Вхождение в школьный возраст знаменуется кризисом семи лет. В это промежуток времени ребенок резко меняется, становится более трудным для воспитания. Он зол, капризен, упрям. Нередко можно встретиться с агрессивностью: дети рвут книги, ломают игрушки, грубят на малейшее недовольство, высказанное взрослым, могут отказываться от еды, питья.
Однако, нередко можно встретить и противоположное протекание кризисного периода, когда дети характеризуются пассивным поведением. Совершенно ясно, что причиной подобного поведения в обоих случаях являются детские переживания: происходит их перестройка – от «Я хочу» к «Так надо».
К семи годам анатомо-физиологическое развитие ребенка достигает уровня, требуемого учебной деятельностью. Но организм ребенка в этом возрасте интенсивно развивается, дети тянутся вверх, очевидна дисгармония в физическом развитии, когда оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это проявляется во временном ослаблении нервной системы: повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях – и требует создания для него соответствующих условий.
К сожалению, врачи нередко слышат от родителей первоклассников, что с первых дней пребывания в школе и ребенок быстро утомляется, теряет интерес к учению, отказывается ходить в школу. Все это следствие не достигнутого к концу дошкольного периода уровня готовности к обучению.
Психологическая готовность предполагает готовность интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую.
Остановимся на них подробнее.
Говоря о личностной готовности ребенка к учебной деятельности, прежде всего необходимо рассмотреть мотивационно-потребностный аспект. Важно знать, есть ли у ребенка потребность в новой деятельности, хочет ли он заниматься ею, заинтересован ли он в получении знаний, которые и составляют цель учения. Ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его стремиться к школьной жизни.
|
Фактически эти мотивы можно разделить на две большие группы.
Первая - главная - желание занять новую позицию. Вторая группа мотивов, побуждающих ребенка стремиться к позиции школьника, связана с внешней атрибутикой: новым видом одежды, портфелем, учебниками и т.д.
Мотивами деятельности семилетних детей выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Они могут проявляться в притязании ребенка на роль отличника. Притязание на признание в школе будет реализовывать главным образом через успеваемость. Поэтому все другие успехи, создающие статус ребенка в глазах других и его собственных глазах, уже не имеют такого значения, как школьная оценка.
Однако отсутствие собственно познавательной мотивации, проявляющейся в стремлении к получению удовольствия от процесса учения, в желании преодолевать препятствия при усвоении знаний создаст значительные трудности в обучении.
Говоря о личностной готовности, нельзя не остановиться на готовности волевой сферы ребенка к обучению в школе. Семилетний ребенок способен
· ставить цель,
· принять решение,
· наметить план действия, исполнить его,
· проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия,
· оценить результат действия.
Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда устойчивы и осознаны, удержание цели зависит то трудности задания, длительности его выполнения. Поэтому первостепенное значение приобретает воспитание мотива достижения цели, формирования у детей небоязни трудностей.
|
Огромное значение имеет диагностика готовности и эмоциональной сферы, точнее уровня эмоциональной напряженности. Доказано, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребенка. Чаще всего эмоциональная напряженность сказывается на психомоторике ребенка (82% детей подвержены этому воздействию), на его волевых усилиях (70%), приводит к нарушениям речи (67%), снижает эффективность запоминания (37%). Кроме того, эмоциональная напряженность оказывает сильное влияние на внутренние изменения в самих психических процессах. Наибольшие изменения происходят (по мере убывания) в памяти, психомоторике, речи, скорости мышления и внимании. [1]
Дети в этом возрасте по-разному реагируют на действие эмоциогенных факторов. Некоторая часть детей практически не изменяет продуктивности деятельности, другие же становятся полностью неспособными к какой-либо деятельности (и таких детей почти половина). У 45% детей эмоциональная напряженность влияет на 4-5 параметров психической деятельности, у 29% изменяются 6-8 параметров и у 26% - 1-3. [1]
Эмоциональная напряженность проявляется через пассивно-оборонительный или ж активно-оборонительный тип отношений ребенка с окружающими. В первом случае внутренний мир ребенка закрыт для взрослых, отсутствует вера в возможность установления эмоциональной близости с ними (как правило, провоцируется формально-педантичным подходом в общении). Второй тип характеризуется агрессивными ответами ребенка на укоры, наказания со стороны родителей (в семье, как правило, царит атмосфера несдержанности, конфликтов).
|
Существует и третий тип отношений ребенка к окружающим. Такие дети отличаются слабостью нервных процессов и на непосильные для них воздействия реагируют не только психологически, но и физиологическими нарушениями, такими как, энурез, заикание.
С детьми, подверженным эмоциональной напряженности, должна вестись психокоррекционная работа. Однако лучше формой ее будет профилактика: нормальные условия жизни ребенка, правильная позиция родителей, воспитателей и учителей в отношении ребенка.
Подчеркивая важность личностной готовности ребенка к обучению, мы в то же время должны понимать, что этого для успешного обучения недостаточно. Важную роль играет и интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Сразу необходимо сказать, что наличие тех или иных конкретных знаний и умений у ребенка не может служить критерием его готовности к школе.
Адекватный подход к установлению готовности ребенка к школе состоитв проверке степени развития основных психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления т.д.
Рассмотрим, какими параметрами характеризуется сенсорное развитие семилеток. При поступлении в школу ребенок должен уметь устанавливать идентичность предметов и их свойств тому или иному эталону. Если речь идет о цвете, то он должен уметь дифференцировать цвета. Аналогично - видеть форму, размер предмета. Однако у большинства детей еще отсутствует умение анализировать воспринимаемые свойства предметов.
Известно, что внимание бывает двух видов: непроизвольное и произвольное. Семилетний ребенок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но у него фактически еще не сформировалось произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не интересно. Учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания, поэтому уже до момента поступления в школу родителям, воспитателям необходимо прилагать достаточно усилий планомерному формированию этого вида внимания у детей.
Характеристика памяти у детей семи лет аналогична характеристике внимания. Ребенок легко и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, т.е. то, что непосредственно интересно для него. Как и в случае со вниманием, для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. В первые же дни школьной жизни он должен запоминать правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам. Ученик должен запомнить то, что ему надо сделать дома, и т.д. Учебная деятельность постепенно приведет ребенка к произвольным видам памяти, внимания. Но, как показывает опыт, без специального обучения учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения, далеко не всегда научаются быть внимательными.
Некоторые дети, поступающие в первый класс все еще находятся на стадии наглядно-действенного мышления, которая, как Вы помните, характеризуется тем, что дети, не могут выполнять действия без опоры на предметы или их материальные заменители (модели). Кроме того, выполнение действия производится рукой. Для истинного же усвоения учебного материала ребенок должен сам получить результат в материальном, практическом виде, осуществляя предварительное мысленное планирование. То есть, ребенок должен быть на стадии наглядно-образного мышления. В этом случае он может понимать и выполнять действия, не используя рук (их заменяет глаз).
Обобщения производятся детьми этого возраста обычно на основе внешних, легко воспринимаемых признаков или признаков функциональных. Вместе с тем семилетки обнаруживают интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов.
Они пытаются сами экспериментировать, чтобы найти интересующий их ответ. Дети этого возраста задают множество вопросов, касающихся разных явлений и предметов окружающего мира.
К семи годам у ребенка достаточно хорошо развита речь. Дети в практике общения уже усвоили грамматику родного языка, правильно строят свою речь, но делают это чисто интуитивно. Язык как предмет изучения войдет в их жизнь в школе. Если ребенок посещал детский сад или если с ним специально занимались в семье, то он к семи годам способен произвести звуковой анализ слов. Расчленение слова на составляющие его звуки и указание порядка этих звуков в слове имеют первостепенное значение для обучения детей чтению и письму. Запас слов существенно расширяется (от трех до семи тысяч) но это зависит от условий жизни и воспитания ребенка в дошкольном детстве.
Воображение, как познавательная функция ребенка семи лет активно используется им, и имеет большое значение не только для учебной деятельности. Ребенок может сочинить сказку, придумать рассказ по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию. При этом одни дети стремятся нарисовать то, что есть в реальности, а других больше занимает фантастическая картина мира. Развитие воображения детей, поступающих в школу, подготовлено дошкольными играми, сказками.
Бесспорно, учителю совершенно необходимо знать, какого уровня развития достигли основные психические функции ребенка, приступающего к обучению. Однако по одной из них решать вопрос о готовности ребенка к обучению не следует.
Итак, мы видели, что у детей этого возраста или совсем еще нет произвольных форм памяти и внимания или они в начале становления. В то же время учебный процесс требует их. Заключать на этом основании, что дети не готовы к школе - неверно. Дело в том, что именно учебная деятельность способствует становлению произвольности.
Мы подробно рассмотрели все сферы психической жизни ребенка, имеющие важное значение в формировании его готовности к обучению в школе. Охарактеризовали особенности познавательных процессов, мотивации, воли.
При любом обучении дети, заканчивающие начальную школу, существенно отличаются от поступивших в первый класс. Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся научаютсяуправлять своим поведением (в той или иной степени), преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, искать лучшие пути ее достижения
Второе важное новообразование - рефлексия. Учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Больше того - оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами другого человека - со стороны - и оценивать свою деятельность. Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и называется рефлексией.
В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами (устный счет, например), удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя - в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.
Итак, психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий.
Развитие указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с овладением ими различными видами познавательной деятельности. Так, при поступлении в школу, дети неспособны провести самостоятельный анализ различных свойств воспринимаемых объектов. Они обычно ограничиваются называнием цвета и формы. В процессе учения дети научаются целенаправленному восприятию предметов. Вначале учитель дает внешний образец движения взора по воспринимаемому объекту, используя указку. Затем ребенок научается составлять схему, словесный план наблюдения, исходя из его цели. Таким образом формируется произвольное, целенаправленное наблюдение - один из важных видов познавательной деятельности.
Существенно изменяется и деятельность, связанная с запоминанием и воспроизведением того, что осталось в памяти. Первоклассники легко запоминают яркое, эмоционально впечатляющее. Они склонны к буквальному запоминанию. Но учение постоянно требует нового типа запоминания, где вначале происходит анализ запоминаемого, выделение главного, группировка материала и т.д. Постепенно формируются приемы произвольного, осмысленного запоминания. Непроизвольное запоминание сохраняет свою ценность, но и оно претерпевает изменения, идущие в сторону осмысления запоминаемого материала. Предварительная работа с материалом оказывается решающей для запоминания: материал запоминается как бы сам собой.
Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах. Вначале дети склонны делать обобщения по внешним, как правило, несущественным признакам. Но в процессе обучения учитель фиксирует их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно не воспринимается, поэтому учащиеся переходят на более высокий уровень обобщений, оказываются способными усваивать научные понятия, не опираясь на наглядный материал.
В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления (Л.С.Выготский Д.Б.Эльконин). Именно мышление становится центром развития в этот период детства. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляют основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Новым качеством мышления школьника становиться способность к абстрагированию, отвлечению от внешних свойств предметов.
Особое внимание необходимо уделит новообразованию личностной сферы.
Огромное значение для развития личности младшего школьника имеют отношения между одноклассниками, другими детьми. Именно в этот период возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность и т.д. На этой основе начинает формироваться направленность, появляются новые нравственные чувства, усваиваются нравственные требования.
Для возраста характерна некоторая текучесть взаимоотношений между детьми, в ее основе лежит стремление ребенка найти для себя наиболее близкого друга.
Произвольность поведения обусловливает становление и развитие у учеников четвертых-пятых классов чувства взрослости. Различают:
- социально-моральную взрослость (участие ребенка в заботах о семье, ее благополучии, помощь взрослым),
- интеллектуальную взрослость (самообразование),
- внешнюю взрослость (прямое подражание взрослым в манерах, одежде)
Показателями возникновения чувства взрослости являются:
- требование «взрослого» отношения к себе,
- стремление к самостоятельности,
- наличие собственной линии поведения, взглядов.