Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям




 

Дисциплина «Социология территорий» направлена на расширение научного кругозора и формирование практических навыков работы с учебной и научной литературой. Блок практических занятий дисциплины предполагает не только усвоение теоретических знаний – изучение социологических аспектов функционирования и развития территориальных образований, но также анализ существующих проблем развития территорий.

Практическое занятие направлена на формирование у студентов умений и навыков переработать и анализировать учебный текст, обобщить материал, развить критичность мышления, отработать практические навыки.

Задания к семинарским занятиям содержатся в Плане семинарских занятий. При подготовке к семинару следует использовать рекомендованные преподавателем учебные пособия - для освоения теоретического материала.

Практические занятия предназначены для усвоения материала через систему основных понятий социологической науки. Они включают изучение отдельных теоретических вопросов, разбор трудных понятий, рассмотрение проблемных вопросов – проблем реализации теоретических положений дисциплины на практике, а также заслушиваются доклады. Успешная подготовка студентов к практическим занятиям и усвоение дисциплины зависит от организации времени для выполнения предложенных домашних заданий. Посещаемость занятий учитывается при допуске студента к зачету. Пропущенные занятия отрабатываются до зачета.

Подготовка к практическому занятию предполагает использование следующего алгоритма:

1 этап – поиск в литературе теоретической информации на предложенные преподавателем вопросы;

2 этап – осмысление полученной информации, освоение терминов и понятий;

3 этап – составление плана ответа на каждый вопрос (конспект по теоретическим вопросам к семинарскому занятию, не менее трех источников по каждому вопросу в конспекте должна быть ссылка на источник);

4 этап – более детальная проработка каждого вопроса по составленному плану.

Подготовка докладов к семинарским занятиям.

Доклад – форма работы, при которой студент самостоятельно готовит сообщение на заданную тему и далее на семинарском занятии выступает с этим сообщением. Целью докладов является более глубокое знакомство с наиболее актуальными развития и функционирования территориальных образований. Структура доклада должна включать в себя следующие компоненты:

1. Описание актуальности темы и рассматриваемой проблемы.

2. Характеристика проблемы.

3. Характеристика основных вариантов решения рассматриваемой проблемы.

4. Описание процесса решения проблемы.

5. Анализ итогов процесса решения проблемы.

Примерный план доклада

1. Агломерация как форма пространственной организации населения.

Понятие агломерации.

Основные составляющие агломерации.

Логика развития агломерации. Агломерация в контексте развития урабанизационных процессов.

Виды агломераций.

Основные примеры агломераций в России.

2. Депрессивные регионы России: особенности социального развития.

Понятие «депрессивный регион».

Причины и факторы депрессивного состояния регионов.

Специфические особенности депрессивных регионов России.

Пути выхода из депрессивного состояния.

3. Проблема депопуляции российской деревни.

Направление и интенсивность миграционных потоков в современной России.

Экономические причины депопуляции российского села.

Социальные причины и факторы депопуляции.

влияние агломераций на процесс депопуляции современного российского села.

Доклад является элементом промежуточного контроля. В течении семестра каждый студент должен как минимум выступить с одним докладом.

При подготовке к докладам необходимо:

- подготовить сообщение, включающее сравнение точек зрения различных авторов;

- сообщение должно содержать анализ точек зрения, изложение собственного мнения или опыта по данному вопросу, примеры;

- сообщение должно содержать анализ рассматриваемой проблемы;

- выделение основных мыслей, так чтобы остальные студенты могли конспектировать сообщение в процессе изложения.

При подготовке индивидуальных заданий необходимо ознакомиться с методической литературой, информацией в сети «Интернет» и необходимыми публикациями в специализированных журналах, например, таких как «Социологические исследования» (Социс), «Социологический журнал», «Вестник МГУ, серия 12, 14 и 16, «Общественные науки и современность», «Социально-гуманитарные знания», «Социология 4М», электронный журнал «Социальная реальность» и др.

Целью практических заданий является демонстрация навыков анализа поиска информации. Выполнение индивидуальных заданий необходимо для успешной сдачи зачета. В случае невыполнения практических заданий студент не допускается до зачета (или отчет о выполнении заданий переносится на зачет).

 

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

 

В процессе лекционных и семинарских занятий используется следующее программное обеспечение:

1. Программы, обеспечивающие доступ в сеть Интернет и электронной почте (например, «Google chrome», «Internet Explorer»).

2. Программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»).

3. Офисные программы Microsoft Word, Microsoft Access.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: