестиваля бардов и слета дайверов;
- строительство музейно-образовательного комплекса с уникальной архитектурой, в котором будет расположен Центр национальных культур;
- проведение фестиваля «Клюква» с ярмаркой продуктов питания и яркой развлекательной программой.
3. По направлению «Спорт» были выявлены следующие особенности г. Покачи:
- наличие в окрестностях города озер Имнлор (озеро замерзает ровно и может использоваться для зимнего виндсерфинга), Голубое (дайверы);
- наличие горнолыжного комплекса «Урман»;
- наличие турниковых комплексов во дворах.
При этом, по какой-то причине, не указаны высокие результаты мирового уровня покачевских спортсменов.
К проблемам участники отнесли:
- односменный режим работы образовательных организаций, что приводит к нехватке мест для спортивных занятий во второй половине дня;
- климатические особенности – зимой морозы, летом много людей выезжают из города;
- отсутствие возможности проведения крупных соревнований (нет гостиниц);
- сложная транспортная схема.
В качестве механизмов решения проблем:
- создание на базе «Урман» веревочного городка;
- развитие экстремальных видов спорта;
- размещение во дворах уличных тренажеров.
В качестве продвижения туристических проектов участники выделили активную рекламу в социальных сетях, а также привлечение к распространению информации бывших покачевских жителей (к примеру, студентов).
4. По направлению «Некоммерческие организации» были выявлены следующие особенности г. Покачи:
- многонациональность, смешение культур, сохранение культурных традиций;
- мирное сосуществование;
- возможность войти во многие организации одновременно;
- хорошие руководители в НКО;
- все друг друга знают и быстро распространяется информация, что дает возможность быстрого взаимодействия;
- маленький город – узнаваемость друг друга;
- люди открыты к объединению, к диалогу – живем одной семьей;
- город, где не страшно ходить ночью;
- широкое поле для деятельности НКО;
- свой ритм жизни – размеренный.
Были указаны следующие проблемы:
- территориальная отдаленность от руководства (налоговая, Минюст, Союз предпринимателей, Ассоциация общественных организаций и т.д.) – отсутствие муниципальных отделов данных органов;
- нет разнообразия, расширения сфер деятельности НКО;
- отсутствие понимания у населения, что такое НКО;
- отсутствие пиара, рекламы;
- небольшое количество меценатов, не сформирована культура меценатства;
- скромность тех людей, которые действительно помогают;
- неоднозначное отношение к благотворительности, «скромность не украшает…», что скажут о вас;
- нет проблем в некоторых сферах (ЖКХ), где нет и НКО;
- боязнь отчетности, нет информационной поддержки, разъяснительной работы, много документов;
- большая самозанятость (все на работе);
- мало жильцов в домах – ТОС не окупаются.
В качестве механизмов решения выявленных проблем, участники предложили следующие:
- единое информационное пространство;
- активная реклама деятельности НКО в социальных сетях, в СМИ, на рекламных экранах на почте, в магазинах, на улицах;
- банк «Центр НКО» и использовать имеющиеся площади для работы юристов, экономистов, бухгалтеров, налоговиков;
- Банк добровольчества и благотворительности «От сердца к сердцу»;
- на озере Голубое создать центр отдыха и туризма, передать его НКО, распространить легенду о Голубом озере с целью привлечения туристов.
В качестве идей продвижения названы:
- Центр национальных культур с проведением национальных свадеб, праздников с привлечением туристов;
- Парк деревянного зодчества – парк комара.
5. По направлению «Бизнес» были выявлены следующие особенности г. Покачи:
- удаленность от других населенных пунктов;
- шаговая доступность в самом городе;
- чистая окружающая среда – возможность развития туризма, отдыха;
- чистый снег.
К проблемам участники отнесли:
- налоги уходят в другие города из-за «сетевиков»;
- непривлекательность города для инвесторов;
- моногород;
- нет конкуренции;
- нет рекламы.
В качестве решения проблем, участники указали следующие механизмы:
- создание бизнес-центра для малого бизнеса в существующих зданиях (юридические услуги, хим.чистка);
- оказание информационно-консультационных услуг для малого и среднего бизнеса с использованием программных продуктов.
В качестве продвижения участники указали лишь активное участие предпринимательского сообщества в крупных общегородских мероприятиях с целью их позиционирования в городе.
6. По направлению «Органы власти» были выявлены следующие особенности г. Покачи:
- географическое положение – город окружен тайгой со всех сторон, стоит на песчаной гриве;
- экологическая безопасность;
- малоэтажные разноцветные дома;
- индивидуальные проекты социальных объектов;
- отсутствие общественного транспорта – шаговая доступность;
- дикоросы в шаговой доступности;
- безопасность;
- нет бездомных людей, мало бездомных животных;
- относительное социальное равенство, нет пропасти между богатыми и бедными.
К проблемам участники отнесли:
- удаленность от ж/д и авиа, транспортная инфраструктура;
- отсутствие Вузов, Ссузов – отъезд молодежи этого возраста (активной молодежи);
- кровососущие насекомые;
- слабо развит гостиничный бизнес;
- недоступность высокотехнологичной медицинской помощи;
- не развита инфраструктура досуга.
В качестве механизмов решения участники указали:
- выстраивание отношений с владельцами торговых площадей (неиспользуемых);
- открытие филиалов Вузов и Ссузов;
- озеро Голубое сделать зоной отдыха со всей необходимой инфраструктурой;
- развитие маршрутного транспорта – озеро, ж/д-вокзал, аэропорт;
- развитие системы каучсерфинга – создание базы данных каучсерферов;
- создание банка данных волонтеров – банк взаимовыручки.
Анализируя полученные данные, можно отметить следующие уникальные особенности города Покачи:
- В географическом плане город стоит на песчаной гриве, вокруг окружен тайгой; в окрестностях города расположены несколько озер – Голубое, Окуневое, Имнлор; в городе чистая окружающая среда; город характеризуется морозными и снежными зимами.
- В историческом плане – в окрестностях города обнаружены археологические памятники, сопоставимые с Барсовой горой, люди здесь жили с V века до н.э., при этом город Покачи получил статус города первым в Новой России.
- В ментальном плане – город характеризуется многонациональностью и миролюбием, доброжелательностью между национальностями, все друг друга знают; жизнь в городе размеренная; люди открытые и готовые к сотрудничеству, город отличает безопасность.
- В инфраструктурном плане – город отличается малоэтажностью и разноцветием жилых домов; в городе создана вся необходимая инфраструктура – много объектов социального назначения (образовательных, культурных, спортивных), все объекты находятся в шаговой доступности; город компактный.
- В плане накопленного опыта – город отличает быстрое взаимодействие и решение проблем, налажены связи между культурами народов, ведется развитие некоммерческого сектора; быстрая передача информации.
К основным проблемам города Покачи относятся:
- В географическом плане город удален от других населенных пунктов; нестабильность погодных условий, наличие кровососущих насекомых.
- В историческом плане – узконаправленность исторического развития – город целиком связан с нефтяной промышленностью.
- В ментальном плане – люди города характеризуются боязнью выделиться, привлечь дополнительное лишнее внимание.
- В инфраструктурном плане – город отличается сложной транспортной схемой и слабым развитием транспортной инфраструктуры, слабо развит гостиничный бизнес.
- В плане накопленного опыта – в городе отсутствуют Вузы и Ссузы, что влияет на отток молодого населения, которое не участвует в общественной жизни города.
В решении проблем и включении уникальностей в социально-культурную жизнь города можно выделить ключевые:
Кластер | Мероприятия |
Развитие туристических возможностей города | - Формирование инфраструктуры и системы мероприятий с использованием озер; - Организация и проведение крупномасштабных мероприятий с привлечением гостей – фестивали бардов, слеты дайверов, фестиваль «Клюква» и других; - Развитие круглогодичной деятельности базы «Урман»; - Создание музейно-образовательного комплекса |
Развитие малого и среднего бизнеса | - Развитие гостиничного бизнеса; - Формирование системы оказания транспортных услуг; - Использование дикоросов; - Развитие сферы досуга и отдыха; - Содействие развитию малого и среднего местного бизнеса путем создания Центра малого бизнеса |
Развитие социальных взаимоотношений | - Создание Центра национальных культур; - Развитие некоммерческого сектора путем создания Ресурсного центра; - Развитие системы добровольчества путем формирования информационных систем, консультационной поддержки; - Включение педагогического сообщества в единую информационную систему. |
Полученные данные лягут в основу дальнейшей работы ТИЦ по формированию бренда и развитию туристических возможностей города Покачи.