По итогам 2003 года количество абонентов сотовой связи стандартов
GSM, NMT и cdma2000 в Белоруссии составило 1,117 млн. В общий уровень проникновения составил 11,3% (+6,6%), что традиционно меньше, чем в Украине (13,8%) и значительно меньше, чем в России (25,2%).
Как известно, 7 мая 1993 года на рынок пришел первый белорусский оператор ООО СП «БелСел» (стандарт NMT-450). 16 апреля 1999 г. начала работать и сеть первого конкурента—VELCOM,--в начале это был лишь GSM 900 (а с 2003 г. сеть стала работать в двух диапазонах GSM 900/1800). Наконец, 27 июня 2002 г. была введена сеть МТС (GSM 900/1800), и рынок приобрел динамику. То, что с 6 февраля «БелСел» приступил к параллельной эксплуатации сети стандарта cdma2000, на конкурентной борьбе пока особенно не отразилось, впрочем, белорусские GSM—ГИГАНТЫс задачей формирования конкурентной среды справляются пока и двоем. Показатель проникновения СС с 2002 года стал расти лавинообразно.
К особенностям рынка также принято относить наличие доли государства (в лице структурных подразделений РО «Белтелеком») в уставном фонде всех трех операторов. В конце года поступали сообщения о намерении государства увеличить доли государственных предприятий связи в уставном фонде «БелСел» и VELCOM, и в тоже время ведутся переговоры о возможности сокращения доли гос-ва в МТС. Согласно учредительным документам МТС, решения принимаются консенсусом, т.е. 100% голосов, и т.о. размер госдоли имеет значение лишь при распределении прибыли. Однако информации о принятии решений ни по одному из вопросов не поступало.
За 2003 год прирост абонентской базы составил 648,9 тыс. абонентов. На конец года общее число абонентов достигло цифры 1,117 млн. уровень проникновения сотовой связи вырос с 4,7% до 11,4%.
|
У лидера белорусского рынка VELCOM показатель прироста абонентской базы в среднем за каждый месяц составлял 18,7 тыс. наибольший прирост за месяц был достигнут в марте—25,1 тыс., что немного больше декабрьского показателя 24,5 тыс. по размеру абонентской базы компания остается пока вне конкуренции на рынке. Число абонентов VELCOM на конец года превысило 630 тыс. при приросте за год 224,6 тыс. (+55,4%). На начало 2003 года абонентская база составляла достаточно внушительную цифру 405,4 тыс.
В последнее время, а именно с апреля 2003 года, большая часть новых подключений делается к сети МТС, абонентская база компании в среднем в течение каждого месяца росла на 32,2 тыс. абонентов. Наибольший прирост достигнут в декабре—60 тыс. абонентов (+14,8%). С начала 2003 года прирост составил 422,3 тыс. (+993,6% к началу года).Однако на начало 2003 года абонентская база составляла 42,5 тыс. Таким образом, МТС на конец года обслуживает 464,8 тыс. абонентов.
Число абонентов оператора стандарта NMT-450 и cdma2000 «БелСел» (ТМ DIALLOG) за год изменилась незначительно и на конец периода оценивается в 22 тыс.
(+2 тыс.). число абонентов нового стандарта превышало на конец 2003 года 11,5 тыс., во многом эта цифра достигнута благодаря миграции абонентов самой компании с устаревшего стандарта.
Рассмотрим непосредственно динамику рынка мобильной связи за 2003 год.
На начало года тарифное предложение VELCOM насчитывало только два тарифных плана (далее ТП), отличающихся только абонплатой/тарифами на звонки. Тарифное предложение МТС насчитывало четыре ТП, отличающихся абонплатой/тарифами на звонки, единицей тарификации, количеством включенных в абонплату сервисов, наличием/отсутствием льготных временных интервалов тарификации. При этом для всех тарифов действовали демпинговые цены на внутрисетевые соединения (0,015$ в минуту—акция «30 рублей внутри сети», объявленная 26 ноября 2002 года). Дополнительно при подключении к МТС действовал меньший «входной порог»--минимальный первоначальный авансовый платеж. Что в целом обеспечивало лидерство компании. Едва ли не единственным ценовым преимуществом МТС на рынке была практически безупречная биллинговая система CBOSS с возможностями ИССА, -по данному критерию компании лидирует и по сей день.
|
В течение года конкурентные преимущества операторов несколько видоизменились. МТС какой-то мере преодолел отрыв по зоне покрытия и спектру дополнительных услуг. VELCOM планомерно снижал тарифы, не прибегая, однако, к демпингу, хотя при этом вплотную приблизился по параметру к конкуренту. Однако и на конец года позиционирование на рынке осталось тем же.
Надо отметить, что в течение первого квартала рынок лишь в малой степени реагировал на демпинговые тарифы МТС, сказывалась инерционность мышления, и VELCOM, благодаря значительному отрыву по качеству, покрытию и спектру сервисов, оставался безоговорочным лидером и по новым подключениям (начав снижение тарифов вводом услуги «Любимый номер»). При этом качественный отрыв лидера увеличивался—февралем датирован ввод в эксплуатацию и бесплатное тестирование GPRS. Лишь со второго квартала началась работа МТС на региональных рынках (где уровень доходов населения ниже), и на которых, соответственно, более значимы конкурентные ценовые преимущества компании—демпинговые внутрисетевые тарифы. Для ниши региональных абонентов, инициирующих вызовы в других операторов, компанией был позиционирован ТП «Областной» типа аккумулятор—с включенным в обязательный платеж (7,5$) 35-ю минутами бесплатных исходящих на любую белорусскую сеть связи (стационарную или мобильную) и льготных тарифами для вызовов, инициированных не из Минска. Хотя эти льготные тарифы достаточно велики, а из 35 минут не исключены вызовы в сеть МТС, что при демпинговых тарифах на внутрисетевые вызовы лишило ТП преимуществ. Фактически маркетинговый ход был успешен—план был хитом продаж (более 30% подключений в период март-октябрь 2003 года).
|
Вместе с тем, хотя и меньшие, но, тем не менее, значительные показатели подключений VELCOM были обусловлены скидками в течение трех месяцев на абонплату для подключившихся в апреле (месяц, когда компания отметила четырехлетие своей работы на рынке) и снижение 12 мая внутрисетевых тарифов и вводом ТП «Старт» для малоговорящих пользователей с минимальной для VELCOM АП 5%, ориентированного на совершающих внутрисетевые звонки и на тех, для кого важна минимизация затрат вызывающих их абонентов сети VELCOM.
Третий квартал характеризовался подключениями к введенному prepaid ТП «Джинс-Классик» с минимальным на рынке «входным порогом» 8$ впоследствии в сентябре модифицированному (снижение тарифов и увеличение сроков действия платежей).
Наконец, четвертый квартал характеризовался вводом МТС линии ТП «МТС. Оптима» типа «аккумулятор», позволяющим контролировать расходы на связь; снижением VELCOM тарифов на внутрисетевые звонки, улучшением условий кредитования, а затем последовавшим 15 декабря снижением абонплаты. К последнему параметру рынок оказался наиболее чувствителен. Надо отметить, что резкий всплеск подключений к сети VELCOM относится к периоду начала действия сниженной абонентской платы. В этот день компания стала лидером по ценовому предложению на белорусском рынке, что дополнялось лидерством по качественным параметрам. МТС 20 и 21 декабря оперативно вывел на рынок два новых ТП, блокировав инициативу VELCOM и вновь став наиболее привлекательным для легкого сегмента рынка. Как результат, с 10 по 21 декабря абонентская база VELCOM выросла на 10 тыс., большая часть этого прироста достигнута с 15 по 21 декабря. При этом по итогам месяца в целом МТС удалось установить новый рекорд—60 тыс. подключений при рекордных 5 тыс. подключений 31 декабря. Необходимо также отметить, что число ТП МТС к концу года достигло 12 (при 3 у VELCOM), что не лишено ряда минусов. Поначалу стереотип в отношении большинства вновь введенных компанией ТП линейки «МТС. Оптима», как о снижении тарифов, не сложился. И лишь последовавшее объявление возможности бесплатного перехода со старых контрактных планов на новые несколько исправило ситуацию. В отношении тарифной политики VELCOM представление прямо противоположное. Считается, что компания сознательно не вводит новые ТП, предпочитая именно абсолютно прозрачное снижение тарифов. При этом для всех планов используется единая 12-секундная тарификация (у МТС три вида тарификации), услуга АОН и «любимый номер» бесплатна (у МТС в некоторых планах предоставляется за дополнительную плату, а в некоторых отсутствует вовсе), а также единые льготные интервалы (у МТС только в одном плане).
