Инструкция по выполнению работы
Комплексная работа состоит из 2-х частей и включает 30 заданий. В каждой части имеются задания по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с текстовой информацией» и «Формирование универсальных учебных действий».
Комплексная работа выполняется в два дня.
Время на выполнение каждой части – 45 минут.
Часть 1 содержит 15 заданий, из которых 5 заданий относятся к разделу «Чтение: работа с текстовой информацией» и 10 заданий – к разделу «Русский язык». Часть 2 содержит 15 заданий, из которых 6 заданий относятся к разделу «Окружающий мир» и 9 заданий – к разделу «Математика».
Выполнять задания можно в любом порядке.
При выполнении работы нельзя пользоваться учебником, рабочими тетрадями, словарём, калькулятором.
Выполняйте работу в черновике. Затем аккуратно перенесите правильные ответы в лист с заданиями ручкой с синим стержнем. Нельзя пользоваться простым карандашом. При выполнении задания необходимо вписать правильный ответ или обвести номер верного варианта ответа на листе с заданиями. Не допускайте исправлений!
Ответы на задания 1 части 3–6 и 8–14 запиши в поле ответа в тексте работы. К заданиям 1, 2, 7, 15 даны 4 варианта ответа, но лишь один из них является верным. Обведи кружком номер правильного ответа.
Ответы на задания 2 части 1–3, 9–11 и 14–15 запиши в поле ответа в тексте работы. В заданиях 6, 8 на установление соответствия ответ необходимо занести в таблицу. К заданиям 4, 5, 7, 12, 13 даны 4 варианта ответа, но лишь один из них является верным. Обведи кружком номер правильного ответа.
Обязательно проверь в конце работы, что все выполнено правильно!
Желаем успеха!
ЧАСТЬ 1
РАЗДЕЛ «ЧТЕНИЕ: РАБОТА С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ»
|
Прочти текст и выполни задания 1-5.
(1)Есть подвиги, за которые не полагаются ордена. (2)Награда за доброту, милосердие – память. (3)Во время великой Отечественной войны, когда в 1941 году немцы окружили Ленинград, на позолоченный Адмиралтейский шпиль для маскировки натянули чехол. (4)Зачехлили и кораблик-флюгер, который украшает шпиль на высоте семидесяти двух метров. (5)И шпиль, и кораблик – дорогие сердцу ленинградцев символы города. (6)Однако осколки от снарядов, которыми забрасывали Ленинград фашисты, повредил чехол, и летом 1943 года Адмиралтейский шпиль с флюгером уже посверкивал через множество дыр. (7)Двое музыкантов, увлекавшихся до войны альпинизмом, мужественно поднялись на шпиль и залатали дыры. (8)А когда многочасовая работа была закончена и мастера стали медленно спускаться вниз, вдруг раздались крики ласточек. (9)Прочный чехол закрыл под карнизом гнёзда. (10)Что делать? (11)Уставшие музыканты-альпинисты вновь забрались наверх. (12)Распороли парусину, освободили гнёзда и опять зашили чехол. (13)Опустились верхолазы на землю едва живые, но счастливые. (14)Родные ласточки летали над родным городом. |
1. Зачем музыканты-альпинисты поднялись на Адмиралтейский шпиль в первый раз? Обведи цифру выбранного тобой варианта ответа.
1) Для того чтобы потренироваться в восхождении.
2) Для того чтобы спасти гнёзда ласточек.
3) Для того чтобы сверху посмотреть на Ленинград.
4) Для того чтобы залатать дыры на чехле.
2. Почему в 1941 году Адмиралтейский шпиль был покрыт чехлом? Обведи цифру выбранного тобой варианта ответа.
|
1) Шпиль и кораблик-флюгер закрывали от птиц.
2) Маскировка могла уберечь шпиль от вражеских снарядов.
3) К 1941 году из-за перепада температуры позолота на шпиле могла потускнеть.
4) Кораблик-флюгер на шпиле к 1941 году уже был повреждён.
3. Замени слово «залатать» (из предложения 7) близким по значению словом (словами), запиши это слово (слова).
Ответ. ___________________________________________________________
4. Как ты понимаешь значение слова «альпинизм»? Запиши своё объяснение.
Ответ. Альпинизм – это_____________________________________________
______________________________________________________________
5. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
1. ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2._______________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
_________________________________________________________________
РАЗДЕЛ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
6. Раскрой скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Ж..вёт (в)заповедник.. руч..ной вор..н. (2)Он по..вился в..сной. (3)Это был мален..кий птен..чик – л..тать ещё (не)умел. (4)Назвали птенца (П/п)етькой.
(5)(За)лето вор..н подрос и стал бол..шим проказником. (6)Теперь он гоня..тся (за)курами дёрга..т (за)хвост кошку. (7)Боится (П/п)етька тол..ко мес..ного п..туха. (8)П..тух..громный и очень с..рдитый. (9)(У)него острые шпоры кре(б/п)кий клю(в/ф).
(10)Раз (П/п)етька схв..тил (за)крыло пёстр..ю курицу. (11)Она громко з..кудахтала. (12)П..тух пришёл (в)ярость. (13)Он нал..тел (на)оби(д/т)чика стал кл..вать его и бить крыл..ями.
|
(14)(С)тех пор (П/п)етька о(б/п)ходит п..туха ст..роной.
7. В каком слове все согласные звуки звонкие? Обведи нужную цифру.
1) птенец | 2) кошка | 3) ворон | 4) курица 2) |
8. В 6-13 предложениях найди по одному слову и выпиши их:
1) Звуков больше, чем букв_________________________________________
2) Букв больше, чем звуков_________________________________________
9. В предложении 9 найди слово, строение которого соответствует схеме: ^ Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ. ___________________________________________________________
10. В данном ниже предложении подчеркни главные члены. Если можешь, графически обозначь второстепенные члены предложения.
Ответ: | (П/п)етька схв..тил (за)крыло пёстр..ю курицу. |
11. В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Ответ: | (П/п)етька схв..тил (за)крыло пёстр..ю курицу. |
12. Среди 6-9 предложений текста найди предложение с однородными сказуемыми и выпиши эти сказуемые.
Ответ: ________________________________________________
13. Из предложений текста выпиши слово с разделительным Ь.
(За)лето вор..н подрос и стал бол..шим проказником. Он нал..тел (на)оби(д/т)чика стал кл..вать его и бить крыл..ями.
Ответ: ________________________________________________
14. Определи и запиши склонение и падеж выделенного слова в шестом предложении (Теперь он гоня..тся (за)курами дёрга..т (за)хвост кошку).
Ответ: ___________________________________________________________
15. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
заповедник, | гоняется, | огромный, | шпоры |
ЧАСТЬ 2
РАЗДЕЛ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Прочти текст и выполни задания 1 – 2.
1. Заполни пропуски в таблице «Природные зоны», используя названия
и описания из приведённого ниже списка. Запиши на место каждого пропуска
номер выбранного названия или описания.
Природные зоны
Зона | Животное | Растение | Природные условия |
Рысь | |||
Полынь |
Список названий и описаний природных условий:
1) лиственница
2) постоянно или сезонно жаркий климат и малое количество осадков
3) ящерица круглоголовка
4) устойчивый снежный покров, холодные продолжительные зимы
5) лес
6) пустыня
2. Составь цепь питания к одной из природных зон из задания № 1.
____________________________________________________________________
3. На рисунке схематично изображен скелет человека.
Какие части скелета обозначены на рисунке стрелкой? Выбери из слов для справки нужные части скелета и подпиши каждую стрелку.
Слова для справки. Шея, череп, бедро, предплечье, стопа, плечо, голень, колено. |
Прочитай отрывок из текста. Выполни задания 4-5.
– Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! |
4. О каком историческом событии идет речь в тексте. Обведи нужную цифру.
1) Ледовое побоище
2) Великая Отечественная война
3) Отечественная война 1812 года
4) Куликовская битва
5. Определи, в каком веке произошло описанное в тексте событие? Обведи нужную цифру.
1) в XX веке
2) в X веке
3) в XIХ веке
4) в XVIII веке
6. Установи соответствие.К каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца. Запиши ответ в таблице.
Название | Определение |
1) География | а) Наука о небесных или космических телах |
2) Экология | б) Наука, занимающаяся изучением человека в прошлом. |
3) Астрономия | в) Наука о Земле |
4) История | г) Наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. |
Ответ: | |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
РАЗДЕЛ «МАТЕМАТИКА»
7. Укажи число, сумма разрядных слагаемых которого равна 900000 + 60000 + 3000 + 70. Обведи нужную цифру.
1) 963700
2) 963070
3) 960370
4) 906370
8. Заполни пропуски в равенствах:
1) 8395 ц | = т кг |
2) 830 см | = м см |
3) 28 ц | = кг |
4) 3 ч 5 мин | = мин |
9. Каким арифметическим действием находится неизвестное в уравнении: х:30=6?
Напиши правильный ответ. ____________________________________
10. Найди значение выражения: 7712: 8 + (39563 – 2356 ·7).
Напиши результат вычисления ____________________________________
11. Самолёт и вертолёт вылетели одновременно из одного пункта и летят в одном направлении. Какое расстояние будет между ними через 2 часа, если скорость самолёта 710 км/ч, а скорость вертолёта 290 км/ч?
Решение:_____________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Ответ: | ___ км расстояние между самолётом и вертолётом через 2 часа. |
12. От проволоки длиной 8 м отрезали 9 кусков по 80 см каждый. Сколько проволоки осталось?
1) 70 см | 2) 80 см | 3) 90 см | 4) 60 см |
13. Найди площадь участка квадратной формы, если его периметр 36 метров. Обведи нужную цифру.
1) 24 м2 | 2) 81 м | 3) 64 м 2 | 4) 81 м2 |
Рассмотри рисунок с диаграммой и выполни задание 14.
14. По диаграмме количества дождливых дней, определи:
1) Сколько дождливых дней было летом?
Ответ: | ____ дождливых дней было летом. |
2) Какой месяц был самым дождливым?
Ответ: | _______________ был самым дождливым. |
3) На сколько меньше дождливых дней было в июне, чем в августе?
Ответ: | на ____ дождливых дней было меньше в июне, чем в августе. |
4) На сколько больше дождливых в августе, чем в июле?
Ответ: | на ____ дождливых дней было больше в августе. |
5) Сколько не дождливых дней было летом, если известно, что в июне всего 30 дней, а в июле, в августе – 31день?
Ответ: | ____ не дождливых дней было летом. |
15. К задаче подбери правильный чертеж.
В доме 200 квартир. Однокомнатных – на 20 штук меньше, чем двухкомнатных, но на 30 штук больше, чем трёхкомнатных.
Сколько в доме трёхкомнатных квартир?
Ответ: _____ трёхкомнатных квартир в доме.
1) 2)
3) 4)
Укажи правильный ответ (цифру, обозначающую нужный чертеж).
Ответ: _______.