Тема 3. Генезис цивилизаций. Древнейшие цивилизации. Древние цивилизации Востока




Основные положения

Современная наука удревняет наше представление о времени появления первых цивилизаций и об их сущности. По всему миру исследователи находят артефакты - следы древнейших цивилизаций: мегалитическая обсерватория Набта-Плайя (недалеко от Египта) 30 - 18 тыс. лет до н.э., мегалит Йонагуни (Япония) минимум 15 тыс. лет до н.э., город на дне океана у полуострова Гаунохакабибе (Куба) - минимум 15 тыс. лет назад, пирамида в озере Рок (США) – 12 тыс. лет назад, храмовый комплекс Гёбекли Тепе (Турция) - 12 тыс. лет до н.э. и т.д. Современные научные методы позволили некоторым учёным предположить, что возраст египетского Сфинкса гораздо старше, чем это принято было считать и насчитывает около 11 тыс. лет. Многие артефакты поражают своей высокой технологичностью и монументальностью. Единого мнения в научной среде по поводу происхождения этих артефактов нет. Одни учёные, обобщая их признаки, говорят о единой протоцивилизации (Атлантида, Гиперборея); другие – о различных древнейших цивилизациях до потопа. Современная наука подтверждает мифы народов мира - потоп, а точнее, потопы, стали причиной гибели древнейших цивилизаций.

Древние цивилизации. Утверждение, что Древний Восток – родина цивилизации сегодня оспаривается учёными многих стран. Первые древние цивилизации зарождаются примерно в одно время 7-5 тыс. лет до н.э. в областях с благоприятным климатом и это, в том числе, и территория России, более широко – бывшего СССР: Афанасьевская культура (Южная Сибирь, Алтай, Восточный Казахстан, Западная Монголия), Аркаим (Челябинская область). Одной из самых древних является Трипольская цивилизация (Карпато-Балканский регион, частично — Приднепровье) – 6 тыс. лет до н.э.

Переход к появлению государств, цивилизаций называется политогенез. Признаки цивилизации как особого этапа всемирной истории:

1) создание производящего хозяйства, появление прибавочного продукта, 2) появление института частной собственности и как следствие концентрация благ в руках одних и потеря их у других. Это приводит к социальному расслоению, появлению богатых и бедных, а позже к классообразованию.

3) появление института государства (как аппарата управления и подавления) и права, отражавшего интересы господствующего класса

4) возникновение города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного центра

5) возможность монументального строительства, создание храмовых и дворцовых комплексов, пирамид.

В прошлом обязательным признаком перехода древних обществ к новой ступени развития считалось наличие различных форм письма: иероглифов, клинописи, алфавита и т.д. Современная наука уже не всегда относит создание письменности к признаку цивилизаций, поскольку найдены свидетельства, что некоторые древние народы, перешагнувшие порог варварства и цивилизации, могли продолжительное время обходиться без письменной фиксации важной для себя культурной и даже экономической информации.

Много разнообразных цивилизаций было и на Востоке (Шумер, Древняя Месопотамия, Древняя Персия, Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия и т.д.). Для всех древневосточных стран была характерна большая роль централизованной государственной власти в лице обожествленного царя или фараона. Такая власть называется деспотией. Преобладающим населением являлось крестьянство, объединенное, как правило, в общины. Государство устанавливало верховную собственность на землю. Рабство играло второстепенную роль и сосуществовало с трудом общинных крестьян. Религия в жизни Древнего Востока играла особую роль, поскольку выполняла политическую функцию по усилению, сакрализации роли царя. А иногда и помогала сохранять существующий социальный порядок. Как, например, в культуре Древней (да и современной) Индии.

Особенностью древневосточного общества является не рабовладельческая и, в то же время, не феодальная классовая структуры - специфическое сословно-кастовое, иерархическое членение социума с особым местом в нём колоссальной прослойки чиновничества, инженеров и учёных.

Особым этносом древности, который стоял у многих древних цивилизаций, являлись арии. Арии – это носители определённой культуры (индоевропейский язык, огнепоклонничество, трупосожжение, особая мифологическая система) и потомки одного предка, т.е. носители предковой гаплогруппы R1a. Этот признак не ассимилируется, не исчезает. Определяется ДНК-исследованиями. Историческая генетика определила, первые арии предположительно появились на Балканах 10–9 тыс. лет назад, 6 тыс. лет назад они пришли на Русскую равнину, где примерно 5 тыс. лет назад появился предок современных русских и украинцев рода R1a. 4 тыс. лет назад арии-праславяне Андроновской культуры появились на южном Урале, где появились археологические комплексы Аркаим и Синташта. Арии Андроновской культуры (а не шумеры, как предполагали прежде) изобрели колесо со спицами, боевые колесницы, благодаря чему смогли завоевать огромные территории Евразии. Данная культура отличалась высоким уровнем развития. Центрами ее были большие поселения, спланированные строго по геометрическому принципу. Поселения окружались укреплениями - рвами и валами. По верху валов находилась стена. 3,5 тыс. лет назад андроновцы пришли в Северную Индию, где к тому времени была создана Хараппская цивилизация с современной планировкой больших городов, водопроводом и канализацией. После гибели этой цивилизации от непонятного природного катаклизма (есть гипотезы об атомном взрыве) около 1500 г. до н.э. через 600 лет в Индиюпришли арии. Они создали государство с варновым – сословно-клановым строем, подчинив себе местное дравидское население. Незыблемость варнового строя подкреплялась религиозными принципами ведического индуизма: любой помысел изменить свой статус по рождению – нарушение вселенского закона – кармы. Божественная санкция была страшна – рождение в следующей жизни более примитивным существом. Совместная жизнь, питание, браки между представителями различных варн запрещались. Варны брахманов (жречества), кшатриев (правителей и военной элиты), вайшьев (земледельцев и ремесленников) являлись арийскими. Покорённое ариями аборигенное население дравидов в их социальной системе стало либо шудрами, т.е. получали статус обслуги варн, либо неприкасаемыми (далитами), которые занимаются «грязной» работой – трупосожжение, свежеванием павших животных, проституцией.

Почему у далитов такая тяжкая участь? Самое страшное преступление в индуизме – это нарушение социальных перегородок между варнами. Неприкасаемые — это потомки изгнанных в леса детей, родившихся от связи мужчины-шудры и женщины из брахманов. Неприкасаемые рассматриваются как нечистые, поэтому их дома и деревни строились и до сих пор строятся на отшибе. Им запрещено заходить в рестораны и храмы. Со временем социальная структура Древней Индии усложнилась за счёт появления каст – профессионально-клановых объединений (например, касты кузнецов, ткачей, рыбаков, торговцев и т.д.) Далиты не входили ни в какие касты. Появление каст привело к социальному расслоению внутри варн. Брахман мог быть бедным школьным учителем или странствующим философом, ведущим нищенский образ жизни; а вайшья или даже шудра – богатым ремесленником. Чтобы сохранить ведические принципы строгой соподчинённости варн были созданы законы Ману или «кодекс чести ариев». Датировки составления этого текста разнятся II в до н.э. - II в н.э. Но его содержание древнее, поскольку основано на нормах обычного права и священных Ведах. Законы Ману определяли взаимоотношения различных варн, их права и обязанности. Согласно им, на первом месте в обществе стояли брахманы, «лучшие среди людей», независимо от их экономического положения. Именно брахманам как просветленным открыты высшие законы, и они могут слиться с мировым Абсолюотм, достигнув уровня бодхисаттвы или будды. Попытка кшатрия Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни, основоположника буддизма, нарушить этот принцип, провозгласив, что буддой может стать каждый - в Индии была провальной. Течение быстро затухло в Индии и переместилось в Китай.

Долгое время Индия была децентрализованной страной, состоящей из царств-махаджанапад, управляемых махараджами и раджами. В 517 г. до н.э. часть Северной Индии была завоевана персидским царем Дарием I. В Индии активизировалась борьба за сильное и единое государство. Правитель государства Магадхастал проводить объединительную политику и положил начало первой Державе. В IV в. до н. э. в результате переворота к власти в Магадхе пришел кшатрий Чандрагупта, основавший династию Маурьев. Наивысшего расцвета государство Маурьев достигло при царе Ашоке (268 — 231 гг., до н.э.), который смог объединить почти всю Индию. Кшатрий Ашока стал покровителем буддизма. Проводил широкую социальную политику. После его смерти империя Маурьев распалась. В I в. н.э. на стыке Индии, Афганистана и Центральной Азии возникла Кушанская империя во главе которой стояло арийское племя тохаров. Ее правителям удалось покорить значительную часть Северной Индии. Центром нового царства была Бактрия, что дало начало интересному явлению в культуре - греко-буддизму.

К началу IV в. н.э. в Индии существовало множество мелких государств, которые затем вновь были объединены под властью государства Магадхи.

Другая волна ариев из Средней Азии пришла в Персию, где в античные времена расцвела держава Ахеменидов (VI—IV вв. до н.э.). Персидское царство берёт своё начало с правления Царя Кира II Великого (539-530 г до н.э.), который освободил свою страну от власти соседей-мидийцев, а затем начал грандиозные завоевательные походы, покорив Мидию, Сирию, Палестину, Финикию, Лидийское царство, некоторые греческие города Малой Азии и Вавилон.

Его сын Камбиз завоевал Египет, а затем уже царь Дарий I подчинил среднеазиатские племена и часть Индии. Персидская империя была самой крупной из античных держав Востока. ДарийI разделил ее на военно-административные округа — сатрапии. Их было 20, они совпадали с границами покоренных государств.Каждая сатрапия платила дань и выставляла определенные контингенты в царское войско во время войн. Во главе сатрапий стояли сатрапы, которые судили население, собирали налоги, следили за хозяйством, чеканили серебряную или медную монету. Большие полномочия сатрапов были поводом для сепаратизма. Чтобы это предотвратить за сатрапами следили начальники военных гарнизонов. В Персидском царстве прокладывались дороги до самых удалённых уголков, была учреждена государственная почта. На каждые 20 км дорог располагались почтовые станции, гостиницы, сменные лошади. Впервые в истории стала чеканиться единая для всей империи золотая монета – дарик. Около 628 г. до н.э. в Персии родился пророк Заратуштра (Зороастр), основоположник религии, которая могла стать мировой религией, построенной на едином культе верховного бога Ахура-Мазда. Она имела несколько названий – маздаизм, зороастризм или авестизм. Идеи авестизма - диалектическая борьба сил зла и добра в мире, эсхатологическое учение о конце мира и Страшном суде, идея появления спасителя Митры - впоследствии будут подхвачены и развиты христианством.

Персидская империя в первой половине V в. до н. э. безуспешно пыталась включить в свой состав территорию Древней Греции. В 330 г. до н.э. Александрий Македонский покорил империю Ахеменидов.

Часть ариев с Русской равнины пришла на Ближний Восток, Кавказ и Анатолию

Примерно 6000 лет назад на базе местного население и пришлых племён, происхождение и родственные связи которых до сих пор не выяснены, в Южной Месопотамии складывается цивилизация древних Шумеров. Шумерское общество было полицентричным, состояло из самодостаточных городов-государств. Самыми значимыми в истории Шумера были города: Ур, Урук, Шуруппак, Киш, Ниппур, Лагаш и Эриду — сами шумеры считали именно этот город первым и древнейшим на всей земле. Согласно древнешумерскому эпосу, около 2600 г. до н.э. Гильгамеш, правитель Урука, смог впервые объединить весь Шумер. Последующие шумерские цари расширили территорию государства от Средиземного моря до Персидского залива. В раннединастический период правители номов являлись верховными жрецами– энси. Во время войны энси стоял во главе дружины из храмовых людей. В ранний период Шумера государственные решения энси удержались или отклонялись на народном собрании. Во время войн избирался военный вождь - лугаль. Поскольку шумерские государства часто друг с другом воевали, роль лугалей усиливалась. Иногда лугалям удавалось покорить соседние территории. Половина сохраненных «Царским списком» имен правивших там лугалей — восточносемитская (аккадская).

Аккадцы - степные кочевники, семиты, кочевавшие в Аравии, пришедшие в Месопотамию почти одновременно с шумерами. Они осели на берегах Тигра и Евфрата и перешли к земледелию. В XXIV в. до н.э. большая часть Шумера была завоёвана царём соседнего Аккада - Саргоном Древним. Он происходил из бедного сословия и имел поддержку среди жителей шумерских государств, недовольных всевластием жрецов и знати.

В XXI в. до н.э. Возникло централизованное государство - царство Шумера и Аккада. Царь опирался на обширный бюрократический аппарат. Чиновники контролировали работу земледельцев и ремесленников, трудившихся на государственной земле. В последующие столетия шумеры ассимилировались семитами и другими народами. К концу 3 тыс. до н.э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий как язык литературы и науки.