«БелСел» в 2003 году в основном являлся источником новостей о новых ТП нового стандарта cdma2000, новых моделях телефонов и услугах. Даже первоначальные введенные ТП были достаточно привлекательны, при возможности мобильного выхода в Интернет. В течение года были введены дополнительно новые, еще более демократичные планы «Джаз» (07,05), «Джаз+» (15,07) и «Фаворит» (01,12), с 8 декабря было объявлено о подарке каждому новому абоненту 60 минут разговоров с абонентами сетей других операторов Беларуси каждый месяц в течение полугода. При этом для большинства ТП с начала эксплуатации стандарта по настоящее время действует акция, предусматривающая бесплатные соединения внутри сети.
Проблемой в течение всего года оставался ограниченный ассортимент аппаратов стандарта. Долгое время предлагалась только одна модель Hyundai Curitel H-100, затем в августе появился Synertec S200. И лишь зимой ассортимент вновь пополнился: 24 декабря поступил в продажу AnyDATA AMC-450, 15 января 2004 года GTRAN GCP-5000 (с самой демократической ценой—229000 рублей) и 23 января компания представила еще один новый аппарат HUAWEI ETS-668. Таким образом, DIALLOG предлагает своим абонентам четыре модели телефонов (закупленная партия Synertec S200 уже распродана, новых поступлений не ожидается,--производитель отказался от дальнейшего выпуска данной модели, продолжая разработки других аппаратов стандарта).
Однако в целом размер абонентской базы «БелСел» (11,5 тыс. в cdma2000 и 10,5 тыс. в NMT) позволяет говорить о компании как о серьезном игроке на рынке лишь потенциально и в будущем времени.
Резюмируя результаты 2003 года, «игроком года» необходимо признать МТС. Маркетинговая политика компании хоть и небезупречна, однако компания показало умение оперативно и грамотно учитывать отклик рынка на собственные ходы и ходы конкурентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремительный рост объемов передаваемой информации требует значительного сокращения времени доставки и обработки абонентом необходимой информации. Это одна из причин быстрого роста мобильных средств связи на базе ССС.
Внедрение ССС означает появление принципиально нового вида связи - массовой радиотелесвязи, т.е. нового вида услуг. Уже сейчас абонентский терминал ССС - сотовый радиотелефон (СРТ) - признается многими зарубежными экспертами первичным терминалом, которым абонент пользуется как в стационарном состоянии (дома, на службе), так и в движении. Широкое внедрение портативных Сотовых Радио Телефонов в перспективе позволит обеспечить каждого человека персональным телефоном со своим индивидуальным номером.
Создание систем массовой радиотелесвязи с большим числом подвижных абонентов, большой пропускной способностью и высоким качеством приема сообщений возможно только при использовании сотового принципа построения системы связи. Этим и объясняется повышенный интерес к ССПС.
Использование ССС широким кругом потребителей в отраслях транспорта, связи, энергетики, строительства, сферы обслуживания, ремонта и др. приносит существенный экономический эффект. По оценкам экспертов США ежегодные доходы от внедрения и эксплуатации ССС в США достигают 2 млрд. дол.
Зарубежные эксперты отмечают возможность создания ССС без значительных начальных капитальных затрат. Сначала ССС создаются с крупными рабочими зонами (радиус зон порядка 10 км) и относительно небольшим числом абонентов. По мере поступления доходов и роста числа заявок на СРТ размеры зон уменьшаются, и увеличивается число абонентов. При этом постоянно наращивается объем типового оборудования базовых станций, АТС и центральной станции за счет доходов от использования ССС действующими абонентами. Поэтому первоначальные капитальные затраты могут быть значительно меньше полных затрат, приходящихся на максимальное число абонентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сергей Хмарук «Роль и место мобильной связи на рынке информационных услуг»; Журнал «МС» 10.2003; Минск С 16-19
2. Андрей Монкевич «Обозрение. Итоги 2003 года»; Газета «Мобильный мир» 02.2004; Минск С 4-6