II. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.




Учитель. Что такое шиповое ступенчатое соединение? Какие виды ступенчатого соединения существуют?

Ученик. Изготовлений многих деталей из древесины бруски соединяют между собой. Самым простым является соединение в половину бруска (вполдерева), ступенчатое. Бруски соединяются врезанными на половину участками. Соединение может быть по длине, под прямым или другим углом.

Учитель. Как правильно разметить и выполнить соединение?

Ученик: Первым этапом является разметка, сначала размечают базовую линию длинны заготовки. Далее размечают, толщину вырезаемых участков, применяя для этого рейсмус. После этого размечают длину вырезаемых участков. Затем приступают к пилению. Сначала делают пропил вдоль волокон, потом пропил поперек волокон, для удаления части заготовки. Выполняется соединение, нужно стремиться к тому, чтобы детали прямо из после пилы, без дополнительной подгонки плотно прилегали друг к другу. Но иногда все, же приходится исправлять погрешности в работе при помощи напильника.

Учитель. Что применяется для сборки соединения?

Ученик. Для того чтобы зафиксировать соединение применяют клей, можно воспользоваться гвоздями, шурупами. Более надежным получается соединение на нагеле. Нагель- это деревянный цилиндрический стержень диаметром 6-10 мм. Нагель устанавливается на клей в просверленное через соединение отверстие. Выступающие концы нагеля срезают и выравнивают наждачной бумагой. Соединение упрочнятся при применении двух нагелей.

Учитель. Где применяется ступенчатое соединение?

Ученик. Ступенчатое соединение нашло очень широкое применение из-за простоты соединения. С помощью такого соединения можно собрать рамки, подставки: для цветов, стендов, плакатов, новогодней елки.

III.Поисково-исследовательский этап. 3. Сообщение цели и темы урока.

Учитель. Какое время года у нас приближается?

Ученик: Зима.

Учитель. Какие ассоциации у вас появляются со словом «Зима»?

Ученик. Новый год.

Учитель. Какие ассоциации вызывает словосочетание «Новый год»?

Ученик. Оформление класса – плакаты, стенгазеты.

Учитель. Для рисования используют кисточки. Какая деталь и них имеет округлую форму?

Ученик. Рукоятка.

Учитель. Тема нашего урока «Изготовление деталей цилиндрической формы вручную ».

Мы с вами изготовим деталь «рукоятка детской кисточки». Давайте откроем учебники на с. 32 и прочитаем параграф. (Один читает вслух, остальные следят).

Учитель. Какова последовательность изготовления изделия из древесины. И составим технологическую карту, рассматривая рис. 21, а эту карту запишем в тетрадь. Откроем, тетради запишем число и тему урока.

Учитель. С чего мы начинаем изготовление детали округлой формы?

Ученик. Берется заготовка квад­ратного сечения. Как правило, бруски сторона квадрата должна быть примерно на1-2 мм больше диаметра изготовляемой детали, а длина бруска на 20 мм больше длины требуемой детали.

Учитель. Да, это и будет первым этапом. Давайте запишем.

1. Подобрать брусок квадратного сечения.

Учитель. Что же мы с вами будем делать на втором этапе?

Ученик. Для того чтобы из заготовки квадратного сечения сделать цилиндрическую, необходимо на торцах заготовки пересечением диагоналей найти центр и циркулем вписать круг радиусом 0,5 деаметра. (рис. 4).

(Слайд)

Учитель. Отлично! Записываем:

2. Разметить диагонали на торцах, начертить окружность.

Учитель. Нашим третьим шагом будет?

Ученик. Касательно к окружности с каждого торца с помощью линеек проводят стороны восьмигранника и очерчивают рейсмусом линии сострагиваемых гранепо боковым сторонам заготовки.

Учитель. Технологическую операцию по разметке боковых граней осуществить рейсмусом, главное правильно установить его на размер 2/7 Диаметра.

Здорово, запишем!

3. Рейсмусом разметим грани.

Учитель. Какими столярными инструментами можно выполнять разметку боковых граней, если нет рейсмуса?

Ученик. Линейкой. Но это будет очень долго.

Учитель. Четвертое наше действие?

Ученик. Крепят заготовку на крышке верстака между клиньями и строгают до линии разметки рубанком, придавая заготовке восьмигранную форму, не выходящую за пределы разметки, выполненной на торцах детали.

Учитель. Проще сказать получаем восьмигранник.

В нашей мастерской лучше будет закрепить заготовку в зажиме верстака.

4. Сострогать ребра до получения восьмигранника.

Учитель. Пятым этапом мы будем делать, что?

Ученик. 5 - прострагиваем ребра до получения 16-тигранника.

Учитель. И это запишем!

Шестым шагом будет?

Ученик. 6шаг - обработка до круглой формы напильником.

Учитель. Записываем!

Седьмым этапом будет?

Ученик. Окончательно обрабатывают цилиндрическую поверхность шлифовальной шкуркой. При этом один конец заготовки надёжно закрепляют в зажиме верстака, а другой шлифуют по касательной окружности вдоль и поперек.

Учитель. Иногда заготовку обвёртывают шлифовальной шкуркой, обхватывая левой рукой, а правой вращают её и перемещают вдоль своей оси вращения. Аналогично шлифуют заготовку и с другого конца.

7. Зачистить изделие шлифовальной шкуркой. Сделайте соответствующую запись в тетрадь.

Учитель. Каким инструментом можно измерить диаметр детали, имеющей цилиндрическую форму?

Ученик. Кронциркулем.

Он состоит из двух дугообразных ножек, скреплённых посередине фиксирующим винтом похож на обыкновенный циркуль.

Учитель. Каким инструментом, кроме кронциркуля, можно измерить диаметр детали, имеющей цилиндрическую форму?

Ученик. Штангенциркулем.

Учитель. Для того чтобы изготовить деталь цилиндрической формы из бруска квадратного сечения с использование ручного инструмента, нами составлена маршрутная карта. В этой карте отображают последовательность всех технологических операций, начинаяот выбора заготовки до готового изделия. (Приложение 1).

Каким инструментом мы с вами будем работать?

Ученик. Рубанок, рейсмус, циркуль, шлифовальной шкуркой, штангенциркуль и напильником.

Учитель. Вспомним правила техники безопасности.

Правила безопасности.

1. При строгании надёжно закрепляй заготовку в клиньях верстака или в зажиме.

2. Пальцы руки, обхватывающей колодку рубанка, не прилагай близко к подошве рубанка.

3. Класть рубанок в лоток острием повернутым от себя.

4. При шлифовании детали надёжно удерживай шлифовальную шкурку или колодку.

5. Кронциркуль или штангенциркуль при работе не держи в карманах халата.

6. Класть циркуль на верстак острием от себя.

7. Не захватывать пальцами носок напильника.

8. Не сдувать опилки, а сметать их щеткой.

IV. Практический этап.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: