МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Вхождение в школьный возраст знаменуется кризисом семи лет




Вхождение в школьный возраст знаменуется кризисом семи лет. В это промежуток времени ребенок резко меняется, становится более трудным для воспитания. Он зол, капризен, упрям. Нередко можно встретиться с агрессивностью: дети рвут книги, ломают игрушки, грубят на малейшее недовольство, высказанное взрослым, могут отказываться от еды, питья.

Однако, нередко можно встретить и противоположное протекание кризисного периода, когда дети характеризуются пассивным поведением. Совершенно ясно, что причиной подобного поведения в обоих случаях являются детские переживания: происходит их перестройка – от «Я хочу» к «Так надо».

К семи годам анатомо-физиологическое развитие ребенка достигает уровня, тре­буемого учебной деятельностью. Но организм ребенка в этом возрасте интенсивно развивается, дети тянутся вверх, очевидна дисгармония в физическом развитии, когда оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это проявляется во временном ослаблении нервной системы: повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях – и требует создания для него соответствующих условий.

К сожалению, врачи нередко слышат от родителей первоклассников, что с первых дней пребывания в школе и ребенок быстро утомляется, теряет интерес к учению, отказывается ходить в школу. Все это следствие не достигнутого к концу дошкольного периода уровня готовности к обучению.

Психологическая готовность предполагает готовность интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую.

Остановимся на них подробнее.

Говоря о личностной готовности ребенка к учебной деятельности, прежде всего необходимо рассмотреть мотивационно-потребностный аспект. Важно знать, есть ли у ребенка потребность в новой деятельности, хочет ли он заниматься ею, заинтересован ли он в получении знаний, которые и составляют цель учения. Ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его стремиться к школьной жизни.

Фактически эти мотивы можно разделить на две большие группы.

Первая - главная - желание занять новую позицию. Вторая группа мотивов, побуждающих ребенка стремиться к позиции школьника, связана с внешней атрибутикой: новым видом одежды, портфелем, учебниками и т.д.

Мотивами деятельности семилетних детей выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Они могут проявляться в притязании ребенка на роль отличника. Притязание на признание в школе будет реализовывать главным образом через успеваемость. Поэтому все другие успехи, создающие статус ребенка в глазах других и его собственных глазах, уже не имеют такого значения, как школьная оценка.

Однако отсутствие собственно познавательной мотивации, проявляющейся в стремлении к получению удовольствия от процесса учения, в желании преодолевать препятствия при усвоении знаний создаст значительные трудности в обучении.

Говоря о личностной готовности, нельзя не остановиться на готовности волевой сферы ребенка к обучению в школе. Семилетний ребенок способен

· ставить цель,

· принять решение,

· наметить план действия, исполнить его,

· проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия,

· оценить результат действия.

Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда устойчивы и осознаны, удержание цели зависит то трудности задания, длительности его выполнения. Поэтому первостепенное значение приобретает воспитание мотива достижения цели, формирования у детей небоязни трудностей.

Огромное значение имеет диагностика готовности и эмоциональной сферы, точнее уровня эмоциональной напряженности. Доказано, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребенка. Чаще всего эмоциональная напряженность сказывается на психомоторике ребенка (82% детей подвержены этому воздействию), на его волевых усилиях (70%), приводит к нарушениям речи (67%), снижает эффективность запоминания (37%). Кроме того, эмоциональная напряженность оказывает сильное влияние на внутренние изменения в самих психических процессах. Наибольшие изменения происходят (по мере убывания) в памяти, психомоторике, речи, скорости мышления и внимании. [1]

Дети в этом возрасте по-разному реагируют на действие эмоциогенных факторов. Некоторая часть детей практически не изменяет продуктивности деятельности, другие же становятся полностью неспособными к какой-либо деятельности (и таких детей почти половина). У 45% детей эмоциональная напряженность влияет на 4-5 параметров психической деятельности, у 29% изменяются 6-8 параметров и у 26% - 1-3. [1]

Эмоциональная напряженность проявляется через пассивно-оборонительный или ж активно-оборонительный тип отношений ребенка с окружающими. В первом случае внутренний мир ребенка закрыт для взрослых, отсутствует вера в возможность установления эмоциональной близости с ними (как правило, провоцируется формально-педантичным подходом в общении). Второй тип характеризуется агрессивными ответами ребенка на укоры, наказания со стороны родителей (в семье, как правило, царит атмосфера несдержанности, конфликтов).

Существует и третий тип отношений ребенка к окружающим. Такие дети отличаются слабостью нервных процессов и на непосильные для них воздействия реагируют не только психологически, но и физиологическими нарушениями, такими как, энурез, заикание.

С детьми, подверженным эмоциональной напряженности, должна вестись психокоррекционная работа. Однако лучше формой ее будет профилактика: нормальные условия жизни ребенка, правильная позиция родителей, воспитателей и учителей в отношении ребенка.

Подчеркивая важность личностной готовности ребен­ка к обучению, мы в то же время должны понимать, что этого для успешного обучения недостаточно. Важную роль играет и интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Сразу необходимо сказать, что наличие тех или иных конкретных знаний и умений у ребенка не может служить критерием его готовности к школе.

Адекватный подход к установлению готовности ре­бенка к школе состоитв проверке степени развития основ­ных психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления т.д.

Рассмотрим, какими параметрами характеризуется сенсорное развитие семилеток. При поступлении в школу ребенок должен уметь устанавливать идентичность предметов и их свойств тому или иному эталону. Если речь идет о цвете, то он должен уметь дифференцировать цвета. Аналогично - видеть форму, размер предмета. Однако у большинства детей еще отсутствует умение анализировать воспринимаемые свойства предметов.

Известно, что внимание бывает двух видов: не­произвольное и произвольное. Семилетний ребенок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но у него фактиче­ски еще не сформировалось произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не ин­тересно. Учебная деятельность не может обойтись без произ­вольного внимания, поэтому уже до момента поступления в школу родителям, воспитателям необходимо прилагать достаточно усилий планомерному формированию этого вида внимания у детей.

Характеристика памяти у детей семи лет анало­гична характеристике внимания. Ребенок легко и быстро за­поминает то, что привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, т.е. то, что непосредственно интересно для него. Как и в случае со вниманием, для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. В первые же дни школьной жизни он должен запоминать правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам. Ученик должен за­помнить то, что ему надо сделать дома, и т.д. Учебная дея­тельность постепенно приведет ребенка к произвольным видам памяти, внимания. Но, как показывает опыт, без специального обучения учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения, далеко не всегда научаются быть внимательными.

Некоторые дети, поступающие в первый класс все еще находятся на стадии наглядно-действенного мышления, которая, как Вы помните, характеризуется тем, что дети, не могут выполнять действия без опоры на предметы или их материальные заме­нители (модели). Кроме того, выполнение действия производится рукой. Для истинного же усвоения учебного материала ребенок должен сам получить результат в материальном, практическом виде, осуществляя предварительное мысленное планирование. То есть, ребенок должен быть на стадии наглядно-образного мышления. В этом случае он может понимать и выполнять действия, не используя рук (их заменяет глаз).

Обобщения производятся детьми этого возраста обычно на основе внешних, легко воспринимаемых признаков или признаков функциональных. Вместе с тем семилетки обнаруживают интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов.

Они пытаются сами экспериментировать, чтобы найти ин­тересующий их ответ. Дети этого возраста задают множество вопросов, касающихся разных явлений и предметов окру­жающего мира.

К семи годам у ребенка достаточно хорошо развита речь. Дети в практике общения уже усвоили грамма­тику родного языка, правильно строят свою речь, но делают это чисто интуитивно. Язык как предмет изучения войдет в их жизнь в школе. Если ребенок посещал детский сад или если с ним специально занимались в семье, то он к семи годам спо­собен произвести звуковой анализ слов. Расчленение слова на составляющие его звуки и указание порядка этих звуков в слове имеют первостепенное значение для обучения детей чтению и письму. Запас слов существенно расширяется (от трех до семи тысяч) но это зависит от условий жизни и воспита­ния ребенка в дошкольном детстве.

 

Воображение, как познавательная функция ребенка семи лет активно используется им, и имеет большое значение не только для учебной деятельности. Ребенок может сочинить сказку, придумать рассказ по картинке, нарисовать вообра­жаемую ситуацию. При этом одни дети стремятся нарисовать то, что есть в реальности, а других больше занимает фанта­стическая картина мира. Развитие воображения детей, посту­пающих в школу, подготовлено дошкольными играми, сказ­ками.

Бесспорно, учителю совершенно необходимо знать, какого уровня развития достигли основные психические функции ребенка, приступающего к обучению. Однако по одной из них решать вопрос о готовности ребенка к обучению не следует.

Итак, мы видели, что у детей этого возраста или совсем еще нет произвольных форм памяти и внимания или они в начале становления. В то же время учебный процесс требует их. За­ключать на этом основании, что дети не готовы к школе - неверно. Дело в том, что именно учебная деятельность спо­собствует становлению произвольности.

Мы подробно рассмотрели все сферы психической жизни ребенка, имеющие важное значение в формировании его готовности к обучению в школе. Охарактеризовали особенности познавательных процессов, мотивации, воли.

При любом обучении дети, заканчивающие начальную школу, существенно отличаются от поступивших в первый класс. Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристи­ки всех их психических процессов. Произвольность формиру­ется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся науча­ютсяуправлять своим поведением (в той или иной степени), преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, ис­кать лучшие пути ее достижения

Второе важное новообразование - рефлексия. Учитель тре­бует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Больше того - оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами друго­го человека - со стороны - и оценивать свою деятельность. Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументиро­вать, обосновывать свою деятельность и называется рефлексией.

В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. По­степенно они научаются заменять предметы словами (устный счет, например), удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя - в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

Итак, психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новооб­разованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним пла­ном действий.

Развитие указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с овладением ими различными ви­дами познавательной деятельности. Так, при поступлении в школу, дети неспособны провести самостоятельный анализ различных свойств воспринимаемых объектов. Они обычно ограничиваются называнием цвета и формы. В процессе учения дети научают­ся целенаправленному восприятию предметов. Вначале учи­тель дает внешний образец движения взора по воспринимае­мому объекту, используя указку. Затем ребенок научается составлять схему, словесный план наблюдения, исходя из его цели. Таким образом формируется произвольное, целена­правленное наблюдение - один из важных видов познава­тельной деятельности.

Существенно изменяется и деятельность, связанная с запо­минанием и воспроизведением того, что осталось в памяти. Первоклассники легко запоминают яркое, эмоционально впе­чатляющее. Они склонны к буквальному запоминанию. Но учение постоянно требует нового типа запоминания, где вна­чале происходит анализ запоминаемого, выделение главного, группировка материала и т.д. Постепенно формируются приемы произвольного, осмысленного запоминания. Непро­извольное запоминание сохраняет свою ценность, но и оно претерпевает изменения, идущие в сторону осмысления запо­минаемого материала. Предварительная работа с материалом оказывается решающей для запоминания: материал запоми­нается как бы сам собой.

Постепенное формирование внут­реннего плана действий приводит к существенным изменени­ям во всех интеллектуальных процессах. Вначале дети склон­ны делать обобщения по внешним, как правило, несуществен­ным признакам. Но в процессе обучения учитель фиксирует их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно не воспринимается, поэтому учащиеся переходят на более вы­сокий уровень обобщений, оказываются способными усваивать научные понятия, не опираясь на наглядный материал.

В начальной школе происходит развитие всех познава­тельных процессов, но изменения в восприятии, в памяти явля­ются производными от мышления (Л.С.Выго­тский Д.Б.Эльконин). Именно мышление стано­вится центром развития в этот период детства. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуали­зации. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведе­ние. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных про­цессов и составляют основное содержание умственного раз­вития в младшем школьном возрасте. Новым качеством мышления школьника становиться способность к абстрагированию, отвлечению от внешних свойств предметов.

Особое внимание необходимо уделит новообразованию личностной сферы.

Огромное значение для развития личности младшего школьника имеют отношения между одноклассниками, другими детьми. Именно в этот период возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность и т.д. На этой основе начинает формироваться направленность, появляются новые нравственные чувства, усваиваются нравственные требования.

Для возраста характерна некоторая текучесть взаимоотношений между детьми, в ее основе лежит стремление ребенка найти для себя наиболее близкого друга.

Произвольность поведения обусловливает становление и развитие у учеников четвертых-пятых классов чувства взрослости. Различают:

- социально-моральную взрослость (участие ребенка в заботах о семье, ее благополучии, помощь взрослым),

- интеллектуальную взрослость (самообразование),

- внешнюю взрослость (прямое подражание взрослым в манерах, одежде)

Показателями возникновения чувства взрослости являются:

- требование «взрослого» отношения к себе,

- стремление к самостоятельности,

- наличие собственной линии поведения, взглядов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: