Известно, что первый период в развитии ребенка называется новорожденность, и длиться он от момента рождения до одного, иногда двух месяцев.
Важнейшим продуктом психического развития новорожденности - является индивидуальная жизнь новорожденного.
Подумайте, почему жизнь ребенка в эмбриональный период нельзя назвать индивидуальной, на каком основании?
С момента рождения индивидуальной становится и психическая жизнь ребенка. Фактом готовности становится готовность нервной системы к обслуживанию психических проявлений.
В первые дни после рождения большое значение имеют филогенетические более древние анализаторы – кожный, вкусовой, обонятельный и меньше филогенетически молодые – зрительный и слуховой.
Важная особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходят у него быстрее, чем развитие телесных движений (главное отличие от животных!!!).
Хотя зрительный и слуховой аппараты новорожденного вступают в строй с 1 дня жизни, их работа пока несовершенна. Зрительные реакции вызывает только свет, находящийся вблизи, слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых месяцев зрение и слух постоянно совершенствуются. Источниками зрительных и слуховых впечатлений и их организатором становится взрослый.
Новорожденный реагирует на болевые, тактильные, температурные и др. раздражители. Сильное раздражение кожи (укол) вызывает защитное отдергивание, мелькание предмета – зажмуривание век, яркий свет – сужение зрачка. Эти реакции – защитные рефлексы.
Кроме защитных реакций, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем - это ориентировочные рефлексы. Наблюдениями установлено, что уже в период с 1 до 3 дня сильный источник света вызывает поворот в его сторону.
|
Легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.
Кроме названных, у ребенка присутствуют:
· Сосательный рефлекс (сосет любой предмет, вложенный в рот);
· Цеплятельный рефлекс (прикосновение ладони – реакция схватывания);
· Рефлекс отталкивания (ползания) – при прикосновении к подошвам ног и др.
Цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания являются атавистическими рефлексами, представляющими наследство животных предков; движения, связанные с этими рефлексами, в дальнейшем угасают.
Решающим аргументом в пользу признания психической жизни новорожденного является выразительный характер движений, с помощью которых ребенок выражает эмоции горя, страха, печали.
Уже в первые дни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле: основанием для крика служат голод, мокрые пеленки… Плач становится естественным выражением всякого рода страданий (физических, духовных).
Поворотный пункт в психическом развитии младенца приходится на середину между вторым и третьим месяцами. Заканчивается формирование слухового и зрительного анализаторов. Вырабатываются условные рефлексы на звуковые и зрительные стимула, исчезает ригидность мышц, появляется принципиально новая психическая способность младенца – комплекс оживления. Биологический смысл его в том, что он включает все те элементы, из которых в дальнейшем будут формироваться двигательные механизмы – хватание, речь. Важнейшим симптомом начала этого периода является появление улыбки в ответ на человеческий голос, смех, т.е. впервые появляется специфически человеческая реакция ребенка.
|
Наиважнейшим средством общения в младенчестве являются экспрессивные действия: улыбка, вокализация, активные двигательные реакции. Младенец, в свою очередь, нуждается в избирательном наборе средств общения – не все средства хороши! Исследования показали, что попытки организовать общение с младенцами трех месяцев на основе чисто словесных воздействий – бесплодны. Годовалых детей длинные монологи раздражают.
Подумайте, с чем это связано?
Часто в разговоре с молодыми мамами можно услышать: «Мой малыш просто гений, говорить со мной пытается. Правда не совсем получается, буквы плохо выговаривает, но я-то уж его понимаю». Справедливо напрашивается вопрос – действительно ли ребенок пытается словесно высказать свои потребности, или произносимые им звуки это что-то другое?
Конечно же, это не речь, не разговор на предмет чего-либо. Это лишь выражение эмоций, чувств, состояний, и если и выражение потребности, то не в чем-то конкретном, а в общении.
Таким образом, нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и овладении ею.