Около 2000 г. до н.э. шумеро-аккадское государство было покорено новыми кочевыми семитскими племенами амореев, что положило начало Вавилонскому царству. Вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) объединил всё Двуречье, но вошёл в историю как автор первого письменного свода законов. В основе законов, касающихся регламентации взаимоотношений между подданными лежал принцип талиона — наказание равно преступлению («око за око, зуб за зуб»).

По вавилонским законам царь являлся верховным собственником земли. Остальные члены общества – от общинников до знати - являлись пользователями земли. Среди общинников выделялись на две категории — полноправных и государевых людей, трудившихся на личных царских наделах. В хозяйственной жизни Вавилона заметную роль играли рабы, в основном из числа пленных. Долговое рабство по законам Хаммурапи было ограничено. В 1518 г. до н.э. Вавилонское царство было покорено кочевниками-касситами.

В VIII в. до н.э. цари города Ашшур (Ассур) на территории Северного Двуречья начали активную завоевательную политику. В течение полувека им удалось создать крупную империю, в состав которой входили Вавилон, Сирия, Финикия, Палестина, частично Египет. Ассирийская империя являлась милитарной империей, опиравшейся на армию. Однако жестокая политика по отношению к покоренным народам приводила к частым восстаниям. В 628 г. до н.э. восстание вавилонян, мидянам и халдеев сбросило ассирийское господство.

Часть шумеров ушла из Месопотамии ещё в период первых лугалей. Современная ДНК-генеалогия позволяет проследить их предположительный путь в Северную Африку, в Ливан (5200±670 лет назад) и - в Египет 5500 и 5200 лет назад. Там, подобно ариям Индии, они станут правящей фараонской и жреческой прослойкой, установив контроль над местным семито-хамитским и берберо-ливийским населением этой страны.

Первые города-государства в Египте называют номами. В IV тысячелетии их тут было около 40. Потребности развития земледелия вели к объединению всей долины Нила. Постепенно образовалось два крупных государства — Верхний и Нижний Египет. В 3 тыс. до н.э. правитель Мина объединил страну. Правителей Египта называют фараонами.

Историю объединённого Древнего Египта делят на Раннее (XXXI—XXIX вв. до н. э.), Древнее (XXVIII — нач. XXII в. до н.э.), Среднее (кон. XXI—XVIII в. до н. э.), Новое (XVI - нач. XI в. до н. э.) и Позднее (VII—IV в. до н. э.) царства. Между этими основными периодами египетской истории случались периоды смут, внешних вторжений, природных катаклизмов, которые приводили египетскую цивилизацию к упадку. Эти переходные периоды длились от нескольких десятилетий, до нескольких столетий. Во времена Позднего царства Египет так же был постоянно на гране распада, неоднократно переживал внешние вторжения, подолгу оказывался в подчинение более сильных государств Ассирии и Персии. Так же, для периодизации истории Древнего Египта, Современные египтологи используют введённое древнеегипетским жрецом и историком Манефоном деление правлений египетских царей на 30 династий. При этом первым фараоном этой последовательности источники называют легендарного Менеса, при котором, судя по всему, и завершилось объединение Египта в единое государство.

Все население было объединено под властью фараона, который опирался на разветвленный чиновничий аппарат. Система управления в раннем Египте включала в себя элементы социализма по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Ежегодно чиновники проводили смотр детей трудоспособного возраста. Сильных направляли в войска, одарённых детей назначали младшими жрецами. Остальных, исходя из их предрасположенностей распределяли по различным специальностям: земледельцы, строители, ремесленники и т.д.

Первоначально земледельцы трудились на землях фараона, знати и храмов в составе рабочих отрядов. Позже им стали выделять участок пашни. ремесленников. Рабы в Раннем Египте были немногочисленны, пополнялись из военнопленных. Именовались они «живыми убитыми», поскольку теряли возможность к размножению.

В экономике Древнего Египта сочетались различные формы собственности: царская, жреческая, крупной знати, общинная и личная. Использовались разнообразные налоги, займы, кредит, аренда, залог и другие формы экономических отношений между людьми.

Государственная власть в Египте имела форму древневосточной деспотии. Фараон был сыном бога, верховным жрецом и закононодателем. Он распоряжался строительством оросительных сооружений, работами по возведению городов, крепостей, храмов, командовал войском.

