Индивидуальный проект на тему: «Ночная лирика и природа в поэзии Ф.И. Тютчева»
Выполнила: Доброва Татьяна
обучающаяся 13гр
Руководитель: Кальницкий Д. М.
Г. Городец
2017 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Цель и задача………………………………………………………………….5
Глава 1. Философия откровений в ночной лирике Ф.И. Тютчева……..6
Выводы по 1 главе…………………………………………………………....11
Глава 2. Трагическая диалектика в природе и человеческой душе…...12
Выводы по 2 главе……………………………………………………………16
Глава 4. Миросозерцание поэта…………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………….....20
Литература…………………………………………………………………….21
Введение
Святая ночь на небосклон взошла…
Ф.И.Тютчев
А.А. Блок назвал Ф.И. Тютчева “самой ночной душой русской поэзии”. Действительно, в его лирике ночь представлена во всем своем могуществе и тайной власти над миром природы и человека.
Поэт воспринимает природу целостно, как организм, как нечто живое, пребывающее в постоянном движении. Его привлекает природа в своих катастрофических или “игровых” состояниях, в борьбе и игре стихийных, светлых и темных сил.
“Тютчев - поэт ночных откровений, поэт небесных и душевных бездн. Он как бы шепчется с тенями ночи, ловит их смутную жизнь и передает ее без всяких символов, без всякой романтики, в тихих, трепетных словах…
Это созерцание мира в его ночной стихийности, в его хаотически-божественной правде… Жизнь человеческая объята снами, и светлый день именно сон, от которого мы пробуждаемся в жизнь, в смерть”, - писал А.Л. Волынский в статье “О Тютчеве”
|
Только во сне душа человека способна погрузиться в тайны “миров иных”. Сон раскрепощает все скованные днем силы души, не столько светлые, сколько темные.
Именно эти силы ассоциируются у Тютчева с хаосом, бездной, они вызывают страх, потому что обладают разрушительной энергией, несут угрозу свету и гармонии.
Душа человека стремится к неизведанному, непознанному, ищет ответа на бесконечные вопросы о тайнах мироздания и надеется найти его там, в вышине, в бесконечном хаосе ночи.
Хочется, чтобы даже во тьме, мраке мы увидели тютчевский свет, который бы согрел наши души. Именно этим и объясняется выбор темы – “Ночная лирика Ф.И.Тютчева”.
С целью более точного и полного раскрытия содержания работы были использованы различные критические источники, написанные в разное время, публикации в периодических и методических изданиях, монографии.
А.Д. Григорьева в статье “Слово в поэзии Тютчева” пишет о трагической диалектике дня и ночи в природе и человеческой душе. Материал на эту же тему содержится в статье Ю. Лотмана “Поэтический мир Тютчева”.
Вышедшая в 1981 году монография под редакцией М.М. Гришмана “Анализ поэтических произведений” содержит интересную трактовку стихотворения “День и ночь”, которая помогает вслушаться в хаос, в ту пучину мировой ночи, где тонут все краски, созвучия.
Материалом исследования являются поэтические тексты, взятые из сборника “Лирика Ф.И.Тютчева”.
Практическая значимость настоящего исследования обусловлена тем, что содержащиеся в ней наблюдения могут быть применены в практике школьного преподавания.
|
Например, данная работа может быть использована старшеклассниками для подготовки сообщений к уроку на данную тему.
Основное содержание работы состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяется цель исследования.
Основная часть работы посвящена раскрытию особенностей ночной лирики Ф.И. Тютчева, представленных в научных трудах ведущих литературоведов.
В заключение подводятся итоги исследования, делаются выводы.
Цель и задачи:
Цель исследования –раскрыть понимание Тютчевым образа ночи и природы, выяснить, какое место занимают эти темы в его творчестве.
Задачи исследования:
· Постигнуть смысл “двойного погружения” в бездну космической жизни и в бездну человеческой души.
· определить место образа природы в поэтическом представлении Ф. И. Тютчева;
· исследовать особенности раскрытия тем в творчестве поэта.
Глава 1. Философия откровений в ночной лирике
Ф.И. Тютчева
… на целый город ночь сошла,
И всюду водворилась мгла
Ф.И. Тютчева
Ночная лирика Ф.И. Тютчева традиционно-романтическая и вместе с тем философская. Ночь грандиозна, величественна и трагедийна, как и сама поэзия Тютчева. Трагический характер проявляется в том, что она оставляет человека наедине с самим собой и загадками мироздания, отбрасывает те покровы, за которыми скрываются от человека бездны:
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами-
Вот отчего нам ночь страшна!
|
Главная мысль ночной лирики – мысль о родстве, открывающейся ночью души природы и души человека. Внешний мир – лишь виденье, истинное же бытие - ночное. Именно ночью человек переживает минуты истинного самопознания. Душа настолько отделяется от материального мира, что все светлое, живое чудится сном, и человек осознает истинное родство своей души с космической бездной. Так происходит “двойное погружение” в бездну космической жизни и в бездну человеческой души.
Ночь – время хаоса, ужаса и творчества. Ночь – время поэзии:
Ты зрел его в кругу большого света -
То своенравно – весел, то угрюм,
Рассеян, дик иль полон тайных дум,
Таков поэт – и ты презрел поэта!
На месяц взглянь: весь день, как облак тощий,
Он в небесах едва не изнемог, -
Настала ночь – и, светозарный бог,
Сияет он над усыпленной рощей!
Творчество настигает человека независимо от его воли, независимо от адреса его проживания. Это время наступает по закону природной неумолимости и заставляет человека ощутить всемирность своего бытия независимо от места его дневного обитания – в Петербурге, Мюнхене или Овстуге.
Ночь – это откровение, обнажающее тайну и боренье стихийных начал. Человек стремится приобщиться к ночной жизни, шаг за шагом приближаясь к её тайне. И первой ступенью приобщения к ночному бытию становятся сумерки – самое таинственное время суток. В сходящих на землю сумерках поэт жадно прислушивается к бестелесному миру, к “ночным голосам”, и мы видим, как движется поэтический взгляд Тютчева – от поверхности земли к космическим глубинам:
Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный,
Объятый негой ночи голубой,
Сквозь яблони, цветами убелённой,
Как сладко светит месяц золотой!
Тютчева привлекают трагические состояния мира. Вполне реальная зарисовка природы неожиданно превращается в философскую картину. Например, в стихотворении “Песок сыпучий по колени...” время первоначально воспринимается как точно определенный момент наступления сумерек:
Мы едем – поздно – меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий…
Сумрак связывается с психологическим состоянием грусти, что поддержано непосредственным восклицанием:
Какие грустные места!
Однако неожиданно последние два стиха переводят пейзаж в философский план:
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста.
Речь идет не просто о наступлении ночи, но о формах вечности, о пугающем мраке, о трагической встрече человека лицом к лицу с истиной. Предчувствие такой встречи тревожит человека.
В стихотворении “Тени сизые смесились…” Ф.И. Тютчев говорит о единстве лирического героя с миром, выражает страстное желание героя найти душевное забвение:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полёт незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всём!..
Поэт представляет ночь в наиболее типичных для неё внешних признаках: отсутствие света, цвета и звучания, замирание всех проявлений жизни и движения. Тьма стирает все грани, все различия предметов, превращая мир в восприятии лирического героя по большей части в сумрак зыбкий. Это неразличение деталей определяет ощущение монолитности внешнего мира, а отсутствие звуков – ощущение полного покоя.
Но человек – это и мир внешний, физический, и мир духовный. Ощущение своего физического слияния с миром (“Всё во мне, и я во всём”) ещё не означает подобного слияния и растворения в покое для мира духовного, исполненного “тоски невыразимой”. Этого духовного покоя и жаждет лирический герой.
Стихотворение состоит из двух строф. В первой даётся восприятие лирическим героем ночи, во второй – эмоциональное обращение и желание героя ощутить те магические чувства, которые составляют сущность природы и открываются в душе человека в тот момент, когда обнажается реальность и исчезают преграды между природой и человеком.
Тютчеву нужно было не только отметить факт наступления темноты, но и передать индивидуальное восприятие этого явления, восприятие, обусловленное психическим состоянием. Человек остаётся один на один со свои миром, и у него возникает чувство одиночества (“Час тоски невыразимой!..”). Душа человека раскрывается навстречу миру, исчезают преграды, существовавшие ранее между ним и природой, между его душой и Вселенной. Его “Я” становится частью этого мира, частицей космоса.
Вторая строфа – это обращение к сумраку:
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Всё залей и утиши.
Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
Обращение к сонному, тихому сумраку вызвано стремлением лирического героя раствориться в окружающем дремлющем мире, слиться с ним.
В стихотворении “Тени сизые смесились…” поэт выразил чувство растворения личного сознания лирического героя во “всемирной жизни”. “Дремлющий мир” - это одновременно и сон, и реальность, так как именно сон выявляет скрытые мысли.
Стихия сна уносит человека в беспредельность, она помогает заглянуть в бездонные тайны космической жизни.
Ближе всего поэту ночной ветер. Душа, замершая на границе двух миров, тревожно всматривается в темноту ночи, со страхом внемлет голосу завывающего ветра и узнает свое родство с бездной хаоса – прародиной всего сущего:
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
“Его тянет туда, где запевает ночной хаос, где слышны голоса ночных стихий”, - пишет А.В. Архипова в статье “ Достоевский о Тютчеве “ [3,103].
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем ты сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Автор вопрошает ветер о его сетованиях, о “непонятной муке”, и мы чувствуем и слышим за этим и прямые человеческие вопросы, и неназванные прямо жалобы, и муки человека.
Поэт говорит о мире “ночной души”, а для нас это рассказ о нашем внутреннем мире. И бури, и хаос, который шевелится “под бурями”, и сами авторские заклинания – всё это очень человечно, близко нам.
В ночной природе Тютчева все полно загадок: “и звездный сон”, и восклицания некой “дальней музыки”, и больше всего “чудный еженощный гул” - рожденный в хаосе “мир бестелесный, слышный и незримый”.
Поэта больше всего влечет к себе непостижимое, и оно воплощается для него в понятии “хаос”. Хаос есть и величайшая тайна, и источник мировой
трагедии: в нём заключена скрытая, “роковая” основа всего сущего; в нём и подсознание, и сознание – сама человеческая душа.
Хаос – это те бездны, которые держат человека в своей власти и которые открываются перед
ним более всего в ночном безмолвии.
Окружённый безднами и стихиями, человек “как сирота”. Но в этом ночном космическом одиночестве и дано человеку познать мир и самого себя:
…И, как виденье, внешний мир ушёл…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной.
На самого себя покинут он –
Упразднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь всё светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнаёт наследье родовое.
День – “отрадный и любезный”, набрасывает покров на тайну мироздания, ночь – “святая”, открывает эту тайну. Ночь потому “святая”, что в созерцании бездны человек переживает минуты истинного самопознания. Это постижение собственной души, в которую погружается человек.
В отношении Тютчева к ночной природе всегда ощущается человеческая заинтересованность. Кажется, что поэт постоянно и пристально вглядывается в природу, всматривается в её загадочные лики, прислушивается к таинственным голосам и страстно вопрошает не столько её собственных, саясь не столько её собственных. иглядывается в природу, всматривается в её загадочные лики, прислушивается к таинственным голосколько человеческих тайн.
Выводы по 1 главе
Современная цивилизация непрочна и хрупка, она не в силах высветить душевные глубины человека, подсознательные их недра остаются тёмными, неупорядоченными, хаотическими. Угрожающая власть их над душою человека особенно глубоко переживается в моменты ночной бури, когда разыгрываются и в самой природе дикие, стихийные силы.
Человек жаждет раствориться в природе, слиться с нею, стать её частью.
Образным центром ночи становится хаос – величайшая тайна, родовая и роковая основа всего сущего.
Тютчев видит в ночи не только “мрак”, “хаос”, “темноту”, “тьму”, “сон”, но и нечто высшее, нечто божественное, святое. Примечательно, что при всём мрачном колорите в трактовке ночной темы ночь для Тютчева – “святая” (“Святая ночь на небосклон взошла…”).
Природа неотделима от человека и призвана помочь раскрыть человеческие тайны.
Тютчев вполне мог бы сказать вслед за немецким романтиком Тиком: “В природе всё родственно душе и настроено на один лад, на всякую песню она отвечает, она – эхо и часто первая запевает то, что я думаю…”
Глава 2. Трагическая диалектика в природе и
Человеческой душе
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.
Ф.И. Тютчев
Поэт был обречён на существование на пороге двойного бытия, на извечное противоречие между душой, устремлённой к небу, к Богу, к тайне, и сердцем, привязанным к земле, преисполненным страстями, радостями, даруемыми жизнью, её тревогами.
Его душа – “жилица двух миров”, её день – “болезненный и страстный”, её сон – “пророчески – неясный, как откровение духов…”. Жизнь сердца протекает днём. Душа оживает ночью, освобождённая сном от земного плена.
Я.О. Зунделович считал, что лирика Тютчева – это борьба “дневного” и “ночного” начал. По мнению В.Н. Касаткиной, “в мировом бытии Тютчев выделил два начала: космос и хаос…”.
Хаос – бездна, которая обнажается ночью. Космос – упорядоченный благоустроенный мир. Хаос и Космос не могут существовать друг без друга. Поэзия Тютчева – это диалог и борьба Хаоса и Космоса, Дня и Ночи, дневной и ночной жизни природы.
Ночь – время Божественного откровения природы. Тайны, которые таит ночь, пугают человека, навевают на него ужас.
Ночь – “чуждая, неразгаданная”, “томительная”, “пылающая бездна”, Хаос, страшный и родимый одновременно:
О! Страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!..
Ночь дорога Тютчеву тем, что обнажает вечную тайну и сущность хаоса, что является прибежищем от маяты и угнетения дня.
День – суета, видимость, подарок богов слабому человеку, “блистательный покров”, “земнородных оживленье”, “души болящей исцеленье”.
“Блаженному миру” противостоит “киммерийская грустная ночь” – это север, где “свинцовый небосклон”, “оледенелая река”, “снег обильный”, “царство вьюги”.
Поэтическим трактатом о соотношении Дня и Ночи в сознании Тютчева является стихотворение “День и ночь”.
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров –
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
Первая часть стихотворения – картина, воссоздающая “день” как воплощение всего светлого и “благодатного” в жизни “земнородных”. Противопоставление дано в неотчётливом виде: “бездна безымянная” в первой строфе как бы просвечивает сквозь “покров… златотканый” и почти полностью исчезает в его “блистательности” во второй, ибо “душа” всё – таки “болящая”, а “земнородные” “оживляются”, но не живут. Утверждённость дня находится на первом плане. Тютчев смотрит на “блеск” и “свет” тревожными глазами. В интонации чувствуется внутренняя тревога.
Столь же внезапно, но утверждённо, как и ключевая строка первой части, “День – сей блистательный покров”, звучит первая строка второй части стихотворения: “Но меркнет день – настала ночь”, буквально разрубающая его надвое. Содержащий в самом себе противопоставление огромной силы стих становится срединным рубежом “большого” противопоставления всего текста в целом.
Ночь оказывается гораздо более активной по сравнению с “днём”, легко подавляя созидательную работу “дня” и связанных с ним “земнородных”. Делаются более резкими характеристики явлений отрицательного порядка: “мир таинственных духов”, прямо характеризуемый как “роковой”; “бездна безымянная”, наполняется враждебными “нам” “страхами и мглами”.
Интонация третьей строфы с резкими паузами передаёт напряжённость и трагичность действия, достигая своей кульминации в строке “Сорвав, отбрасывает прочь…”. Физически ощущается усилие действия, передаваемого глаголом “отбрасывает” - действия, завершаемого коротким и решительным “прочь…”. Этот заключительный “жест ночи” как бы подготавливает нас к тому, что последующая картина будет столь же внушительной.
Созерцая “бездну”, неподвижный человек как бы тянется к ней, “он с беспредельным жаждет слиться” и пугается этого слияния.
В стихотворении “Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный…” создана чудесная картина борьбы дневных и ночных стихий.
Автор любуется, восхищается цветущей весенней природой, воспевает её гармонию:
Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой,
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!..
Ночь – это не полный покой: она полна звуков, движения. Загадочность и тревожность ночи противопоставлены ясности и порядку трудового дня. С одной стороны, автор показывает, что именно ночью всё стремится к покою (“изнемогло движенье, труд уснул…”). С другой стороны, жизнь не прекращается, в каких-то проявлениях становится интенсивнее: “слышны восклицания” музыки, “соседний ключ слышнее говорит…”. Если первая строфа полна цвета, то вторая пронизана звуками:
Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…
В третьей строфе главной является антитеза: объятие сном, замирание дневного движения, связанного с материальной деятельностью, и освобождение духовной жизни, мыслительной, “бестелесной” энергии, которая была заключена в телесную оболочку днём. Автор воспринимает эту вырвавшуюся энергию как “чудный еженощный гул”. Возможно, этот образ возникает от напряжённого вслушивания в звуки ночи. И этот гул сводит на нет спокойствие и умиротворение первой строфы:
На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженочный гул…
Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, и у читателя возникает желание проникнуть в недосказанные мысли автора и найти свой ответ:
Откуда он, сей гул непостижимый?
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?
Выводы по 2 главе
Выдающийся русский философ Н. Бердяев назвал Тютчева “великим поэтом ночной стихии”. Ночь, по Тютчеву, не менее хороша, чем день. В ночи ярко светят звёзды и часто бывают откровения. Как только “благодатный покров” дня поглощается ночным мраком, выходит на поверхность и обнажается неохваченная космосом тёмная бездна с её “страхами и мглами”, с её непросветлённой, таинственно-разрушительной глубиной:
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
Тютчев переосмысливает привычную для поэзии метафору, сближающую ночь с образом покрова, савана. “Блистательным”, “благодатным” покровом становится для него день, исцеляющий человеческую душу, наполненный оживлением, скрывающий за суетой и делами роковые тайны бездны, открыть которые может только ночь. Прав Ницше: “Ночь глубже, чем думал день”. В ночи разоблачаются скрытые недра мироздания и совершается таинственное приобщение души к мистическому бытию:
И неземное бытие
Свой разговор ведет с душою,
И веет прямо на нее
Своею вечною струею.
Глава 3.Миросозерцание поэта
Поэзия Тютчева внушает мысль о вечности, о космосе, о бессмертии, но его жизнь и его деятельность имеют определенные рамки. Перед взором поэта прошло почти три четверти ХIХ века. Одни перечень событий, современником которых был Тютчев, даёт представление об его эпохе. Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, две революции в Европе – 1830 и 1848 годов, польское восстание, Крымская война, реформа 1861 года, франко-прусская война, Парижская коммуна… Горацианская гармоничность, равновесие, симметрия, согласованность частей осталось далеко в прошлом. На дворе другое столетие, другой отрезок исторического времени.
Трещина, прошедшая через мир, прошла и через сердце поэта. Он закрепит этот расколотый мир в своих образах. Утрата цельности, раздвоенность, трагедия несогласованности мечты и реальности, дуализм жизни, - все это станет у Тютчева образами, выхваченными из глубины сердца. Тютчев прошел путь от классицизма к реализму. От категории к живому чувству, от кристалла разума к хаосу сомнений «в наш век неверием больной».
Вся историческая почва, беспрестанно шевелившаяся и сотрясавшаяся под ногами поэта, утрата близких (жены и детей), все более предрасполагали его к неоднозначности мысли, к двойственному восприятию реалий.
Его трагедия часто облекается в чарующие привлекательные внешние формы, бытие исполнено мнимого благополучия, цветения, блаженства, но… в глубине его – зло, смерть. Трагический душевный комплекс Тютчева – это страх тоска, чувство покинутости, изнеможения, бессилия, беспамятства, душевное омертвение и в то же время влечение в бездну небытия. В поэте совмещались страстная жажда жить, умение видеть ценности жизни и глубокая трагическая неудовлетворенность. Все его творчество построено на противоположных друг другу утверждениях, понятиях. «Бунт и мир… Ночь и день… Бездна и покрывало…» Образ покрывала, тонкой ткани, оболочки повторяется у Тютчева. Упорно поэт хочет видеть не вуаль, не покров, не оболочку, а дно, бездну, смысл, суть. Поэт стремится преодолеть этот комплекс, разрешить трагическое противоречие, обрести катарсис. Но разрешение противоречий бытия Тютчев не мог найти. Отсюда и двойственность восприятия реальности поэтом.
Ф.И.Тютчев жил и творил в одну пору величайшим из гениев русской поэзии – А.С.Пушкиным. Сравнивая лирику Ф.И.Тютчева и А.С.Пушкина, можно заметить, что эти два величайших поэта ХIХ являются двумя кардинально разными вершинами русской литературы. Если Пушкин поэт Солнца, то Тютчев– «ночной» поэт. От пушкинской лирики исходит свет, веет ароматом душевного возрождения, тютчевская же поэзия окутана «туманами», «нетленно-чистыми небесами», «сыпучими песками». Для сравнения рассмотрим два лирических произведения этих авторов. Вот строки из пушкинской ночи:
Во тьме твои глаза блистают предо мною
Мой голос для тебя и ласковый и томной
Тревожит позднее молчанье ночи темной…
У Тютчева же:
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень…
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
Герою Пушкина ночь приносит счастье, упоенье, тайные мечты о возлюбленной окрыляют поэта, ночью для пушкинского лирического героя «текут ручьи любви,…сливаясь и журча…». Тютчевский же персонаж слышит лишь «молчанье мертвое» и «страшные песни» ветра в ночи.
Оба поэта – творцы одной эпохи, оба исключительные романтики, но каждый ощущает ночь по-своему. Тютчевская царица мрака, начало начал у Пушкина приобретает совсем иные, мягкие, нежные, «теплые» черты. Но как привлекательна, очаровательна тютчевская ночь! Как она загадочна и таинственно-прекрасна!
Блаженно-мрачный образ ночи отнюдь неявляется определяющей характеристикой мрачного стиля поэта. «Цветущий мир природы» улыбается Тютчеву, вызывает «избыток упоенья», когда глаз поэта лицезреет, «на всем улыбку, жизнь во всем», как «сияет солнце, воды блещут»… Все, что его окружает в природе, он любит до безумия и душа трепещет от радости. Но больше всего из того, что природа подарила человеку, ему ближе ночь. И мы видим это по его стихам.
Мотив ночи является сквозным практически для большей части его лирики. Праматерь рода человеческого и владычица тьмы проступает во всем творчестве Тютчева, будь то «беглые зарницы» или «сном зачарованный» зимний лес или «день – болезненный и страстный» или «сон – пророчески-неясный»… Ночь – не просто образ, выхваченный им из мира природы, а неотступное мироощущение. Гнетущая его внутри тоска вырывается наружу и преобразуется в образ мрачной царицы, в темный хаос окружающего мира. Так Тютчев видит мир…
Потрясенная до основ драмой бытия и небытия, исполненная трагедийного накала, поэзия Тютчева в конечном счете внушает нам высокие, можно даже сказать героические мысли. Эта поэзия дает возможность дышать воздухом горных вершин – прозрачным, чистым, омывающим и омолаживающим душу.
Заключение:
В изображении всех тех явлений природы, в которых яснее чувствуется её тёмная основа, Тютчев не имеет себе равных.
Ночь дорога Тютчеву именно тем, что раскрывает вечную тайну и сущность Хаоса. Ночью душа, освобождённая мечтами или сном, возвращается к своим истокам. Человек стремится приобщиться к ночной жизни, шаг за шагом приближаясь к её тайне.
Тютчев попытался заглянуть в “таинственную основу… жизни”, “в тёмный корень мирового бытия”, помогающий понять и происходящее в человеческой душе:
О чём ты воешь, ветр ночной?
О чём ты сетуешь безумно?
Что значит страшный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Ночной ветер как главный художественный образ у Тютчева – это образ безумия и хаоса. Поэт, вслушивающийся в порывы ветра хаоса, не может не размышлять о себе, о тех страстях, которые могут завладеть им. “Родимый хаос”- это образ родства человека и природы, похожести в их “ночных”, тёмных, стихийных проявлениях.
Только в темноте и в полном уединении индивидуальное сознание перерастает в космическое, личность растворяется во Вселенной.
Тютчев воспринимал мир, бытие как катастрофу. Он писал с ощущением, что человечество висит над пропастью, которая в каждое мгновение готова навсегда поглотить его:
…И человек, как сирота бездонный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной.
Тёмная первооснова всего сущего и “конец света” – две загадки, которые Тютчев пытался решить. И потому он так любит ночь – своеобразный макет предшествующего и будущего миров. В ночи истина яснее.
В стихотворении «Последний катаклизм» звучит пророчество поэта-философа: Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
Тютчев путешествует духом и разумом не горизонтально, а вертикально, обращаясь к загадкам космоса, который является вечной ночью
Литература:
1. Агеносов В.В. Литература народов России XIX- XXвеков. – М.: Просвещение, 1995
2. https://infourok.ru/nochnaya-lirika-fityutcheva-opit-literaturovedcheskogo-issledovaniya-706319.html.
3. https://lit-helper.com/p_Priroda_v_poezii_F_I__Tyutcheva
4. Баевский В.С. История русской поэзии 1730 – 1980. – Смоленск: Русич, 1994.
5. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=18840