После 3-х месяцев, когда ребенок в хорошем настроении, он издает звуки, гулит. Часто гуление становится интенсивнее, если рядом взрослый. Через лепет малыш выражает готовность к общению; лепеча, научается произносить и различать все новые речевые звуки. Лепету сопутствует постепенное совершенствование употребления губ, языка, дыхания.
|
Издавая звуки, малыш прислушивается к ним. Случается, подражает сам себе, повторяя случайно произнесенный звук. В возрасте около 4-х месяцев ребенок может довольно выразительно подражать ритму произносимых звуков.
Задача 1. Мама все время разговаривает с сыном: на прогулке, дома, пытается обращать его внимание на окружающие предметы, рассказывает стишки, поет песенки. Подруга недоуменно спрашивает: «Ну что ты с ним тараторишь, все равно он ничегошеньки не понимает».
Подумайте, кто прав: мама или ее подруга? Почему?
Процесс обучения детей пониманию речи строится обычно следующим образом: взрослый спрашивает ребенка «Где что-то»? Вопрос вызывает у младенца ориентировочную реакцию на поведение взрослого. Обычно названный предмет тут же показывают. В результате многократных повторений возникает связь произносимого взрослым слова с предметом, на который указывают. Формирование этой связи начинается с общей реакции на место, где обычно находится предмет, и на интонацию вопроса - это и есть начальная форма понимания речи. В младенческом возрасте интонация вопроса, обращенного к ребенку, определяет понимание речи.
При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения) уступает место общению по поводу игрушек, предметов, перерастает в совместную деятельность. Социальная ситуация развития ребенка первого года жизни и состоит в том, что все поведение и деятельность ребенка реализуется им или непосредственно через взрослого или в сотрудничестве с ним. В связи с этим ведущую деятельность в данном возрасте можно охарактеризовать как непосредственно-эмоциональное общение.
За 1-ый год жизни ребенок научается
· держать головку,
· садиться,
· ползать,
· передвигаться на четвереньках,
· принимать вертикальное положение и делать несколько шагов;
· тянуться к предметам, схватывать и удерживать их;
· манипулировать: размахивать, бросать, постукивать о кроватку.
Наряду с такими прогрессивными движениями могут складываться и закрепляться тупиковые виды движения, тормозящие развитие: сосание пальцев, рассматривание руки, ощупывание рук, раскачивание на четвереньках.
Первые (прогрессивные) движения способствуют получению новых впечатлений, вторые (тупиковые) отгораживают ребенка от внешнего мира.
Первые манипуляции просты: схватывание, отпускание. Вскоре они усложняются: налицо результат – перемещение игрушки в пространстве (удаление, приближение). К концу 1-ого – началу 2-ого полугодия в манипуляциях ребенка проявляется устойчивая направленность на результат.
Дальнейшее развитие манипулирования – действия с несколькими предметами. К концу первого года жизни освоены такие операции, как укладывание, вкладывание, нанизывание, открывание и т.п.
Все новые реакции, характерные для этого периода, можно разделить на три вида –
· повторные,
· цепные и
· реакции подражания.
Повторные – это похлопывание рукой, предметом о предмет, трясение перильцев кроватки, произнесение повторных слогов;
цепные – ползание, сажание, вставание, ходьба;
подражание - подражание действиям взрослых.
Подумайте, какой из названых видов реакций имеет значение при определении зоны ближайшего развития?
В этот же период дети начинают замечать прямые и косвенные результаты своих действий и пытаются, повторяя действия, снова их воспроизвести.
Задача 3. Гоша любит выбрасывать игрушки из своей кроватки. Мама все время ворчит по этому поводу, но игрушки опять возвращает в кроватку.
Правильно ли ведет себя мама? Как бы вы поступили на ее месте?
Ориентировка носит нерасчлененный характер – в ней трудно выделить отдельные стороны, которые можно было бы определить как внимание, восприятие, мышление, память.
Лишь ко 2-ому полугодию можно наблюдать постепенное появление особых ориентировочных действий, направленных на обследование окружающего пространства.
Как показывают наблюдения, ребенок вполне свободно может сосредоточить взор на предмете. Возникают инициативные движения глаз – перевод взора от предмета к предмету.
Слуховое сосредоточение тоже становится длительным.
Зрение и слух координируются.
Наиболее явно внимание к свойствам предмета обнаруживается к концу года. Предметы для ребенка начинают выступать как нечто постоянно существующее, имеющее определенные, неизменные формы. Дети начинают узнавать предметы, независимо от их положения в пространстве.
В последние месяцы года дети уже способны выполнять действия, основанные на установлении простейших связей и отношений между предметами и их свойствами, т.е. мыслительные действия.
Итак, результаты психического развития ребенка в раннем детстве:
Ведущей деятельностью являлась предметно-манипулятивная. Именно она послужила основой формирования психологических новообразований.
Речь, благодаря общению изменила и структуру восприятия, которое стало осмысленным, предметным обобщенным.
Еще одним приобретением раннего возраста стало наглядно-действенное мышление.
Центральным же новообразованием данного периода можно назвать сознание в полном смысле этого слов (теперь сознание опосредованно речью). Обобщение стало функцией сознания в целом, а не только мышления.
РАННИЙ ВОЗРАСТ
Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми. Именно в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. «Немые» формы руководства становятся недостаточными, а возрастающий интерес ребенка к предметам побуждает его постоянно обращаться к взрослым.
В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям:
· совершенствуется понимание речи взрослых и
· формируется собственная активная речь ребенка.
Умение относить слова к обозначаемым ими предметам и действиям приходит к ребенку не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. (Например, ребенок может вполне четко выполнять по слову определенные действия при общении с одним человеком и вовсе не реагировать на те же слова, произносимые другим взрослым).
В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если эти слова многократно повторяются в сочетании с определенными жестами. Так, если перед ребенком лежит кукла и взрослый говорит: «Дай куклу», - ребенок выполняет просьбу, но если кукла вне поля зрения ребенка, слова взрослого вызывают ориентировочную реакцию на голос, но не приводят к поиску игрушки.
Если же перед ребенком лежит несколько игрушек, то скорее он подаст наиболее интересную с его точки зрения.Если несколько раз повторить одну и ту же просьбу, а затем сказать другую, то ребенок выполнит первую.
Для ребенка 2-ого года слово носит в большей мере пусковое, чем тормозящее значение: ребенку значительно легче начать действие, чем прекратить уже начатое. Но, запрет («нельзя!») к началу раннего детства, хотя ребенок и понимает значение слова, не действует магически, наоборот, ребенок спешит совершить, довести до конца задуманное.
Теперь, используя знание данной особенности, попробуйте решить следующую проблемную ситуацию.
К Вам в гости пришла подруга с ребенком. Девочка Маша, 2-х лет, очень живая и любознательная. Вдруг Вы замечаете, что Маша бежит в направлении Вашей любимой вазы, которая стоит на столе. Вы понимаете, что перехватить ребенка и забрать вазу не успеете.
Можно ли спасти вазу?
Что для этого нужно предпринять?
Лишь на третьем году речевые указания взрослых начинают регулировать поведение ребенка. Понимание речи взрослых качественно изменяется: ребенок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого.
Таким образом, слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приобретением – дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности.
Развитие активной речи до полутора лет идет медленно – усваивается от 30-40 до 100 слов, и употребляются они редко. К концу 2-ого года до 300 слов, к концу 3-его – освоено от 500 до 1500 слов.
В синтаксисе также происходят изменения: до 1 г 10 мес. – дети ограничиваются предложениями, состоящими из 1-2 слов, не изменяющихся по родам и падежам, притом каждое такое слово может иметь несколько значений. Позже речь приобретает связный характер и к 3 годам ребенок овладевает употреблением многих падежных окончаний, согласованием слов в предложении.
Особая роль в процессе становления речи принадлежит и вниманию. Дети с ограниченными возможностями концентрации внимания нередко отстают в развитии речи.
Существует 6 стадий, которые необходимо пройти ребенку для улучшения внимания. В рамках возраста дети осваивают первые три стадии.
Первая стадия – очень рассеянные дети.
Таких детей отвлекает шум, другие игрушки и занятия других детей. Ограниченность внимания проявляется в возбужденном поведении - ребенок постоянно переходит от одного вида занятия к другому. Рекомендация: главное в помощи рассеянному ребенку – это выделить время, которое он проводит с одним взрослым, в тихой комнате, с минимумом отвлекающих факторов. Внимание рассеянного ребенка удерживается примерно одну минуту. Подбор игрушек должен производиться с учетом его интересов, а игра должна быть короткой.
Вторая стадия – стадия фиксированного внимания.
На втором году жизни ребенок может концентрироваться на чем-либо по своему выбору. Малыш не может одновременно слушать взрослого и продолжать при этом свое занятие.
Третья стадия – гибкое одноканальное внимание.
Начинается в возрасте двух – трех лет. Внимание все еще одноканальное, но более гибкое. Ребенок уже может переключаться со своего занятия в ответ на обращение к нему, а затем продолжать свое дело.
Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий.
Годовалый ребенок не способен последовательно, систематически осмотреть предмет. Он выхватывает какой-то один, бросающийся в глаза признак и реагирует только на него, по нему и опознает предметы [усвоив слово «пти» (птичка) ребенок так называет все предметы, имеющие выступ, похожий на клюв].
Дети второго года не воспринимают рисунки и фотографии как изображение предметов и людей. Для них изображенные предметы – это вполне самостоятельные предметы, поэтому, называя правильно предмет, ребенок не отождествляет его с носителем в полном смысле: отождествляется одна выделенная деталь, а все остальное как бы не существует.
Цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет. Сначала дети выделяют (выбирают) форму, затем величину, и только потом цвет.
С 2-х с половиной - 3-х лет становится доступным зрительный выбор по образцу –более сложная задача, чем простое узнавание. Ребенок начинает понимать, что существует много предметов, имеющих одинаковые свойства и разные их комбинации. Но детям раннего возраста еще трудно выполнять выбор по образцу, если предлагаются для выбора не два, а более предметов и они имеют сложную форму или имеют несколько частей и их окраска включает несколько чередующихся цветов.
Как правило, на третьем году жизни некоторые хорошо знакомые ему предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства любых других предметов (как домик, как огурчик и т.д.).
Восприятие ребенка раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями, именно поэтому необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями свойств предметов, выполняя предметные действия, требующие их учета.
Наряду со зрительным развивается и слуховое восприятие, фонематический слух. От восприятия слов как нерасчлененных звуковых комплексов с ритмическим строением, ребенок переходит к восприятию их звукового состава. Звуки разных типов начинают выделяться в слова и опознаваться ребенком в определенной последовательности (сначала гласные, затем согласные). К концу 2-ого года дети уже воспринимают все звуки родного языка.
Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Однако в раннем детстве ребенок овладевает умением решать наглядно-образным путем только ограниченный круг простейших задач. Задачи более сложные им либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане.
Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщенно-мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщений создает усвоение речи (часы – будильник, настенные, ручные…), [кх – кошка, шапка, вилка (острая, как коготки), бабушка (глаза)].
На третьем году жизни в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг – начинает формироваться знаковая функция сознания. Знаковая функция состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Знаковая функция не открывается, а усваивается ребенком. Образцы замещений дает взрослый, но усвоение происходит, если оно подготовлено собственной деятельностью.
Особенностью развития мышления в раннем детстве является разобщенность развития наглядно-образного, наглядно-действенного мышления, формирования обобщения и усвоения знаковой функции сознания. Их соединение происходит в дошкольном возрасте.
Задача 13.
Саша, показав на кукольный стул, спросил у мамы, что это такое, услышав ответ, что это стул, он попытался на него сесть, но попытка не удалась. Мальчик расстроился.
Какой вид мышления развит у ребенка?
Память развивается чрезвычайно интенсивно (сензитивный период 1,6 г. до 3-х лет). В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Преобладают двигательная и эмоциональная память. Лучше всего запоминаются собственные действия и переживания. Однако, память в этом возрасте непроизвольна, и такое запоминание ничего не говорит об общем умственном развитии. Для запоминания имеет значение частота повторения действий.
До 3-х лет воспоминания о самом себе и об окружающем обычно не сохраняются, т.к. ребенок не может рассматривать последовательность событий в контексте движущегося времени жизни, в единстве и тождественности «Я».
В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону, отличную от других. Произвольно овладевает своим телом: совершает преобразования со своим телом, свойственные исключительно пластике малолетнего ребенка (повисает на стуле вниз головой, смотрит на мир сквозь ноги и т.д.). Он пристально наблюдает все статические изменения своего тела и чувственно переживает мышечное чувство. Он как бы играет со своей тенью.
Подумайте, почему ребенок 2-3 лет часто идет не по ровной удобной дороге, а по кочкам, камням, горкам, даже если там постоянно спотыкается и падает.
Интенсивно развивается лицо ребенка: конституционально и мимически. Лицо заметно меняет свои пропорции, появляются 2 ряда мелких зубиков. Выразительность мимики становится все более разнообразной: просящий взгляд, лукавые полуулыбки. Однако большинство мимических выражений ребенком еще не контролируются.
Телесные переживания ребенка занимают одно из главных мест в процессе развития. Телесное развитие сопряжено с психическим развитием. Особое место в телесном развитии занимает т елесная дифференциация. В процессе двигательного развития у ребенка происходит значимая для телесного и психического развития дифференциация функций левой и правой руки (начинают определяться право- и леворукие).
Происходит развитие общей телесной координации. Осваивается прямохождение, развивающее возможности ориентировки в пространстве, возможности ознакомления с предметами и их свойствами.
Телесные контакты, особенно со значимым взрослым, помимо удовольствия, придают малышу уверенность в себе и чувство радости бытия. Телесная поддержка ребенка субъективно для него выступает как признание его ценности, а в раннем возрасте ребенок уже начинает стремиться к признанию.
В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.
Притязание на признание и идентификация с именем теснейшим образом развивается с другими параметрами самопознания. Важнейшей особенностью развития самопознания является познание себя как субъекта действия. Ребенок раннего возраста непременно проходит период, когда он помногу раз совершает одно и то же действие, при этом неукоснительно контролируя это действие в стереотипном его исполнении и в небольших вариациях (открывает и закрывает дверь, ящик в шкафу, толкает предмет со стола, чтобы тот упал…). Именно в этих действиях ребенок чувствует свою вол ю, выделяет самого себя из окружающего мира. Под влиянием возрастающей практической самостоятельности происходит осознание себя как источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других. Внешне это выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом: «Я хочу», «Дайте мне» и т.д.
Таким образом, социальное развитие ребенка идет по двум напра влениям:
1. Через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и
2. Через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей.
Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальных норм (ровесника). Возможность сознательно управлять своим поведением у ребенка раннего возраста крайне ограничена (к систематическому контролю он еще не способен). Ему хочется немедленного удовлетворения желаний. Еще труднее выполнение непривлекательных требований взрослых.
К концу 3-его года он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, как и взрослые, иметь независимость, самостоятельность.
Испытание собственной воли и открытый негативизм и упрямство имеют разные нюансы в поведении.
В первом случае, ребенку можно помочь испытать самого себя, предложив определенные трудные ситуации. Негативизм и упрямство развиваются внутри отношений взрослых и ребенка. Кризис 3-х лет и возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми.
Каковы же проявления данного кризиса?
Наиболее очевидным симптомом наступления кризиса является возникновение негативизма в поведении ребенка. Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет в разрез с тем, что ему говорят взрослые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Негативизм всегда социально окрашен – он обращен к взрослому.
Следующим характерным симптомом кризиса является упрямство в поведении. Упрямство – это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого хочет, а потому, что он этого потребовал.
Третий симптом кризиса – строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа жизни.
Четвертый симптом – своеволие, своенравие в поведении ребенка. Оно заключается в тенденции к самостоятельности. Этот момент всегда следует учитывать, когда мы слышим знаменитое – «Я сам!». Он действительно хочет все делать сам и подавить эту тенденцию, значит обречь его на вечную зависимость – сначала от мамы с папой, затем от сверстников и всех других.
Пятый симптом кризиса – протест – бунт. Все в поведении малыша в ряде случаев начинает носить протестующий характер. Он воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями становятся обычным делом.
Шестой симптом – обесценивание. Например, ребенок из хорошей, воспитанной семьи начинает ругаться. Ребенок старается обесценивать буквально все: от игрушек, с которыми он играл, до родителей, которые его воспитывают.
Седьмой симптом кризиса - стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Ребенку должны достать все, что он требует; делать то, что он хочет; есть он будет только то, что он хочет.
Однако именно переживание кризиса обостряет сензитивность ребенка к чувствам других людей, учит не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления от окружающих. Учит рефлексии на себе и других людях, умению сравнивать себя с другими в ситуации общения. Все это (развивающаяся и осознаваемая воля, способность к обособлению, рефлексивные способности и т.д.) готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.
В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности на протяжении всего периода.
Специфика предметной деятельности заключается в том, что ребенку впервые открываются функции предметов: назначение вещей являются их скрытыми свойствами.
На первых ступенях развития предметной деятельности действия и предмет жестко связаны между собой: ребенок способен выполнить усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Только постепенно происходит отделение действия от предмета.
Таким образом, связь действия с предметом проходит 3 фазы:
1. С предметом могут выполняться любые известные ребенку действия;
2. Предмет употребляется только по прямому назначению;
3. Как бы возврат к старому, свободному употреблению предмета, но на новом уровне: ребенок знает основную функцию предмета.
Из числа действий, которыми овладевает ребенок в раннем детстве, особенно значимыми для него оказываются соотносящие и орудийные.
Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (их частей) в определенные пространственные взаимоотношения (складывание пирамидок из колец, закрывание коробок).
Орудийные действия – те действия, в которых один предмет – орудие – употребляется при воздействии на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого, который показывает действие, направляет руку ребенка, обращает внимание на результат.
Освоение орудийного действия проходит 3 этапа:
1) оно является для ребенка продолжением руки (ложка);
2) ребенок начинает ориентироваться на связь орудия с предметом (ложка с пищей);
3) достаточное приспособление руки к свойствам орудия – возникает орудийное действие.
К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, ролевая игра.
В ролевой игре дети удовлетворяют свою основную потребность – стремление к совместной жизни со взрослыми. Им уже недостаточно участия в труде взрослых. Дети, объединяясь в детские сообщества, организуют особую игровую жизнь, воспроизводящую жизнь и деятельность взрослых людей. Предметные действия теперь отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций.
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний, которые возникают под воздействием того, что непосредственно окружает ребенка. Поэтому поведение его зависит от внешних обстоятельств.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, открывает для себя некоторую относительность их постоянства. Уясняет двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.
Самосознание в этот период развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности.
Уходят формы общения, которые были естественными в раннем возрасте: общение «мама – малыш», «папа – малыш». Теперь – «мама – папа – малыш». Ребенок возмущается, ревнует, бдительно следит за родителями, однако вынужден принять новые формы общения. Но чаще он предпочитает сначала одного родителя, через некоторое время другого и т.д., но не может обойтись без родительской ласки и нежности.
В дошкольном возрасте ребенок, стремясь к самореализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением.
Подумайте, какой психологический феномен демонстрирует следующая ситуация.
Мама моет посуду. Маша стоит рядом, наблюдает, а затем, обращаясь к маме, говорит: «Я смогу так же вымыть посуду. Разреши мне».
Очень часто ребенок в дошкольном возрасте испытывает чувство насильственной отчужденности в случае, если ему недостает любви. Отчужденное отношение к нему близких рождает страх, состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения. Частое переживание страха влияет на общее физическое и психическое самочувствие ребенка.
О бщение в группе сверстников также существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере усваивает нормы отношений со сверстниками.
В период дошкольного возраста ребенок начинает, сознательно или бессознательно, обучаться его половой рол и в соответствии с общепринятыми стереотипами. Большое значение в этом смысле имеют ролевые игры, где мальчики исполняют роль отцов, а девочки – матерей, жен, воспитателя. Играя, ребенок учится выполнять действия взрослых при том, что от него никто не требует обязательного получения результата. Ведь основной мотив игры состоит не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия.
Для настоящей игры дошкольника характерно то, что под одним действием подразумевается другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит символический характер.
Игра имеет свои составляющие, свой собственный уровень развития. Старшие дошкольники играют в более сложные игры, чем младшие. Правильное понимание содержания игры может стать диагностическим средством психического развития дошкольника:
Параметры игры | Младшие дошкольники (3-5 лет) | Старшие дошкольники (5-7 лет) |
1. Сюжет | Отображение трудовых действий взрослых | То же и отражение отношений между людьми |
2. Количество ролей | 1-2 | 7-10 |
3. Правила игры | Не осознаются | Устанавливают сами |
4. Игровые действия | Однообразные (1-3) | Много свернутых и развернутых; жесты, слова |
5. Появление новых игровых ситуаций | С помощью взрослых | С помощью взрослых и самостоятельно |
6. Объединение игр | Невозможно | Возможно |
7. Игровой материал | Использование готовых слов и игрушек | Готовые и самодельные, заменяющие в плане воображение |
8. Продолжительность | Кратковременные: В 3-4 года от 10 до 15 мин. В 4-5 лет от 40 до 50 мин. | Долговременные: Несколько часов и даже несколько дней |
9. Предварительное планирование | Нет | Есть |
Главными составляющими игры, на которые следует обращать внимание, являются: круг сюжетов и их содержание, роли, игровые действия и игровой материал.
Желание действовать самостоятельно, быть индивидуальным субъектом своих сознательных действий отражает появление подлинного самосознания.
Структура самосознания. Имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью составляет первое звено структуры самосознания ребенка.
Второе звено структуры – притязание на признание – одна из самых значимых человеческих потребностей. Основано на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих социальным требованиям общества.
Ребенок дошкольного возраста стремится к тому, чтобы взрослые им оставались довольны, и если он заслужил порицание, то всегда хочет исправить испортившиеся отношения со взрослыми.
В игре со сверстниками потребность проявляется в двух планах: ребенок хочет быть как все, а с другой стороны, быть лучше всех. Потребность в признании выражается в притязании на определенный статус и роль в игре. В 5-6 лет дети очень активно ориентируются на мнение сверстников. («Потому что Петя сказал так…»).
В 6-7 лет проявляется большая самостоятельность, но в среде знакомых сверстников. В незнакомой группе опять проявляется конформность.
В дошкольном возрасте все чаще самоутверждение ребенка реализуется в форме лжи. Нереализованное притязание на признание может привести к формам поведения, когда ребенок начинает нарочно придумывать неправду. Особенно часто это происходит в неоднозначных ситуациях (ситуациях двойной мотивации), когда хочется выполнить требования взрослых и нарушить правила.
Дисциплинированный тип поведения встречается в разных возрастных группах.