1. Опираясь на текст и имеющиеся у вас знания, ответьте на вопросы.
В повышении политического сознания населения Казахстана определенную роль сыграли выборы в Государственную думу, во время которых развернулась борьба политических партий за голоса избирателей. Они показали, что в наиболее крупных областях края со значительным числом русского населения большим влиянием пользовались социал-демократы и трудовики, а среди казахского населения - представители либерально-демократической национальной интеллигенции. В I Государственную думу от Казахстана было избрано девять депутатов: четыре от казахского населения и пять - от русского населения. Во II Государственной думе от Казахстана было уже 13 депутатов, в том числе от казахского населения - пять. Во II Государственной думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию, совместно с другими «националами» России добивались прекращения переселения крестьян на окраины.
a) Какие права казахского народа защищали депутаты в Государственной Думе?
За право голоса, земельное право.
b) Какова значимость деятельности представителей казахской интеллигенции в Государственной Думе? Они выступали в защиту казахского народа, требовали прекращения переселенческой политики, выступали за казахский народ. Они оказали большую значимость в государственной думе.
2. Используя предложенный текст и имеющиеся у вас знания, ответьте на вопросы. Отобранная у казахов земля раздавалась царским офицерам, чиновникам, духовенству,
казачьему войску и крестьянам-переселенцам из России и с Украины. К середине 1916 г. общая площадь изъятых у казахского населения земель составила 45 млн. десятин. Война поглощала огромное количество сырья, продовольствия, скота и других материальных ценностей. В связи с этим на плечи казахского населения обрушились новые тяготы: обязательные поставки мяса, массовая реквизиция скота, был введен новый военный налог с кибиток, увеличены земские сборы, а также дорожные и другие сборы. Налоги на местное население с началом войны возросли в 3-4, а в отдельных случаях - в 15 раз.
|
a) О чем идет речь в источнике? Изъятие земель у казаков.
b) Какие факторы (не менее 2-х) способствовали развитию дальнейших событий в Казахстане? Российской империи нужны были материальные ресурсы. Путем переселения крестьян царизм думал и о переводе казахов на оседлый, земледельческий образ жизни.
3. Объясните историческую значимость национально-освободительного восстания 1916 года и оцените роль его руководителей.
Восстание 1916 года показало рост национального самосознания граждан. Политическая осознанность резко выросла: национальные интересы больше не занимали последнюю роль.
Восстание имело большое значение в борьбе против царского самодержавия. Историческое влияние национально-освободительное восстание оказало не только на народ Средней Азии, но и пошатнуло социально-экономическое положение в Российской Империи, обострило политический кризис, который уже имел место быть, наравне с антиколониальной политикой.
Одним из главных руководителей восстания был избран Амангельды Иманов. Его политика, и политика его сторонников оказалась благоприятной: строгая дисциплина, привлечение к труду, пропаганда классового самосознания - все это оказало большое влияние на обретение народами Средней Азии единства, сплоченности, свободы и независимости.
|
По моему мнению, в разрезе именно того периода и той ситуации, такая методика объединения и ведения восстания являлась правильной и продуманной.
Еще одной значимой фигурой в восстании был соратник Амангельды Алиби Джангильдин - путешественник, революционер, был лично знаком с Лениным, но вскоре после революции примкнул к большевикам и стал нежеланной персоной в послереволюционные годы.
4. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.
a). Какой политический лидер изображен на иллюстрации? Алихан Букейханов
в)Почему празднование его юбилея проходило под эгидой ЮНЕСКО?
Алихан Нурмухамедович Букейханов – выдающийся государственный и общественный деятель, основоположник, идеолог и лидер национально освободительного движения Алаш начала ХХ века, основатель, глава и премьер-министр Казахского автономного государства Алаш. Выдающийся учёный – историк, этнограф, литературовед, юрист, экономист, агроном, публицист.
Считается, что именно Букейханову и деятелям Алаш удалось привить своему народу новые ценности и идеалы, новые цели и задачи, адекватные новым требованиям и вызовам новейшего времени, разбудить в нем национальное самосознание и отстоять территориальную целостность Казахстана.
c). Напишите вывод об общественно - политической деятельности данного лидера
Вывод: Алихан Букейханов посвятил свою жизнь борьбе за свободу народа и независимость страны. Его бесценное научно-публицистическое наследие на сегодня составляет сборник из более 16 томов.
|
5. Заполните таблицу о деятельности партии «Алаш».
|
6.Объясните значение деятельности партии «Алаш».
Партия «Алаш», созданная в условиях политического
хаоса вследствие революций и гражданской войны,
опираясь на всенародную поддержку, направила свою
политическую деятельность на защиту национальных
интересов и возрождение государственности, путем
создания автономии. Партия объединила либеральную
интеллигенцию Казахстана, многие, из которых
подверглись репрессиям
Временные рамки создания
Автономия Алаш
5-13 декабря 1917- 5 марта 1920 года;
Туркестанская (Кокандская) автономия
28 ноября 1917- 22 февраля 1918 года;
Киргизская (Казахская) Автономная Советская
Республика
26 августа 1920- 5 декабря 1936.
Особенности политического устройства автономий
Автономия Алаш
Был образован временный народный совет «Алаш-Орда»
из 25 членов, 10 мест из которых предоставлялись
русским и представителям других народов края. Местом
пребывания Алаш-Орды был определён Семипалатинск;