Период Древнего царства был временем наибольшего могущества фараонов. Однако постепенно их власть ослабла, и государство распалось на номы. Через 200 лет Египет был снова объединен под властью фиванского правителя. В эпоху Среднего царства снова начались завое­вательные походы на юг, - в Нубию, славящуюся золотыми рудниками. Около 1680 г. до н.э. на Египет напали кочевники-гиксосы, выходцы из Азии. Среднее царство распалось на отдельные номы, которые, кроме Фив, платили дань гиксосам.

Фараон Яхмос I изгнал кочевников из Египта, основав 18-ю династию, и положив тем самым начало периоду Нового царства. В это время фараоны вели успешные завоевательные походы – в Нубию, в Месопотамию. В Азии войска фараонов вышли к Евфрату. Новый всплеск развития Египта наблюдался при великом реформаторе А менхотепе IV, более известном как Эхнатон (1351 – 1354 гг. до н.э.) и его жене Нефертити. Этот Фараон попытался провести религиозную реформу, впервые в истории введя единобожие - поклонения солнечному диску Атону в качестве государственной религии. Солнцепоклонничество было весьма распространено у ариев. Новая религия получила новый духовный центр - - город Ахетатон (современная Амарна). Средства для возведения новой столицы брались за счёт массовых конфискации земель и доходов прежних храмовых комплексов. Фараон был провозгласил себя единсвенным представителем Атона, делая жреческое сословие ненужным. После кончины Эхнатона традиционный политеизм вернулся в религиозную практику Египта. А представители XIX-ю Династии дискредитировали Эхнатона и его ближайших преемников и выставили его в архивной документации как "врага государства". Изображения Эхнатона уничтожались, над мумией Нефертити, которая после смерти мужа правила от его имени, нося накладную бороду, надругались.

Со временем в Передней Азии у Египта появились конкуренты, начавшие с ним борьбу. Так, непобедимый Рамзес II потерпел поражение от войск Хеттов. Но скрыл, что его войска были разгромлены под Кадетом в 1312 году до н.э., изобразив в источниках битву как выигранную. По договору с хеттами Египет терял Сирию. Страна фараонов сопротивлялась почти 200 лет, но была ослаблена. В Египте шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В результате к VIII в. до н.э. Египет вновь распался на номы. В VI в. до н.э. он был завоеван Персией, а затем Александром Македонским.

Вопросы по теме:

1. Как взаимосвязаны неолитическая революция и политогенез?

2. Как современная наука видит проблему происхождения первых цивилизаций?

3. Кто такие арии и какова их роль в истории мировых цивилизаций?

4. Какие общие черты древневосточных цивилизаций моно выделить?

5. Почему в истории Древней и современной Индии никогда не было революций или острых социальных противоречий?

6. Почему буддизм не прижился в Древней Индии?

7. Какая империя была самой крупной из античных держав Востока? На чём основывалась её прочность как государственного формирования?

8. Каковы общие тенденции в развитии истории Древней Месопотамии?

9. В чём особенность древневосточной деспотии?

10. Почему религиозная реформа Эхнатона после его смерти закончилась?

11. Чем можно объяснить динамику распада и объединения в истории Древнего Египта?

 

Опорные понятия: древнейшие цивилизации (протоцивилизации), политогенез, арии, Аркаим, деспотия, номы, Афанасьевская культура, варны, касты, брахманы, кшатрии, шудры, далиты, законы Ману, махаджанапады, раджа, буддизм, индуизм, сатрапии, сатрапы, маздаизм (зороастризм или авестизм), энси, лугаль, законы Хаммурапи, талион, фараон,

Основные даты:

7—5 тыс. лет назад начало политогенеза древних цивилизаций в России и на Востоке

6 тыс. лет назад появление одной из первых древних цивилизаций - Трипольской

5500 лет назад появление государства Шумер

4 тыс. лет назад создана арийская цивилизация Аркаима

3 тыс. лет до н.э. начало истории централизованного Древнего Египта

31-29 вв. до н.э.. Раннее Царство Древнего Египта

28 — начало 22 вв. до н.э. Древнее Царство в истории Египта

2600 г. до н.э. Гильгамеш объединил весь Шумер

2400 г. до н.э. Шумер завоёван царём Аккада Саргоном Древним.

2100 г. до н.э. появление царства Шумера и Аккада.

21- 18 вв. до н.э. Среднее Царство Древнего Египта

2000 г. до н.э. появление царства Вавилон

1792–1750 гг. до н.э. правление царя Хаммурапи

16-11 вв. до н.э. Новое Царство в истории Египта

1351 – 1354 гг. до н.э. правление А менхотепа IV (Эхнатона)

7-4 вв. до н.э. Позднее Царство Древнего Египта

VIII в. до н.э. покорение Вавилона Ассирийской державой

628 г. до н.э. родился Заратуштра (Зороастр)

VI в. до н.э. первое централизованное государство в Индии. Зарождение буддизма в учении кшатрия Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни.

IV в. до н.э. начало правления династии Маурьев

VI—IV вв. до н.э. империя Ахеменидов

539-530 г до н.э. правление Кира II Великого

268 — 231 гг. до н.э. правление раджи Ашоки

I в. н.э. Кушанская империя

 

Ключевые деятели:

Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, Ашока, Кир II Великий,Камбиз, Дарий I, Заратуштра (Зороастр), Гильгамеш, Саргон Древний, Хаммурапи, Яхмос I, А менхотеп IV (Эхнатон), Рамзес II.

Методические указания:

При ответе на первый вопрос, обратите внимание на проблему сущности неолитической революции в предшествующей теме «первобытное общество». Спустя тысячелетия после неолитической революции произошёл ещё один качественный сдвиг, названный городской революцией. С точки зрения археологии, он характеризовался возникновением крупных укреплённых поселений — городов. Для историков это — время возникновения общественных классов, письменности, первых устойчивых политических образований — государств. Возникает комплекс признаков цивилизации. Эти признаки появляются не в одно время, но во взаимосвязи друг с другом. Только наличие их всех позволяет говорить о цивилизации. Неолитическая и городская революции в истории человечества идут в тесной взаимосвязи. Нет оснований жёстко привязывать политогенез к образованию устойчивых общественных классов, а цивилизацию считать сложившейся лишь с появлением письменности. Назовите признаки неолитической революции и политогенза.

 

 

Тема 4 Античная Греция

Понятие «античность» (в пер. с лат. «древность») включает в себя историю возникновения, развития и упадка Древних Греции и Рима, охватывающая период с VIII в. до н.э.– V в н.э. По сути, античность – это греко-римская цивилизация. Античный мир включал в себя территории Европы, Северной Африки и Азии. В этот период наряду с Грецией и Римом процветали не менее величественные державы – Ахеменидов в Персии, Маурьев - в Индии, империя Цинь в Китае и т.д.

Древняя Греция (Эллада) включала в себя территории юга Балканского полуострова, прилегающие острова и западное побережье Малой Азии. Плодородных земель в гористой Греции было мало. Экономика была ориентирована на торговлю по морю.

Первые государственные образования здесь возникли в III тыс. до н.э. на острове Крит, где правил легендарный царь Минос. Эту цивилизацию называют минойской. Здесь проживало арийское население. Государство управлялось царём-жрецом. Ремесло и техника были на высоком уровне, строились мощные дворцы-крепости – центры государств. Кносский дворец, раскопанный в начале ХХ века А. Эвансом, прекрасно сохранился до наших дней. Крит был могущественной морской державой, покорившей население соседних островов и материковой Греции. Около 1500 г. до н. э. минойская цивилизация серьёзно пострадала от цунами, вызванного извержением вулкана на о. Тира (Санторин). В этой связи некоторые исследователи ищут именно на Крите следы затонувшей Атлантиды.

Ослабленный Крит стал лёгкой добычей греков-ахейцев. К этому моменту они уже имели юге Греции, созданные по образу Критского – государства в Микенах, Тиринфе, Пилосе. В XIII–XII вв. до н.э. объединение ахейских государств под эгидой Микен вело десятилетнюю войну против Трои (Илиона), богатого и сильного государства на северо-западе Малой Азии. Война закончилась её падением в 1183 г до н.э. Эти события нашли отражение в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Период от становления Критской цивилизации до вторжения греков-дорийцев называют крито-микенским. Последующий период – гомеровский или «тёмные века» (2-ая пол. II – I тыс. до н. э.) связан с нашествием дорийских племен ариев с севера Балкан, приведшим к разрушениям ахейских городов и крушению микенской цивилизации. Общество было отброшено глубоко назад – к возрождению родоплеменных традиций.

Дорийцы осели в Пелопоннесе. Приход дорийцев дал импульс к зарождению иной цивилизации – собственно древнегреческой, основанной на особой полисной общественной структуре. Первый период древнегреческой истории – архаический (VIII—VI вв. до н.э.) В большинстве греческих государствах царская власть исчезла или была сильно ограничена. Страна состояла из самоуправляющихся общин. Именно община выбирала правителей. Становление городов-государств или полисов происходило в форме синойкизма - слияния нескольких поселений в одно (Афины возникли на основе объединения 12 деревень, Спарта – 5). Становление полисной системы шло динамично. Это приводило к длительному сохранению родовых связей, что способствовало формированию городского коллективизма и полисной общности.

Античная Греция была децентрализованным государством, она состояла из самостоятельных полисов. Не было столичного города или одного центра административной, политической или культурной жизни. Однако были два центра военно-политической силы: военно-морские Афины и милитарная континентальная Спарта. Полисы, входящие с ними в союзы или покоренные территории считались периферийными. Их жители – либо «внеафинскими метэками», либо спартанским периэками. Они платили своим полисам-сюзеренам налоги, участвовали в военных походах. Был и город-центр религиозной жизни Греции – Дельфы, священный город под покровительством бога Аполлона: без стен и войска. В храме Аполлона оракулами-жрецами давались предсказания по важным вопросам, которыми руководствовались в своей жизни и деятельности все – от царей до простых эллинов.

Полисы были разными по этническому составу (ахейцы, дорийцы, ионийцы и т.д.), по форме правления (тирания, олигархия, монархия, демократия или спартанский коммунизм), по этическим принципам, обычаям и правилам поведения (например, в Спарте господствовала военная дисциплина). Но были и общие черты:

1) Античная форма собственности - сосуществование частной собственности граждан и общинной (государственной) собственности, принадлежащей всему коллективу граждан

2) Основой экономической жизни полиса являлся труд рабов. Источниками рабства являлись неоплатные должники и военнопленные. Долговое рабство в Афинах было запрещено Солоном, а рабство военнопленных-греков обычно было недолго срочным: пленника выкупали его сограждане или он становился вольноотпущенником. С началом греко-персидских войн рабами становились уже не греки, а «варвары» («говорящие непонятно, не по-нашему). Их держать в рабстве считалось морально-оправданным. У раба не было имущества, семьи, возможности пожаловаться в суд на господина. Отношение к рабам в Греции в целом было гуманным. Единственное место, где рабов морили работой насмерть были Лаврионские серебряные рудники

3) Полисы были небольшие. Одно из самых больших греческих государств — Афины с Аттикой — было меньше, чем современный Люксембург, а население —около 300 тысяч (как в современном Смоленске).

4) Из всего населения полиса только десятая часть была полноправными гражданами. Они голосовали в собрании, заседали в совете и суде, бесплатно сидели в театре и воевали. Торговлей и ремеслом свободные граждане не занимались, это считалось постыдным. Остальное население полиса: женщины, рабы и метэки ( в переводе«сосед по жилью» - люди, родившиеся в одном полисе, а проживающие – в другом) – торгово-ремесленная прослойка. К метэкам относились и вольноотпущенные рабы. Метэки платили налоги, в военное время они сражались в одном строю с гражданами.

6) Демос (полноправные граждане) изъявлял свою волю на народном собрании полноправных граждан. Оно принимало законы обладало верховной властью в полисе. Должностные лица избирались народным собранием на определенный срок. Быть судебным заседателем, членом совета, членом любой коллегии должностных лиц (казначеем, контролером, надзирателем над рынком, надзирателем над портом и т. Д.), членом управы своего квартала или своего села мог всякий гражданин, начиная с 30 лет. Он подавал заявление, его вносили в списки, а по спискам делались выборы по жребию. Эти должности оплачивались. Из 25 тысяч граждан Афин и Аттики около 2 тысяч занимали каждый год выборные должности. Большинство этих должностей нельзя было занимать дважды.

Особым полисом была Спарта. Она располагалась на юго-востоке Пелопоннеса в области Лаконика (Лакедемон), которая была завоевана ариями-дорийцами. Население здесь составляли спартанцы – потомки дорийцев; илоты – потомки— завоеванных ахейцев, ставшие государственными рабами и периэки, имевшие статус метэков. Спартанцы занимались только военным делом. Они построили уникальное военное государство с коммунистическим обществом для свободных граждан. Политическая, экономическая и общественная жизнь Спарты регламентировалась на протяжении 5 веков законами царя Ликурга (IX - VIII вв. до н.э.) о всеобщем спартанском равенстве и простоте. Вся земля Лаконии была разделена поровну между спартанскими семействами. Согласно им золотые и серебряные монеты, предметы роскоши были запрещены. Все спартанцы (включая парей) носили одинаковую грубую одежду, имели одинаковые жилища, ели в общих столовых простую пищу. Основной задачей государства являлось воспитание воинов, чётко подчиняющихся военной дисциплине. Высшим органом власти было собрание мужчин-спартанцев— апелла, где утверждались или отвергались законы. Главным органом управления была герусия (совет старейшин). Цари - басилевсы в Спарте (их было двое) играли роль военноначальников-стратегов. Их власть была наследственной.

К VIII в. до н.э. население Эллады увеличилось, что привело к началу Великой греческой колонизации, продолжавшейся вплоть до VI в. до н.э. Она шла в трёх направлениях: западном(Сицилия, юг Италии и Франции), северном(Мраморное и Черное моря), южном(африканском). Из колоний везли в Грецию зерно, металлы, рабов, из Греции в колонии — вино, оливковое масло, изделия кузнецов и гончаров. Греческие города в Италии величали себя «Великой Грецией», живя очень роскошно.

Колонизация способствовала расцвету ремесла и сельского хозяйства в Греции и отчасти сняла социальное напряжение внутри полисов.

С VII в. до н.э. во многих греческих полисах усиливается борьба демоса и знати-аристократии. В Афинах демос боролся за отмену долгового рабства. В 594 г. до н.э. архонтом(правителем) был избран Солон, которого считали одним из самых мудрых людей (или философов) Греции. Он запретил долговое рабство, освободив эллинов-рабов. Граждан Солон разделил на четыре разряда по размеру земельных владений, что определяло место человека и войске и его политические права. В ряде полисов власть оказалась в руках вождей демоса – тиранов. Афинский тиран Писистрат, провел преобразования в интересах демоса. Тиран Клисфен разделилтерриторию Аттики он разделил на 10 областей, каждая из которых состояла из трех районов, расположенных в разных частях полуострова. Он создал орган управления - Совет пятисот, кудавходили представители всех 10 областей. В Совет ежегодно избирались по жребию граждане от 30 лет, независимо от имущественного положения. Совет пятисот занимался текущим вопросами и готовил их для обсуждения на народном собрании. На народном собрании выбирали всех должностных лиц, в том числе и стратегов - командующих войском и флотом.

V—IV вв. до н. э. —время наивысшего расцвета Греции, относится к классическому периоду. В этот период Эллада прошла историческую проверку на жизнеспособность в греко-персидских войнах (499 - 449 гг. до н.э.). К VI в. до н.э. империя Ахеменидов покорила греческие полисы Малой Азии. Восстание в них было жестоко подавлено персидским царём Дарием I.

Важной вехой этой войне является битва при Марафоне 490 г. до н.э., в результате которой афинянам во главе с стратегом Мильтиадом удалось разгромить превосходящие силы противника. Через 10 лет царь Ксеркс, направил на Элладу огромное войско и флот. Полисы сплотились в борьбе против врага. Северную Грецию сдали врагу без боя. Защищать проход в Среднюю Грецию, открывающейся дорогой на Афины— Фермопилы были призваны спартанцы. Не желая нести большие жертвы ради спасения Афин, спартанцы послали туда триста человек во главе с царем Леонидом, которые все пали в неравном бою. После персы заняли Среднюю Грецию. 28 сентября 480 г. до н.э. у о. Соломин произошло решающее морское сражение. Греческий флот разбил персидский.

Решающее сухопутное сражение произошло около местечка Платеи в 479 г. до н.э. Персы потерпели поражение и признали независимость малоазиатских полисов. Победа усилила Афины, которые начали требовать от союзников по Афинскому морскому союзу продолжить платить денежные взносы в казну союза, по сути - дань Афинам. Война привела к росту рабовладения и развитию экономики полисов, прежде всего, Афин. Вершина их могущества, расцвет «афинской демократии» связывается с пер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: